Фрагмент для ознакомления
2
Ученые, изучающие эту проблему, по-разному определяют понятия дифференциации и индивидуализации. Но так или иначе ключевое место в этих подходах занимает человек со своими индивидуальными, творческими и психологическими особенностями, которые формируются непосредственно в результате деятельности и общения с другими индивидами. Часто понятия дифференциации и индивидуализации считаются синонимами, но так ли это? Доктор педагогических наук, профессор Эстонского института педагогических исследований И.Е. Унт провел различие между двумя тесно связанными понятиями. По мнению профессора, под индивидуализацией следует понимать учет индивидуальных особенностей студентов во всех ее формах и методах, учет индивидуальных особенностей студентов во всех ее формах и методах, независимо от этих характеристик и в какой степени они учтено.
Под дифференциацией данный автор понимает учет индивидуальных особенностей обучаемых в том виде, когда происходит группировка обучаемых по определенным признакам с целью раздельного обучения, как правило, обучение в этом случае осуществляется в контекст различных учебных планов и программ
Поэтому термин «дифференциация» рассматривается в более узком смысле, а «индивидуализация» - в более широком смысле.
Бондаревская Е.В. несколько иначе определяет понятие дифференцированного подхода в образовании. По ее мнению, дифференциация подразумевает образование, ориентированное на учащегося и ищущее способы наилучшего удовлетворения когнитивных потребностей учащегося, а также решение проблем развития и поддержки учащегося.
Вне зависимости от того, кто и как трактует эти понятия, разнообразный и индивидуальный подход позволяет решать следующий ряд сложных педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей личности, а именно:
- предоставление возможности углубить, систематизировать и обобщить знания и умения;
- стимулирование развития познавательной самостоятельности школьников;
- содействие адаптации знаний и навыков студентов.
А также эти подходы помогают человеку разобраться в себе, понять, кто он, сделать правильный выбор профессии и определить свой дальнейший жизненный путь.
Решение всех этих педагогических задач требует большой заинтересованности и ответственности как со стороны преподавателей, так и студентов.
Школа, гарантирующая высокий уровень образования, - важный этап в развитии и формировании личности ребенка. По этой причине учителя постоянно ищут подходы, средства и формы обучения учащихся, которые были бы максимально эффективными.
Чем полнее будут учтены характеристики каждого ученика, тем эффективнее будет учебный процесс. Требования, которые жизнь предъявляет к выпускникам школ, постоянно возрастают, и по этой причине увеличивается объем и сложность содержания материала, который ученик должен изучать в школе. Учителя часто уравнивают знания учеников, несмотря на то, что если вам требуются формально одинаковые возможности, это замедлит умственное развитие учеников и снизит их учебную активность. Если в рамках учебного процесса сосредоточиться только на «среднестатистическом студенте», то окажется, что студенты в большинстве случаев перегружены учебными задачами, но интеллектуально «недогружены».
Возникает естественный вопрос: как именно адаптировать процесс обучения к каждому ученику, чтобы сделать его максимально гибким?
Именно применение индивидуально дифференцированного подхода к учебному процессу позволит ответить на поставленный вопрос и, кроме того, будет возможно более активно использовать потенциал студентов.
Дословный перевод термина «дифференциация» означает расчленение или разделение целого на отдельные части, фазы и формы. Дифференцированный - учебный процесс, учитывающий индивидуальные особенности учащихся.
В обучении школьников можно выделить два основных типа дифференциации: дифференциация внешней и внутренней.
Внешняя дифференциация - это разделение студентов по определенным характеристикам (навыкам, интересам и т.д.) На устойчивые группы, в которых различаются содержание обучения, методы обучения, а также организационные формы обучения. Внешняя дифференциация включает формирование специальных типов школ и классов, в которые могут быть зачислены учащиеся с определенными индивидуальными особенностями. Например, в Российской Федерации активно формируются классы профильной подготовки на третьей ступени общего среднего образования. Именно этот тип образования основан на дифференциации и индивидуализации и, одновременно с получением учащимися качественного общего среднего образования, позволяет оставаться в адекватных условиях для самоопределения и полноценной социализации с учетом собственных способностей, наклонностей и интересов.
В контексте внутренней дифференциации предполагается, что работа в классе организована по группам учащихся с одинаковыми относительно стабильными индивидуальными характеристиками.
Дифференциация образования предполагает также комплекс соответствующих мероприятий психологического, педагогического, организационного и управленческого характера.
Большинство исследователей данной проблемы считают такую работу чрезвычайно важной как одно из средств реализации индивидуального подхода к студентам в процессе учебной деятельности. Если говорить о подготовительной подготовке на втором этапе общего среднего образования, можно сделать вывод, что дифференцированный подход к обучению способствует формированию у учащихся интереса к обучению, мотивов и умений в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, а также возможность выбора направления подготовки специалистов.
Принципы поэтапного подхода заключаются в следующем:
- изучение индивидуальных особенностей развития студента;
- выявление склонности и способности студентов выполнять определенный вид деятельности;
- акцентировать внимание на особенностях динамики познавательного процесса ребенка;
- развитие межличностных контактов на уровне «учитель-ученик-класс»;
- формирование положительной мотивации студентов;
- участие во всех видах деятельности;
- постепенное повышение аккуратности ученика при выполнении задания, усвоение материала.
