Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Хорошо отработанная произносительная сторона высказывания учащихся готовит их к осуществлению говорения как вида речевой деятельности. Знание фонетических навыков позволит учащимся правильно произносить все звуки английского языка; усвоить отличительные признаки звуков (гласность и согласность). Фонетические умения помогут школьникам усвоить ритмику (чередование ударных и не ударных слогов) английской фразы, логическое ударение знаменательных слов, ударение служебных слов (вспомогательных глаголов в отрицательной форме), в связи с чем работа, цель которой – анализ ознакомления с новым фонетическим материалом при обучении английскому языку в начальной школе, является актуальной.
Глава 1 Особенности обучения английскому языку в начальной школе
1.1 Психологические особенности младших школьников
В соответствии с возрастной периодизацией по Д. Б. Эльконину младший школьный возраст охватывает период о 6 до 10 лет.
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе и главной деятельностью, является учебная.
При поступлении ребенка в школу образовательному учреждению необходимо решить такие задачи как: выявить уровень готовности учащегося к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения.
Кроме того, по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей.
Для решения данных задач необходимо изучать психологические особенности современных школьников.
Всякий возрастной этап характеризуется особенным положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей деятельностью для данного этапа развития.
Приход ребенка на начальную ступень образования целиком меняет характер его жизни. С первых дней обучения возникает противоречие между постоянно растущими требованиями, предъявляющимися к личности ребенка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и имеющимся у него уровнем развития. Данное противоречие – движущая сила развития у младшего школьника. В процессе увеличения требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.
Этап младшего школьного возраста – своеобразный этап развития ребенка. В нем проходит развитие высших психических функций и личности в целом. Происходит это в рамках ведущей учебной деятельности, которая сменяет игровую. Включение ребенка в учебную деятельность означает начало перестройки всех психических процессов и функций .
1.2. Способы ознакомления с учебным материалом в начальной школе
Речевая деятельность на иностранном языке протекает как в устной (говорение, аудирование), так и в письменной форме (чтение, письмо).
При этом изучение лексической (произносительной) и грамматической составляющей речи играют важную роль в изучении иностранного языка (ИЯ).
В методической литературе лексика определяется как «совокупность слов какого-либо языка. Лексика составляет важнейшую часть языкового материала и во многом определяет содержание обучения» .
В то же время, лексику называют главным строительным материалом речи, ее формирующей стороной. Так, В.М. Филатов сказал: «Мы учим слова не только для того, чтобы знать их, а для того, чтобы используя их, осуществлять общение. Поэтому обучение лексической стороне речи – не само цель, а средство обучения всем видам речевой деятельности» .
По мнению С. Ф. Шатилова, лексические навыки представляют лексическую сторону речи, они являются компонентами речевых умений, и образуют фундамент для обеспечения использования языка как средства общения . Лексический навык оперирует лексическими единицами и комплексами лексических единиц (словами, словосочетаниями, фразами).
При этом, так как в младшей школе доминирующим видом деятельности является игровая, то и учебный материал может быть преподнесен не только в традиционной форме, но и в игровой.
При этом важную роль играют элементы игры. Общение на иностранном языке, к которому готовят преподаватели своих учеников, как раз и подразумевает обмен информацией, который характеризуется обратной связью. Кроме того, коммуникация на иностранном языке обязательно будет окрашена эмоциями.
Игра, как объект коммуникации, также подчиняется этим законам. Она подразумевает обмен информацией, обратную связь и окрашена эмоциями и, поэтому, может органично сочетаться с процессом обучения, позволяя сочетать приятное (игру) с полезным (обучением иностранному языку). Ведь в современном мире знание иностранных языков играет все более важную роль, а знание английского языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности обширный потенциал интернет-ресурсов, работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.
Обучение проходит в игровом формате, по принципу освоения детьми нового паттерна (шаблона чтения)
Например, ребенок слушает простое объяснение — пример чтения определенной буквы и знакомится с фонетическим паттерном.
Так, если ребенок знакомится с буквой «I» и узнает правило чтения «short ‘i’ sound (короткий звук).
