Фрагмент для ознакомления
2
Именно недостаточный уровень общей физической подготовленности учащихся, на наш взгляд, ограничивает применение учащимися техники силовой подачи мяча в прыжке, поскольку для применения этой техники необходима, в первую очередь, хорошая физическая подготовка. Все это говорит о необходимости проведения специальной работы, направленной на совершенствование физического развития и на развитие двигательных качеств детей старшего школьного возраста. Только после проведения работы по развитию физических качеств учащихся, можно переходить к изучению техники силовой подачи мяча в прыжке. Поэтому далее нами была реализована разработанная нами методика (формирующий этап).
Контрольный этап. На контрольном этапе нами было проведено повторное исследование, направленное на оценку эффективности разработанной методики. Применялись те же методы, что и на констатирующем этапе. Результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Результаты контрольного этапа исследования
Бег 60 м Наклон вперед Подтягивание Прыжок в длину с места
Мальчики
Испытуемый №1 10,5 7 20 162
Испытуемый №2 10,4 5 18 159
Испытуемый №3 11 6 21 164
Испытуемый №4 10,5 8 22 160
Испытуемый №5 10,2 7 15 160
Испытуемый №6 9,1 8 22 159
Испытуемый №7 10,1 8 23 154
Испытуемый №8 10,3 7 20 160
Испытуемый №9 10,4 8 20 157
Испытуемый №10 9,9 4 21 163
Среднее значение 10,2 6,8 20 160
Девочки
Испытуемый №11 10,5 11 15 152
Испытуемый №12 10,9 13 15 154
Испытуемый №13 10,2 12,2 14 155
Испытуемый №14 10,5 11 15 145
Испытуемый №15 10,9 11,3 14 147
Испытуемый №16 10,8 15 16 151
Испытуемый №17 11 12 14 150
Испытуемый №18 9,6 11 14 150
Испытуемый №19 10,7 8,9 15 147
Испытуемый №20 10,8 12 15 150
Среднее значение 10,6 11,7 15 150
Нами был проведен сравнительный анализ: сравнивали результаты в динамике (данные констатирующего и контрольного этапов), а затем с нормами ГТО. Результаты представлены на рис. 3 и 4.
Рисунок 3. Сравнительный анализ результатов в динамике, мальчики
Как видим из представленных данных, отмечается положительная динамика по всем показателям. После реализации методики обучения силовой подаче в прыжке, все показатели существенно улучшились и стали приближаться, а в некоторых показателях и полностью соответствовать нормам ГТО. Так, если на констатирующем этапе средний показатель по бегу на 60 м. составлял 13,4 с., то на контрольном этапе этот показатель достиг среднегруппового значения в 10,2 с. При этом, по нормам ГТО высокому баллу соответствует показатель 10,4 с.
По наклонам вперед на констатирующем этапе среднее значение составляло 1,5 см, на контрольном этапе этот показатель составил в среднем 6,8 см, что приближается к требованиям ГТО (8 см). Отмечается положительная динамика. Показатели подтягивания также существенно улучшились. Так, на констатирующем этапе среднее значение составляло 16 подтягиваний, тогда как на контрольном этапе этот показатель составил 20, что полностью соответствует требованиям ГТО (20 подтягиваний).
Прыжок в длину на констатирующем этапе в среднем составлял 134 см, тогда как на контрольном этапе эти показатели достигли 160 см, что полностью соответствует нормам ГТО (160 см).
Рисунок 4. Сравнительный анализ результатов в динамике, девочки
Как видим из представленных данных, среди девочек также отмечается положительная динамика. После реализации программы, результаты существенно улучшились по всем показателям и стали приближаться, либо полностью соответствовать требованиям ГТО.
Все это указывает на эффективность разработанной нами методики в развитии силы, выносливости, прыжков и других качеств, лежащих в основе обучения силовой подаче в прыжке.
Далее нами было проанализировано, как часто учащиеся применяют технику силовой подачи мяча в прыжке. Так, нами было проведено 10 партий. При этом, было насчитано 61 техника подачи мяча. Из них техника силовой подачи мяча в прыжке, использовалась 43 раза, что составляет 70,5%. То есть, учащиеся стаи намного чаще использовать технику силовой подачи мяча. Так, на констатирующем этапе, этот показатель составлял 13,6% (9 раз). На контрольном этапе этот показатель составил 70,5% (43 раза). То есть, результат улучшился на 56,9%.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барчуков, И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. - М.: Кронус, 2011.- 247с.
2. Беляев, А.В. Прыжковая подготовка квалифицированных волейболистов в подготовительном периоде: методическая разработка для тренеров клубных команд и ДЮСШ / А.В. Беляев. – М. : Изд-во Всероссийской федерации волейбола, 2014. – 117 с.
3. Вавилова, Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2013.- 245 с.
4. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н.Жуков. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 160 с.
5. Жула, В. П. Развитие двигательных умений студентов при выполнении передачи мяча двумя руками снизу в процессе занятий волейболом / В. П. Жула // Физическое воспитание студентов. – 2014. – № 6. – С. 13-16.
6. Зайцев, А.А. Физическое воспитание школьников: Учеб. пособие / А.А. Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К. Полещук и др. / Калининград: Калинингр. ун-т., 2011. - 71 с.
7. Ильичева, О.В., Сираковская, Я.В. Эффективность методик развития взрывной силы мышц нижних конечностей и прыгучести у баскетболистов 16-17 лет / О.В. Ильичева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 3 (145). – С. 92-96.
8. Королев, М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе. -2009. - №4. - С.33-37.
9. Кронников, Н. Д. Подвижные игры при обучении волейболу / Н. Д. Кронников // Физическая культура в школе. – 2013. – № 7. – С. 45-49.
10. Кудряшов, Е. В. Построение и контроль тренировочного процесса в волейболе: монография / Е. В. Кудряшов. – Луганск, «Наука», 2015. – 254 с.
11. Кудряшов, Е.В., Паначев, В.Д. Модель физической подготовленности юных волейболисток / Е.В. Кудряшов // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2015. - №2 (35). – С. 59-63.
12. Кузнецов, В.С., Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 480 с.
13. Кузнецова, З.М. Модель подготовки волейболистов к преодолению препятствий и трудностей, неожиданно возникающих в соревновательной деятельности / З.М. Кузнецова, Г.А. Камалиева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2011. – № 2(19). – С. 38-44.
14. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2014. – 808 с.
15. Сираковская, Я.В. Взаимосвязь технико-тактической и психологической подготовки юных спортсменов-ориентировщиков / Я.В. Сираковская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 8 (78). – С. 158-161.
16. Современные программы по физическому воспитанию детей школьного возраста / Сост. С.С.Бычкова. – М.: АРКТИ, 2012. – 64 с.
17. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития школьников / Э.Я.Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.
18. Степанова, В. В. Формирование навыков игры в волейбол детей 10-12 лет секции волейбола / В. В. Степанова // Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы вузовской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов, аспирантов. ФГБОУ ВПО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта». – Киров, 2014. – С. 135-139.
19. Стех, М. Показатели прыгучести волейболисток в связи с их отдельными соматическими характеристиками / М. Стех // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1. – С. 102-105.
20. Фомин, Н.А., Фолин, В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М.: Физиология и спорт.-2011. - 421 с.
21. Фурманов, А.Г. Волейбол, юный волейболист/ А.Г. Фурманов.- Минск: Современный школьник, 2009. - 240 с.
22. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 480 с.
23. Шустин, Б.М. Современная система физической подготовки. - Москва, 2013. - 193 с.