Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Семья-это связующее звено между человеком, государством и другими социальными институтами. Это значимое явление, потому что оно считается источником любви, взаимного уважения, солидарности и личной привязанности.
В настоящее время общество переживает семейный кризис. Увеличение числа разведенных семей, увеличение числа детей с с задержкой психического развития (далее - ЗПР) и обострение проблемы внутренних отношений в семье вызвали озабоченность всех социальных институтов семейной системы.
Статистические данные констатируют в России рост количества детей с ЗПР: в середине 1981 года существовало 4 спецшколы для детей с ЗПР, где обучалось до 1 тыс. школьников, а 2001−2002 учебному году количество данных школ выросло до 122, где уже обучалось до 19,8 тыс.
Таким образом, увеличение числа детей с ЗПР в интернатных учреждениях является фактором, который оказывает негативное влияние на процесс семейно-ролевой идентификации ребенка.
Семья ребенка - это психосоциальная система взаимоотношений. Конечно, в семье младший подросток приобретает первый опыт взаимоотношений с внешним миром, получает навыки общения, приобретает формы взаимодействия с людьми, формирует свои поведенческие модели и реакции. Поведенческая системы и взаимодействие детей формируются, опираясь на эмоциональный, когнитивный и событийный опыт, который получен от родителей.
Сегодня так складывается социальная ситуация, что все больше родителей не могут уделять достаточно времени взаимодействию с ребенком, они отстраняются от его воспитания, перекладывая ответственность и обязанности на воспитателя, педагога, психолога, в связи с этим культура общения в семье постепенно сокращается, что в свою очередь снижает качество родительских отношений и уровень развития ребенка. Однако в семье ребенок нуждается в безопасной, фасилитирующей и любящей среде, которая является основой для социализации, что возможно, если родители компетентны в вопросах воспитания.
Очевидные структурные изменения в семье также делают открытой ее функцию: современная семья характеризуется повышением ценности партнерства в браке, ослабление дифференциации гендерных ролей, усиление тенденции к рождению и отсутствию детей, а также ослабление связей с расширенными семьями.
Цель нашей работы-определить конкретные особенности семейно-ролевой идентификации у младших подростков, страдающих ЗПР, в интернатных учреждениях.
Чтобы достичь поставленной цели, следует решить определенные задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы семейно-ролевой идентификации в развитии младшего подростка с ЗПР в контексте условий интернатного учреждения;
2. Эмпирически выявить взаимосвязь семейно-ролевой идентификации младших подростков с ЗПР с отношениями в семье;
3. Определить направления работы по формированию семейно-ролевой идентификации у детей с ЗПР в условиях учреждения интернатного типа.
Объект исследования: процесс идентификации младшего подростка с ЗПР.
Предметом исследования является семейно-ролевая идентификация младшего подростка с ЗПР.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что семейно-ролевая идентификация младших подростков с ЗПР будет формироваться в условиях интернатного учреждения, если организовать данную работу по направлениям:
- повышение компетентности педагогов в вопросах об особенностях формирования семейно-ролевой идентификации у детей с ЗПР;
- осуществление коррекционно-развивающего подхода в воспитательной системе интерната с младшими подростками с ЗПР.
Методы исследования: психодиагностический метод; анализ литературы; статистической метод.
В качестве методологической основы исследования выступили:
- отечественные теории личностного развития JI.C. Выготского, C. Рубинштейна;
- теории идентификации представителей психологических школ (H.H. Авдеева, А. Бандура, Г.И. Малейчук, B.C. Мухина, И.С. Кон);
- труды ученых по изучению ЗПР ребенка (В. М. Лубовский, С. Выготский, А.И. Чайкина, Т.А. Власова, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская).
Данная работа состоит из двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СЕМЕЙНО-РОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1 ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙНО-РОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Идентичность-одна из важнейших человеческих характеристик, без которой он не может существовать как сознательная автономная личность. По словам Э. Эриксона, идентичность основывается на чувстве тождественности себе и непрерывности существования человека во времени и пространстве, а также на понимании того факта, что эта идентичность и непрерывность признаются окружающей средой [Эриксон 2006].
Идентичность связана с образом "Я", с осознанием собственной личности и уникальности физических и психологических характеристик индивида. В то же время идентичность - довольно сложное и разнообразное явление. Она проявляет себя в разнообразии качеств. Мы можем говорить о целом наборе или системе идентичности, которая реализуется в разных ситуациях и соответствует разным социальным ролям.
Концепция идентичности решена авторами известной работы "Социальное конструирование реальности" Бергером и Лукманом, которые положили тезис в роли основы, что идентичность, конечно, определяется ключевым элементом субъективной реальности'. Кроме этого, чтобы дать развитие свои идеи, они считали, что идентичность является явлением, которое появляется из диалектической взаимосвязи индивида и общества [Бергер 1995 и Лукман 1995].
Человек характеризуется не только определенными индивидуальностями, но и групповой идентичностью, которая, согласно Эриксону, связана с группами, главным образом географическими и историческими представлениями (коллективное "эго"), а также экономическими задачами [Эриксон 2006]. Групповая идентичность - это идентичность, которая связанна с определенной группой или сообществом.
Ролевая идентичность, если ее рассматривать как отдельную форму социальной идентичности, - это идентичность, которая ограничена социальными ролями, то есть культурно приемлемыми ожиданиями общества от соответствующих типов поведенческих характеристик определенного социального статуса. Ролевая идентичность основана на самосознании субъекта психологической роли, которое более тесно связано с понятием самостоятельности, чем социальная идентичность.
