Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4
1.1. Понятие механизма правового регулирования 4
1.2. Стадии механизма правового регулирования 6
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 14
2.1. Норма права 14
2.2. Правоотношение 16
2.3. Акты реализации прав и обязанностей и акты применения права 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Фрагмент для ознакомления
2
Политическое управление обществом одушевляется государством с помощью различных методов и механизмов и в различные истерические периоды времени. В ранних государствах использовались в управлении преимущественно обычаи и традиции, управление опиралось на общественное сознание, проникнутое верой в незыблемость традиций, установленных предками и проверенных временем. В теократическом государстве используются преимущественно религиозные нормы и заповеди, церковные обряды, которые реализуются на основе глубокой веры народа в господствующий культ. Авторитарные государства для достижения политических целей управления предпочитают опираться на прямое насилие и произвол, а также страх народа перед жестокой расправой. Тоталитарные государства в политическом управлении тотально насаждают государственную идеологию, устанавливают юридические законы на основе данной идеологии и жестко подавляет инакомыслие и инакодействие.
В правовом государстве действует преимущественно механизм правового регулирования. Государство использует главным образом правовые средства управления обществом. Народ отличается высоким правосознанием. В правовом государстве преобладает законопослушное население.
Государство нацелено на удовлетворение позитивных интересов субъектов в обществе. Субъекты имеют разнообразные потребности. Не все потребности являются осознанными. Когда потребности осознаются, то они превращаются в интересы. Интересы нацелены на получение тех или иных материальных или духовных благ или ценностей. Социальное поведение субъектов есть преимущественно осознанное поведение, которое нацелено на достижение ценностей, необходимых субъектам.
Правовое государство предлагает иной механизм управления социальными отношениями — механизм правового регулирования.
Актуальность исследования объясняется тем, что правовое регулирование, выступая как инструмент социального управления, призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан.
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования.
Предмет исследования – механизм правового регулирования: его понятие и структура.
Цель работы – комплексный анализ вопросов, связанных с понятием и основными аспектами механизма правового регулирования.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
- исследовать понятие механизма правового регулирования;
- рассмотреть методы и типы правового регулирования;
- проанализировать элементы механизма правового регулирования.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод как всеобщий метод познания социально-правовых явлений. В ходе работы над темой также применялись сравнительно-правовой и логико-юридический методы.
С учетом вышесказанного, на основании цели и задач построена структура курсовой работы, которая состоит из введения, заключения, двух глав и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие механизма правового регулирования
Механизм правового регулирования в узком смысле слова включает только то, без чего невозможно регулирование общественных отношений, а именно жесткое и властное их нормирование государством, законом. В широком смысле слова механизм правового регулирования охватывает всю совокупность правовых явлений, действующих в обществе и оказывающих то или иное влияние на сознание и поведение субъектов права (механизм юридической надстройки). Н.И. Матузов под механизмом правового регулирования в узком смысле понимает собственно механизм правового регулирования, в широком смысле - механизм правового воздействия. Сам термин «регулирование» можно с полным основанием отнести лишь к праву как системе норм и к некоторым другим специфическим правовым средствам (правоотношениям, актам реализации норм права), а термин «воздействие» - как к перечисленным выше, так и ко всем другим правовым явлениям и категориям1.
Регулирование общественных отношений всегда тождественно принуждению, жесткому и властному предписанию. Правовая норма представляет собой модель отношений, в которой общественные интересы сочетаются с интересами членов общества. Причем право широко использует такие средства воздействия на поведение людей, как стимулирование, поощрение, предоставление прав и др. О подобном регулировании вряд ли можно говорить как о «жестком и властном», поскольку правовая норма («модель поведения») не всегда тождественна приказу. Жесткое и властное нормирование поведения людей закреплено в большей степени в правоохранительных нормах и правоотношениях, возникающих в результате
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Рос. газ. - 25 декабря. – 1993 г.
2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.
Литература
3. Александров Н.Г. Применение норм советского социалистического права. - М.: Изд-во МГУ. 1958. – 234 с.
4. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие для вузов. – М., 1979. – 356 с.
5. Алексеев С.С. Теория права. – М., 2005. – 569 с.
6. Альбов А. П., Николюкин С. В. Теория государства и права. В 2 т. Т. 1. Общая часть : учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 534 с.
7. Аскерова Л.А. Убеждение и принуждение в механизме правового регулирования // Право и государство: теория и практика. – 2011. - № 2 (74). – С. 12-15.
8. Бакарджиев Я. В., Ромашов Р. А., Рыбаков В. А. Теория государства и права. В 2 ч. Часть 1: учебник для прикладного бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 549 с.
9. Бялт В. С. Теория государства и права в схемах : учеб. пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2018. – 547 с.
10. Ведяхин В. М., Ровина С. Н. Об особенностях рыночных отношений // Журнал российского права. – 2002. – № 8. – С. 48–57.
11. Вершинин А. П. Аспекты анализа правовых отношений // Правоведение. – 1986. – № 5. – С. 54–58.
12. Горбуль Ю.А. О соотношении понятий «структура правового регулирования» и « механизм правового регулирования» // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Ч. 46. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. – С. 17-19.
13. Григорьев Ф. Акты применения права. – Саратов, 2012. – 65 с.
14. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1973. – 145 с.
15. Керимов Д А. Философские проблемы права. - М., 1972. – 372 с.
16. Козлова Н.Н. Механизм правового регулирования в контексте совершенствования системы государственного управления в современной России // XI научно-практическая конференция преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых: Актуальные проблемы российской правовой политики: Сборник докладов. – Таганрог: НОУ ВПО ТИУиЭ, 2010. – С. 82-86.
17. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М.: Юрайт, 2008. – 689 с.
18. Коренев А.П. Право советской милиции и социалистическая законность // Сов. государство и право. – 1983. - № 11. - С.16.
19. Лазарев В.В. Применение советского права. – Казань, 1972. – 253 с.
20. Мухаев Р. Т. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 585 с.
21. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Том 2. Теория права /Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. - М., Зерцало, 2008. – 667 с.
22. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. Нерсесянца В.С. - М.: Норма: Инфра-М, 2009. – 875 с.
23. Протасов В. Н. Теория государства и права : учеб. пособие для вузов. – 5–е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 592 с.
24. Розин Л.М. Правовые основы охраны прав граждан органами внутренних дел. - В кн.: Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР, 1982. – 345 с.
25. Спиридонов Л. И. Теория государства и права: Учебник. М.: Можайский политграф. комбинат, 1995. – 579 с.
26. Теория государства и права / Под ред. А М Васильева. – М., 2009. – 638 с.
27. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова. - М.: Юристъ, 2013. – 636 с.
28. Теория государства и права : учебник / под ред. д–ра юрид. наук, проф. Г.Г. Бернацкого. – СПб. : Изд–во СПбГЭУ, 2020. – 763 с.
29. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Изд. 5–е, допол. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М., 2002. – 1027 с.
30. Травкин А.А. Сущность и сферы (пределы) действия правоприменительных актов: проблемы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. – Ярославль, 2008. – 241 с.
31. Чернова Э.Р. Основные подходы к пониманию механизма правового регулирования в юридической науке // Актуальные вопросы современного российского права. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Старый Оскол, 20 марта 2009 г.). - Старый Оскол: КПЦ «Роса», 2009. – С. 99-104.