Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эгейская цивилизация представляет собой общее название цивилизаций бронзового века в 3000-1000 гг. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолия). Также часто используется термин «Крито-микенская цивилизация».
Первые центры данной культуры были открыты Генрихом Шлиманом в Микенах в 1876 году, позже – Артуром Эвансом на острове Крит, с 1899 г.
В XIX столетии цивилизация активно изучалась, было открыто огромное количество памятников: могильников, поселений, больших городов, как Полиохны на острове Лемнос с каменною стеной высотой 5 м, Филакопи на острове Милос; царские резиденции - Троя, дворцы Крита (Кносс, Маллия, Фест), акрополь в Микенах.
Самыми известными культурами данного периода является минойская (критская), микенская. Есть также и отдельные, небольшие культуры - кикладская и эллинская.
Целью данной работы является рассмотрение Трои и Крито-Микенского мира.
Задачи:
- описать общественный срой Крита и Микен;
- рассмотреть государственное управление и социально-экономическую структуру Микенской Греции, экономические и социальные отношения на Крите;
- проанализировать социально-политическое устройство Трои;
- изучить сходства и различия социально-политического устройства греков и троянцев.
Объект исследования – Крито-Микенская цивилизация и Троя. Предмет исследования – сравнение социально-политического устройства греков и троянцев.
Глава 1 Общая характеристика Крито - Микенской цивилизации
1.1 Общественный строй Крита и Микен
Для того, чтобы понять, каким был социально-политический строй крито-микенского общества, важно прочитать найденные в Кноссе таблички из глины со знаками линейного письма.
Их пиктографической письменности, которая существовала на Крите около 2000-1700 гг. до н.э., создается линейное письмо, которое условно называется линейным письмом А. После на основе данного письма создается новая система письменности, более упрощенная и облегченная – письмо Б.
Впервые тайну письма Б разгадал М. Вентрис (Англия). В середине прошлого века он совместно с Дж. Чадвиком опубликовал статью с кратким изложением открытия. Согласно ученым, линейное письмо Б представляло собой письменность древних ахеян, населения Греции, которое жило на территории Пелллопоннеса до того, как туда вторглись дорийские племена. Спасаясь от дорийцев, ахейцы бежали на Кипр. Соответственно, так на Кипре появился ахейский язык и письменность.
Отечественный ученый С. Я. Лурье также уделял огромное внимание дешифровкам линейного письма Б. Ахейское письмо было доступным для образованных специалистов, его знали служители у царей и имущие горожане .
Ахейцы к XV в. обладали знаками для гласных звуков. Это помогло создать алфавитное письмо.
Прочтенные таблички с письмом Б – это документы финансово-административного характера. В них есть данные о раскладке обложений, о том, как распределялись натуральные повинности и скот по пастбищам, инвентарные списки, списки жертвоприношений богам, данные о призыве в войска.
А. Бартонек изучает то, как хранились таблички, как они изготавливались. Так, таблички делали и сырой глины, после их выравнивали по влажной поверхности при помощи острого резца и наносились знаки. После таблички просушивались на солнце. Хранились они в плетеных корзинах.
Изучение табличек дает понимание, как велось хозяйство. В Пилосе, к примеру, было особое лицо, которое заведовало инвентаризацией колес от колесниц .
В Кноссе записывались данные о шерсти, одежды и женщинам-работницах.
Но таблички были вспомогательным средством для записей. Что же было основным – неизвестно. Вполне возможно, это была шкура зверей, поскольку на Кипре в первом тысячелетии до н.э. учитель чтения и письма был человеком, «рисующим на шкуре».
Открытие глиняных табличек с письмом Б дало возможность узнать имена собственные и названия географий, совпадавших с описанием того же у Гомера.
Глиняные таблички рассказывают, что в это время государства имели развитый бюрократический аппарат, частную собственность на землю и развитое рабовладение.
