Фрагмент для ознакомления
2
Для осуществления полномочий депутату предоставляется ряд гарантий и прав:
1) личная неприкосновенность (ст. 98 Конституции РФ).
Действует в течение всего срока полномочий депутата. Депутаты ГД не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Однако депутат может быть лишен неприкосновенности по решению ГД. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ;
2) социальные гарантии на уровне федерального министра: ежемесячное денежное вознаграждение, ежегодный оплачиваемый отпуск, медицинское и санаторно-курортное обслуживание депутата и членов его семьи, пенсионное обеспечение. Время осуществления полномочий депутата засчитывается в стаж государственной гражданской службы. Также гарантируется жилищно-бытовое обеспечение депутатов, не имеющих жилой площади в г. Москве, и иные социальные гарантии в соответствии со ст. 2 Закона о статусе депутата;
3) гарантии участия в работе ГД РФ, а именно право:
- законодательной инициативы (внесение в ГД законопроектов и поправок к ним (ч. 1 ст. 11 Закона о статусе депутата);
- присутствовать на любом заседании ГД и участвовать в голосовании с правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым ГД или комитетом/комиссией ГД, членом которого/которой депутат является (ч. 1, 4 ст. 12 Закона о статусе депутата);
- участвовать в работе комиссий и комитетов ГД (пп. «б» ч. 1 ст. 7 Закона о статусе депутата) и т.п.;
4) иные гарантии осуществления полномочий;
- право направления запроса в органы власти и должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию (ст. 14 Закона о статусе депутата);
- право на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами органов власти и органом местного самоуправления (ст. 16 Закона о статусе депутата);
- право на получение и распространение информации (ст. 17 Закона о статусе депутата);
- право иметь помощников по работе (ст. 37 Закона о статусе депутата).
Депутату ГД также гарантируется предоставление помещения с мебелью и техникой для осуществления полномочий (ч. 7 ст. 6 Закона о статусе депутата) и иные гарантии и права в соответствии с федеральным законодательством.
При этом депутат обязан:
- принимать личное участие в заседаниях ГД, комитетов, комиссии и т.п., членом которых он является (ч. 3 ст. 12 Закона о статусе депутата);
- поддерживать связь с избирателями, в т.ч. путем организации личного приема, рассмотрения обращений граждан и т.п. (ст. 8 Закона о статусе депутата);
- соблюдать этические нормы (ст. 9 Закона о статусе депутата).
Срок полномочий депутата - со дня избрания депутатом до дня начала работы ГД нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных законом. В частности, досрочно полномочия депутата могут прекратиться в случае досрочного роспуска ГД, по личному заявлению депутата, при прекращении полномочий депутата по основаниям, указанным в ч. 5 ст. 4 Закона о статусе депутата.
2.2. Полномочия депутата Государственно Думы
Статус депутата Государственной Думы РФ, предоставляет следующие права и гарантии:
- неприкосновенность в течение всего срока полномочий (ст. 98 Конституции РФ). Содержание данной гарантии заключается в том, что депутаты Государственной Думы не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;
- право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним;
- право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Федерального Собрания РФ, а также комитетом, комиссией данной палаты Федерального Собрания РФ, согласительной и специальной комиссией, членами которых они являются (п. 1 ст. 12 Закона о статусе депутата);
- право присутствовать на любом заседании каждой из палат Федерального Собрания РФ (п. 4 ст. 12 Закона о статусе депутата);
- право направления запроса в органы власти и должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию (ст. 14 Закона о статусе депутата);
- право на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами органов власти и органом местного самоуправления (ст. 16 Закона о статусе депутата);
- право на получение и распространение информации (ст. 17 Закона о статусе депутата);
- право иметь помощников по работе (ст. 37 Закона о статусе депутата) и др.
Обязанностями депутата Государственной Думы являются:
- поддержание связи с избирателями (ст. 8 Закона о статусе депутата). В частности, депутат Государственной Думы обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан;
- соблюдение этических норм (ст. 9 Закона о статусе депутата);
- ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представить в соответствующую комиссию Государственной Думы сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 1 ст. 10 Закона о статусе депутата);
- принимать личное участие в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии, членами которых они являются (п. 3 ст. 12 Закона о статусе депутата).
Депутат Государственной Думы может быть привлечен к уголовной или административной ответственности только в случае снятия с него неприкосновенности в порядке, предусмотренном ст. 20 Закона о статусе депутата.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, N 11, ст. 1416.
4. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3466.
5. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
6. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, N 8, ст. 740.
7. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 декабря 2002 г. N 3526-III ГД «О проекте Федерального закона N 140421-3 «Об отзыве депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, избранного по одномандатному избирательному округу» // СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 121.
8. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик от 7 октября 1977 г. // ВВС СССР. 1977. N 41. Ст. 617. (Утратила силу.)
9. Закон СССР от 21 декабря 1989 г. «О статусе народных депутатов в СССР» // ВВС СССР. 1989. N 29. Ст. 567. (Утратил силу.)
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. N 7-П // СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1374.
11. Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N 1-З // Собрание законодательства РФ, 23.03.2020, N 12, ст. 1855.
12. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2020. С. 94.
13. Бендюрина С.В., Югов А.А. Конституционные основы статуса народных представителей в органах публичной власти // Российский юридический журнал. 2001. N 3. С. 28.
14. Василенко И. Связь с общественностью в государственных организациях и местных органах власти: западный опыт // Проблемы теории и практики управления. 2003. N 4. С. 39.
15. Ватников И.Е. Руководство местных Советов народных депутатов делом физической культуры и спорта: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980. С. 6.
16. Величко С.А. Выборы народных депутатов СССР 1989 г. - первые свободные выборы в истории России // Представительная и законодательная власть: история и современность: материалы научно-практической конференции (г. Барнаул, 16 - 17 сентября 2009 г.): сб. науч. ст. / отв. ред. С.В. Землюков. Барнаул, 2010. С. 297 - 302.
17. Гуторова А.Н. Правовая природа взаимоотношений депутата и избирателей в контексте исторического развития России // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 10. С. 56.
18. Дорошенко В.А. Правовая культура в системе внешних условий эффективности механизма государственно-правового регулирования общественных отношений // Проблемы совершенствования законодательства на современном этапе: материалы Международной конференции курсантов, слушателей и студентов (г. Белгород, 21 апреля 2011 г.): сб. науч. ст. / редкол. К.Н. Лобанов и др. Белгород, 2011. С. 80.
19. Заяев Н.А. Правовая неопределенность в реализации конституционных принципов // Государственное строительство и правовая реформа в Северо-Кавказском федеральном округе: сб. / ред. кол. И.А. Алексеев, Д.С. Белявский, М.С. Трофимов. Пятигорск: ПГЛУ, 2010. Вып. 1. С. 93.
20. Коновалова Л.Г. Мандат депутата современного парламента: конституционно-правовое исследование. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. С. 34 - 106.
21. Конституции государств Европы: В 3 т. М.: Норма; Инфра-М, 2001. Т. 1 / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. С. 593.
22. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 270.
23. Леоненко Н.Т. Научные концепции мандата депутата: апология и критика // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 11. С. 41 - 44.
24. Осипова Р.И. Роль выборов в процессе преобразования политических систем в странах Восточной Европы в 1989 - 1990 гг. // Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. М., 1993. С. 109 - 118.
25. Садовникова Г.Д. Представительные органы в Российской Федерации: проблемы исторической обусловленности, современного предназначения и перспективы развития: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 401.
26. Слесарев С.А. Государственная Дума // СПС КонсультантПлюс. 2021.
27. Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020. С. 78.