Глава 2 Способы ознакомления с новым фонетическим материалом при обучении английскому языку
2.1. Особенности формирования фонетических навыков
Фонетика требует особого внимания на начальном этапе обучения, предполагая овладение практическими навыками и умениями, а также теоретическими аспектами, для использования в различных видах коммуникативной деятельности. Фонетические навыки — это навыки произношения иностранных звуков и их сочетаний, а также выделение этих звуков в потоке речи, постановки ударений и интонационного оформления синтаксических единиц. Определяя методы формирования навыков иноязычного говорения, необходимо учитывать факт умения владеть звуковой системой родного языка, что вызывает интерференцию. Таким образом, возникают нормативные произносительные отклонения в пространстве изучаемого иностранного языка .
Целью формирования фонетических навыков следует считать постановку произношения, максимально близкого к произношению носителей языка. Для постановки фонетического навыка используются имитативный и аналитико-имитативный методы обучения (последний предпочтительнее, так как опирается на принцип сознательности при усвоении материала на основе его понимания).
2.2. Методы ознакомления с новым фонетическим материалом в начальной школе
Как было показано ранее, для начальной школы целесообразно выбирать игровые способы обучения.
При этом включение передовых видов ИКТ, таки, в частности, как подкаст, сделает обучение еще более эффективным.
Уникальность подкастов заключается в их доступности 24 часа в сутки 7 дней в неделю, то есть в любое удобное для человека время. Как когда-то социальные сети вошли в жизнь каждого человека, так и подкастинг в качестве медиума находится на пути к повсеместному распространению. Существует огромное количество видов подкастов, среди которых наиболее распространёнными являются такие разновидности устной речи, как:
1) интервью один на один (one-to-one interview);
2) монолог (solo commentary);
3) обсуждение-интервью с несколькими с приглашёнными специалистами (panel);
4) научное повествование (non-fiction storytelling);
5) чтение художественной литературы (fiction storytelling).
Популярны совместные подкасты (co-hosted podcasts), а также обучающие подкасты (educational), разные виды которых значимы в обучении профессиональному иностранному языку: от обучающих для повышения уровня знания изучаемого языка до аутентичных интервью, обсуждений и новостных статей в различных сферах.
Одним их основных преимуществ подкастов является их продолжительность: одни могут состоять из нескольких минут, освещая какие-либо краткие новости для носителей языка, либо имея обучающий характер. Другие могут длиться до нескольких часов, если речь идёт о чтении научнопопулярной или художественной литературы, интервью или монологическом высказывании на определённую тему.
Заключение
В данной главе проведен анализ психологических особенностей младших школьников. Кроме того, рассмотрены виды уроков, применение которых позволит лучше преподнести новый материал курса английского языка.
Отмечено, что так как в исследовании рассматривается начальная школа, а в этом возрасте доминантной является игровая деятельность, то логично при объяснении нового материала остановить выбор на уроке-игре.
В данной главе проведен анализ особенностей обучения фонетике на уроках английского языка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Аникина, Ж.С. Преимущества использования информационнокоммуникационных технологий при обучении иностранному языку в вузе [Текст] / Ж.С. Аникина // Герценовские чтения. Иностранные языки
2. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология [Текст] : учебное пособие / А. К. Болотова. – М. : ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 с.
3. Бронская, В. С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников / В. С. Бронская // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №4. – С 59.
4. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. Высш. Пед.учеб.заведений/ Д.Н Гальскова, Н.И. Гез // - 2-ое изд., испр. и доп.- М.: Издвтельский центра «Академия», 2005 — 336 с.
6. Гез, Н. И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи / Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. — 1977. — № 5. — С. 35–41.
7. Дубровина И.В., Е.Е.Данилова, Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений/Под ред. Дубровиной И.В. – М: Издательский центр «Академия», 1995. – 464 с.
8. Керова Г.В. Задачи по математике 1 – 4 классы. / Г.В. Керова. – М.: ВАКО - 2008. – 237с.
9. Котляров В. А., Поликаркина С. В. Формирование универсальных учебных действий при изучении нового материала на уроках математики // Научный альманах. 2016. № 3–2 (17) С. 194–199. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25965248.html
10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка URL http://elib.gnpbu.ru/text/piazhe_rech-myshlenie-rebenka_1994/go,22;fs,0/
11. Федеральный государственный образовательный стандарт Электрон. дан. – 2009. URL: http://минобрнауки.рф/
12. Порожняк, Н. Ф. Развитие фонетических навыков у студентов неязыковых вузов / Н. Ф. Порожняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 556-559.
13. Эльконин Д. Б. Психология игры. URL: http://www.pseudology.org/Psyhology/Psyhologiya_Igry2.pdf