Взаимоотношения между Критом и Микенами могут быть распознаны
в керамическом материале, который является четким свидетельством влияния минойского Крита и Тиры на Микены. Богатые фрески изображают людей в повседневной жизни и во время празднеств, их одежду, посуду, украшения и даже людей с длинными и короткими волосами. Согласно Гомеру, греческие герои были длинноволосыми, и фрески указывают на то, что длинные волосы носили именно представители высших слоев общества,
в то время как люди низкого ранга носили короткие волосы. Это рассматривается как влияние Крита, где известно, что люди носили длинные волосы .
С кносскими фресками может быть сопоставлена роспись стен дворца в Микенах, которая датируется 1500—1450 гг. до н. э ..
Наличие фресок также было подтверждено и в Фивах, где наблюдается четкая связь с островом Тира .
Столетие исследований в Фивах дало многочисленный археологический материал, интерпретация которого, однако, так и не привело ученых к единому мнению относительно происхождения населения этого города.
1.2 Государственное управление и социально-экономическая структура Микенской Греции. Экономические и социальные отношения на Крите
Микены располагаются на Пелопоннесе, на полпути от Коринфа до Аргоса. Микенский холм был заселен в начале III тысячелетия до н.э. Хол располагается в центре небольшой долины с рекой Персея. Так он не является доступным врагам. Микены расширялись постепенно.
Открытие глиняных табличек доказало то, что Микены не являлись масштабной державой. Территория Микен управлялась из Кносского дворца, расцвет которого приходился на XV – XIV вв. до н.э.
Царство Нестора простиралось на 80 км с севера на юг и приблизительно 50 км с запада на восток, то есть было по величине в два раза меньше Крита .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Блеген К., Троя и троянцы : Боги и герои города-призрака. — Москва : Центрполиграф, 2004. — 221,
2) Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Прагреки в Трое. Вестник древней истории. 1994. № 4.// http://annales.info/mal_az/troy/pragreki.htm
3) Гомер, Илиада. Одиссея. — Алма-Ата : Мектеп, 1986. — 640 с.
4) Дмитриева Н. А., Античное искусство. — Москва : Детская литература, 1988. — 254 с.
5) Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. М., 2016.
6) Ж. Ле Гофф, Рыцари-воины и горожане-победители. Образ города во французской литературе XII в., Средневековый мир воображаемого, пер. с фр. под ред. С. К. Цатуровой, Москва 2001
7) Ивик О., Троя : пять тысяч лет реальности и мифа. — Москва : Ломоносовъ, 2017. — 318, [1] с.
8) Лебедев С., Генрих Шлиман: человек-легенда // Инженер. — 2006. — N 7. — С. 27
9) Леви Д., Затерянные города : реальность и вымысел. — Москва : БММ, 2010. — 192 с.
10) Лурье С. Я., Язык и культура микенской Греции. — Москва : URSS : [ЛКИ, 2011]. — 401, [1] с.
11) Маслов А. Н., Неслучайные очевидцы Троянской войны, или Еще раз о времени и правде свидетельства в средневековой традиции, Социология власти 28, 2 (2016) С. 78-101
12) Молчанов А. А., Памятники древнейшей греческой письменности : введение в микенологию. — Москва : Наука, 1988. — 188, [3] с
13) Мусурок М. Л., Образ Трои во франко-фламандской миниатюре XV в., Вестник Санкт-Петербургского университета, Серия 2, История 3 (2014) С. 207–217
14) Неверов О., Генрих Шлиман и его Троянские древности // Наше наследие. — 2006. — N 79/80. — С. 150-155.
15) Фесенко А. В., Троянский миф как культурное основание европейской идентичности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — N 3. — С. 41-47.
16) Шлиман Г., Троя. — Москва : Центрполиграф, 2010. — 398, [1] с.,
17) Burn A. R. The Pelican History of Greece. Middlesex: Penguin Books, 1979
18) Castleden R. Mycenaeans. New York: Routledge. 2005.