Фрагмент для ознакомления
2
ВЕДЕНИЕ
Что такое перспективная программа в области туризма? Ответ на первый взгляд очевиден. Это та программа, обеспечивающая «пассажиропоток» в широком смысле этого слова. То есть программа способная покрыть интересы, нужды и потребности большего числа граждан.
Конечно, без маркетинговых исследований не обойтись.
Однако «Нет ничего постоянного, чем временное» и интерес к тем или иным программам подчас становится «плавающим». Здесь речь идет о СМИ, которые подчас вперед прокладывают дорогу в те или иные «Труднодоступные места», вызывая тем самым сильнейший познавательный и исследовательский интерес, как скажем передачи о путешествиях.
Пример такого продвижения ТВ передача Первого канала «Тур Де Франс» с Владимиром Познером и Иваном Ургантом. Кто реально подсчитал количество туристов, который отправились в реальный Тур де Франс после ТВ ШОУ?
Вопрос этот не праздный: работа призвана ответить на вопрос как сделать так, чтобы эти программы были работающими, а нет только на бумаге.
Интерес в этом случае уже есть, а продукта и маршрута, и программы еще нет. Народный вопрос: «А Вы видели…А Вы ездили? А Вы слышали?» - Вопросы не праздные, а можно сказать, архаичные, корнями уходящие в древность.
Не секрет, что первыми путешественниками были сказители, те, кто с упоением рассказывал о дальних странах, «Об услышанном и увиденном». «Пойти и послухать мир ногами»- дело весьма важное и древнее.
Посему из вышесказанного можно вывести следующую мысль:
«Маркетинг — это очень нужно и важно, но без принципа историчности в вопросах «Путь-и - шествия» любые разработки будут неполными картинами мира о важнейших потребностях современного туриста и путешественника.
Сразу определимся в понятиях. Путешественник –он же паломник, он же пилигрим (лицо осуществляющее духовное путешествие) не является туристом по определению. Это самоактуализированная личность, самостоятельно добывающая нужные впечатления, сведения и реализующая план своего путешествия, согласно своим внутренним духовным исканиями и потребностям.
Напротив, турист потребляет готовый продукт, созданный другими на основе стреднестатических познавательных потребностей среднего гражданина со средним достатком.
Сделаем небольшое отступление от главного вопроса этой работы ради ассоциативного ряда. Что общего между книгоизданием и туристической деятельностью? Где эти круги Эйлера пересекаются? В книгоиздании как виде деятельности авторитетные книгоиздатели подтвердят, что наиболее продаваемые книги – это исторический жанр. Правдоискательство в России – это национальный гимн жажды справедливости, которая не может быть удовлетворена и обнародована не иначе как без той самой правды, которую с огромной жаждой ищет Россиянин.
Любая поездка, включает обслуживание сопровождающего гида, совместно с экскурсоводами и краеведами на местах. И если гид- сопровождающий – это в лучшем случае «тур –нянька», то на плечи экскурсовода ложиться огромный груз ответственности за сказанное вслух слово об «исторической правде».
1.1 ПРИНЦИПЫ, КАТЕГОРИИ И КОНТЕКСТ КАК УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ УСПЕШНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
Отсюда вытекает еще один принцип, без которого создание новых туристических программ будет усечено -неполным, что соответственно будет иметь и экономические последствия. Это принцип системности подачи исторического и культурно –познавательного материала;
Правда, здесь вытекает множество других проблем этического свойства, о которых вслух не говорят: «Достаточно вспомнить разговоры о Екатерине Великой, Распутине и так далее…»
Тогда на чем должны базироваться современные программы для развития туристической отрасли РФ? В чем принципиально должен стоять базис, на котором будут строится программы и тур продукты?
Сейчас ударение и акцент сделан на патриотизм. Шествие парадов и акция «Бессмертный полк», безусловно поднимает дух народа, так как затрагивает базовые ценности русских людей, о чем будет сказано выше. Но есть и опасность долгосрочной спекуляции на святых чувствах патриотизма.
Тогда на чем? На межнациональном единстве народов, населяющих РФ, а их немного не мало, а около 150 национальностей, проживающих на территории РФ. Но и здесь фундамент очень непрочный и зыбкий, так как не найдены устойчивые точки пересечения и разность культур не находит актуального интереса в друг друге и несет больше культурно -чаепитийный характер о добрососедстве.
Тогда что может быть тем самым фундаментом на котором будут в реальности, а не на бумаге и в проектах реализованы смелые проекты и программы?
Спортивные международные мероприятия в последнее время заполняли брешь в этой области, показывая пример открытости и дружелюбия. Спорт взял на себя функцию миротворца между народами и с этой ролью он справился как никто лучше. «О спорт - Ты мир!» Гениальная фраза!
Может ли быть так называемый ЭТНОСПОРТ плацдармом для создания перспективных и успешных туристических программ? Вопрос остается открытым!
Полагаю, это огромный фундаментальный труд круга авторов, исследователей из смежных областей: «Философии, социологии, истории, включая области знания психологии и современных практиков – путешественников (пионеров в своем деле);
То есть мировоззренческая концепция туристических образовательных и просветительских программ РФ – это сверх задачи, выражаясь языком мыслителя и режиссёра Станиславского.
И в связи с этим, выводим «Принцип сверхзадачи», под которым понимается такая программа, которая не существует сама по себе, а имеет свою сверхзадачу, и сама является как бы не целью, а этапом к реализации этой сверх задачи.
Тогда встает закономерный вопрос, какие еще принципы должны лечь в основе разработки перспективных тур программ в РФ?
Двенадцать принципов диалектики не повредят, особенно принцип историчности о котором ранее мы уже упомянули. (рис.1)
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Саратовцев Ю.И. «Технология туризма», учебное пособие. С.-Пб. СПбГИЭУ, 2002г.
2. Ефремова М.В. «Основы технологии туристского бизнеса». Москва, 2003г.
3. Ильина Е.Л. «Туроперейтинг: организация деятельности». Москва, 2000г.
4. Квартальнов В.А. «Туризм». Москва, 2002г.
5. Квартальнов В.А., Зорин И.В. «Туризм и отраслевые системы». Москва, 2002г.
6. Папирян Г.А. «Международные экономические отношения: Экономика туризма». Москва, 1999г.
7. Сенин В. С. Организация международного туризма, М.: Финансы и статистика, 1999.