Ч. Гордон, американский социолог, был уверен, что идентичность характера является важным элементом концепции личности "я". Мы выделим из пяти им названных ее типов только два в связи с тем, что они связаны с предметом нашего исследования:
1. Половая идентичность, которая основана на гендерной идентификации человека как мужчины или женщины;
2. Расовая идентичность, т. е. идентификация человека как члена расовой, религиозной, этнической общины или языковой группы, субкультуры или другой социальной структуры [4:21].
Многие авторы, такие как Кон И.С., Спиваковская А.С., Захаров А.И., Немировский К.Е. и др., убеждают нас, что нарушения в половой и ролевой идентификации детей могут привести к таким вещам, как снижению уровня требований, высокой тревоге, невротическим симптомам, грубости, агрессивности, низкому уровню самооценки, чувству болезненного отличия от сверстников, активному поиску ребенком «значимого взрослого» и многое другое.
Семейно-ролевая идентификация – это ролевое распознавание детей с родителями, представляющая собой определенный этап личностного формирования, в котором когнитивные, эмоциональные и поведенческие детерминанты идентификации тесно связаны между собой. Именно эти различные сочетания данных компонентов определяют варианты родительского отношения: эмоциональное отвержение, гиперопеку, сверхтребовательность, устойчивость, активную любовь [19:34], поддержку, разрешение, приспособление, формальное чувство долга, непоследовательное поведение [6:11].
Сегодня в психологии и педагогической науке существует два способа изучения семейно-ролевой идентификации. Первый - это теория научения, когда ребенок пассивен в своем состоянии в процессе усвоения семейной роли. Второй способ - когнитивно-генетическая теория, определяющая идентичность как результат активного выстраивания ребенком собственного личного опыта.
Учеными-исследователями определены три этапа в развитии процесса семейно-ролевой идентификации:
- Дети получают готовые знания о существующих ролях в семье;
- Ребенок сам берет на себя какую-либо семейную роль;
- с учетом роли ребенок сознательно ведет контроль своего поведения.
Названные выше две теории помогают раскрыть различные составляющие самого процесса семейно-ролевой идентификации, которая имеет опору на семейные взаимоотношения через научение и воспитание.
В некоторых исследованиях российских психологов, особенно у Клециной И.С. и Бендас Т.В., семейно-ролевую идентификацию рассматривают как сложный разносторонний процесс, определяющий собственно семейную роль, вбирая эмоциональную, психологическую и социальную ценностность значимости человека как члена семьи, непосредственно формирующего ролевое поведение индивида.
И особенно важно подчеркнуть для дальнейшей нашей работы, что структура семейно-ролевой идентификации содержит три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
В современной западной литературе распространилась концепция Э. Эриксона о кризисе идентичности как основной черте подросткового возраста (под идентичностью понимается самоопределение как личности, так и индивидуальности).
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. Вопросы психологии. 1987;5: 70–78.
2.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. - 304 с.
3.Артамонова Е. И., Ежканова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.: Академия. 2002. 192 с.
4.Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация: методические исследования детского самосознания. М.: Когнито-Центр.2001. 24 с.
5.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания /П. Бергер, Т. Луман. – М.: Медиум, 1995. – 323 с.
6.Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия. 1995. 328 с.
7.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1968. 464 с.
8.Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения. Автореф. дис. … канд. психол. наук. М. 2002. 23 с.
9.Вербина Г. Г. Психология семьи: Курс лекций. Чебоксары, 2006. 238 с.
10.Гагарин А.В. Мировоззрение, культура, компетентность личности
в контексте устойчивого развития природы и общества. // Акмеология.
№ 3 (35). 2010. С. 28–32.
11.Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Развитие информационной личности: энвайронментальная составляющая // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2013. № 1. С. 13–20.
12.Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология: Научно-методический журнал Академии педагогических наук СССР / Ред. В.И. Лубовский, А.И. Чайкина, 1986. № 5 1986. С. 13–21.
13.Джемс У. Психология. – М.: «Педагогика», 1991.
14.Дзукоева Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии // Дефектология, 1999. № 2. 19–25с.
15.Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. – СПб. Питер, 2001. 656 с.
16.Дружинин В. Н. Пихология семьи. 3-е изд. СПб.: Питер. 2006. 176 с.
17.Зелевская Н.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания//Образование.–2004.–№6.–С.16–25.
18.Иванова И. В. Влияние переживаний на развитие личностной идентичности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.2001. 24 с.
19.Ковалёва Н. П. Особенности развития половой идентичности в младшем школьном возрасте. Экология человека. 2014;2: 25–32.
20.Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат. 1984. 335 с.
21.Конева И.А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития: автореф. – Нижний Новгород, 2002. 26 с.
22.Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия. 2008. 432 с.
23.Мишина М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности // Акмеология № 2. 2013. С. 35. –39
24.Петровский A. B. Трехфакторная модель значимого другого. Вопросы психологии. 1991; 1: 7–18.
25.Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ. 2006. 460 с.
26.Таганова А. А. Личностная идентичность и понимание значимых других. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар. 2004. 22 с.
27.Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2006. 768 с.
28.Филиппова Ю.В. Семейная идентичность и трансформация семейных ценностей в современной России // Трансформация идентификационных структур в современной России. - М., 2001.
29.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. 2-е изд. М.: МПСИ. 2006. 352 с.
30.Эриксон Э. Идентичность. Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности. Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2006.
31.Ясперс К. Общая психопатология. Пер. с нем. М.: Практика. 1997. 1056 с.
32. Заиграева Н. В., Коробейников Н. А. Гендерная социализация и полоролевые представления подростков с интеллектуальной недостаточностью/ Н. В. Заиграева, Н. А. Коробейников // Дефектология. – 2007. – № 2. – С. 15–24.