Разнообразный подход к обучению реализуется за счет:
- вариативность темпа изучения материала;
- диверсификация учебных задач;
- выбор различных видов деятельности;
- установление характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.
Индивидуальный подход - важный психологический и воспитательный принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка.
Как уже было сказано выше, индивидуализация - это реализация принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциала каждого студента.
К.Д. Ушинский отмечал: «образование должно не только развивать ум человека и давать ему полные знания, но и пробуждать в нем стремление к серьезной работе, без которой его жизнь не может быть ни полезной, ни счастливой». Поэтому в воспитании и обучении не самое главное - передача знаний, навыков и умений для развития возможностей приобретения знаний и умений и их дальнейшего использования в жизни, а также обеспечения чувства психической защищенности ученика, с учетом его способностей и потребностей. Таким образом, можно сказать, что под личностно-ориентированной моделью обучения понимается прежде всего индивидуализация процесса обучения, а также создание условий, в которых могло бы происходить становление ученика как личности.
Учитель не должен забывать, что ученик - это субъект его собственного развития, это самоцель. Однако ученики всегда должны чувствовать поддержку учителя.
Индивидуальный подход к обучению требует от учителя большого терпения и способности понимать сложные проявления поведения ученика.
Следует отметить, что индивидуальный подход не должен противопоставляться принципу коллективности, который является основополагающим принципом не только образования и обучения, но и всего образа жизни. Индивид - существо социальное, и поэтому любое проявление его жизни, даже не будучи в прямой форме коллектива, является продолжением и утверждением общественной жизни. Психологические исследования неоднократно подтверждали положение о том, что «я» возможно только потому, что есть «мы».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М., 2002.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону.,1999.
3. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении// Начальная школа 2005. №7.
4. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
5. Бухаркина М.Ю. Технология разноуровневого обучения // Научно-методический журнал. – 2003. - №3. - С. 11–12.
6. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М., 1991
8. Вульфов Б.З., Иванов В.Д., Меняев А.Ф. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Под ред. П.И. Пидкасистый. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.
9. Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
10. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
11. Довгалёва О.А. Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении как развитие творчества младших школьников и выявление одаренности // Молодой ученый. - 2015. - №14. - С. 459-463.
12. Диагностика готовности детей к обучению в школе/ Сост. Г.Т.Дмитриев. - М.,2004
13. Дорофеев И. И. Уровневая дифференциация при обучении математики в начальных классах. - Саранск, 1997.
14. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации - М., 1994.
15. Елкина Е. Индивидуально-дифференцированный подход в организации коррекционно-образовательного процесса. – 25.02.2016. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/individualno-diferencirovanyi-podhod-v-organizaci-korekciono-obrazovatelnogo-procesa.html. Дата обращения: 13.05.2017.
16. Зайко В. В. Сущность уровневой дифференциации и условия ее реализации в обучении младших школьников решению текстовых задач//Вестник Адыгейского Государственного Университета. 2006. №2
17. Занков Л.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников. - М., 1973.
18. Зверева Н. А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 35-37.
19. Зотова Е.В. Дифференцированный подход в обучении математики // Молодой ученый. - 2012. - №9. - С. 280-281.
20. Индивидуальные возможности учащихся и дифференцированное обучение. - – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/stat_ia_individual_nyie_vozmozhnosti_uchashchikhsia_i_diffierientsirovannoie_obu. Дата обращения: 13.05.2017.
21. Калмыкова З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся// Вопросы психологии. 2001 №2
22. Конев А.Н. Индивидуально - типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М., 1998.
23. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.
24. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
25. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 c.
26. Махмутов М.И. Об индивидуализации обучения// Начальная школа. 1994. №2.
27. Мандель Б.Р. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2014. - 288 c.
28. Недбаева Ю.В. Дифференцированный и индивидуальный подходы в образовании и воспитании личности. – 2016. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/27185.pdf. Дата обращения: 13.05.2017.
29. Осколкова Л.А. Индивидуализация учения младших школьников с учётом особенностей развития их познавательных процессов. Автореф. Канд. Дис. Челябинск, 1998
30. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. - М., 1998.
31. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - 2-е изд., стереотип. - М., 2002.
32. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении// Начальная школа. 2006.№11
33. Суворова Г.Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся// Начальная школа. 2007. №1.
34. Сафонова Т.М. Индивидуально-дифференцированное обучение. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://nenuda.ru/индивидуально-дифференциорованное-обучение.html. Дата обращения: 13.05.2017.
35. Сбродов В.В., Иваненко О.И., Рыбкина Т.И. Разноуровневое дифференцированное обучение // Успехи в химии и химической технологии. – 2010. - №3 (82). – Том 22. – С. 92-95.
36. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 543 c.
37. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.,1990
38. Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В.Занкова. проблемы и перспективы. - М.,1999.
39. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников// Начальная школа. 1990. №6.
40. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 2001.
41. Хубиева Ф.М. Индивидуализация обучения как психолого-педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. - №4. – Том 15. С. 390-394.