Фрагмент для ознакомления
2
Подарок в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями - это подарок, полученный госслужащим от физических или юридических лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей. Не относятся к таким подаркам канцелярские принадлежности, которые предоставлялись каждому участнику официальных мероприятий в целях исполнения обязанностей, цветы и ценные подарки, которые вручены в качестве поощрения (награды) (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 ).
Также установлен запрет на дарение подарков госслужащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Исключением являются обычные подарки, стоимость которых не превышает 3 000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
Отметим, что законодательство не содержит явного запрета на получение подарков госслужащими в случаях, не связанных с их должностным положением (в семейных, дружественных отношениях).
Вместе с тем должностным лицам не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, если они одновременно являются лицами, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляют функции управления или контроля. Прием таких подарков может их скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в их честности, беспристрастности и объективности.
Госслужащие обязаны уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями государственный орган, фонд или иную организацию, в которых они проходят государственную службу или осуществляют трудовую деятельность (далее - госорган) (п. 4 Положения N 10).
При получении подарка подтвержденной стоимостью до 3 000 руб. госслужащему необходимо представить в уполномоченное структурное подразделение госоргана уведомление о получении подарка в двух экземплярах. К нему нужно приложить документы, подтверждающие стоимость подарка (кассовый или товарный чеки, иной документ об оплате (приобретении) подарка). Уведомление представляется в течение трех рабочих дней со дня получения подарка или возвращения из командировки. Подарок при этом госслужащий вправе оставить себе (п. п. 5, 6 Положения N 10).
Если подтвержденная стоимость полученного подарка превышает 3 000 руб. или неизвестна, одновременно с уведомлением необходимо сдать подарок в уполномоченное структурное подразделение госоргана в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления. До передачи подарка по акту приема-передачи госслужащий несет ответственность за утрату или повреждение подарка. Если стоимость подарка неизвестна, она определяется экспертным путем. Подарок стоимостью не более 3 000 руб. должен быть возвращен госслужащему. При стоимости подарка свыше 3 000 руб. госслужащий вправе его выкупить. Для этого нужно не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка направить на имя представителя госоргана заявление (п. п. 7 - 9, 12 Положения N 10).
Рассмотрим отличие подарка от взятки. За нарушение установленных ограничений, в том числе в отношении получения подарков, госслужащий может быть привлечен к дисциплинарной (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия), а также к административной ответственности (ст. 19.28 КоАП РФ; п. 1.1 ч. 1 ст. 37, ст. ст. 59.1, 59.2 Закона N 79-ФЗ).
Также возможно привлечение госслужащего к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления (ст. 290 УК РФ).
Подарок и взятка различаются по мотиву и характеру получения.
Мотивами для вручения подарка является уважение, симпатия, благодарность, чувство морального долга у дарителя к одаряемому. В связи с подарком у одаряемого не возникает встречных обязательств.
Мотивом для дачи взятки является корыстный умысел в виде достижения правовой, имущественной, коммерческой, иной цели для получения выгоды, обогащения либо освобождения от ответственности. У взяткополучателя также присутствует мотив обогащения.
Взятка носит возмездный характер, так как от взяткополучателя ожидается соответствующее поведение: входящие в служебные полномочия действия либо бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; способствование в силу должностного положения совершению указанных действий (бездействию); общее покровительство или попустительство по службе; совершение незаконных действий (бездействие).
2.4. Запрет допускать публичные высказывания о работе госорганов
Определенные запреты на ограничения прав и свобод в связи с прохождением государственной службы существуют не только в международном, но и в отечественном законодательстве. Так, одновременно с вышеуказанным принципом доступности информации в Российской Федерации существует определенное ограничение открытости государственной службы, что подтверждается существованием отдельных запретов, установленных для гражданских служащих. Речь, в частности, идет о п. 10 ч. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ, в соответствии с которым государственному служащему запрещено допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.
Однако устанавливаемое ограничение прав, сопряженное с государственной службой, далеко не всегда можно применять лишь в целях общественно значимых интересов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Российская газета, N 162, 31.07.2004.
4. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990.
5. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Российская газета, N 104, 31.05.2003.
6. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020.
7. Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» // Собрание законодательства РФ, 20.01.2014, N 3, ст. 279.
8. Методика формирования и развития профессиональной культуры государственного органа. Утв. Минтрудом России // СПС «КонсультантПлюс».
9. Письмо Минтруда России от 11.10.2017 N 18-4/10/В-7931 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление КС РФ от 30 июня 2011 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 20.1 Закона Российской Федерации «О милиции» в связи с жалобами граждан Л.Н. Кондратьевой и А.Н. Мумолина» // СЗ РФ. 2011. N 28. Ст. 4261.
11. Определение КС РФ от 22 декабря 2015 г. N 3016-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Яковлевой Елены Вадимовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 5 части 1 статьи 13, пунктом 15 части 2 статьи 49 и пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 9, сентябрь, 2013.
13. Постановление Верховного Суда РФ от 18.12.2017 N 43-АД17-10 // СПС «КонсультантПлюс». Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.11.2018 по делу N 33-19167/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.04.2011 N 33-4864/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 04.09.2013 N 33-13083/2013 // СПС «КонсултантПлюс».
16. Определение Московского городского суда от 28 апреля 2012 г. N 4г/2-2876/12 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Братановский С.Н. Административное право. Общая часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. С. 78.
18. Занина Т.М., Шебанова О.А. К вопросу об административно-правовом статусе государственных гражданских служащих // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сборник статей по материалам X Юбилейной международной научно-практической конференции (Сорокинские чтения), 22 марта 2019 года. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. С. 65 - 68.
19. Коломоец Е.Е. Трудовой договор и служебный контракт: проблемы теории и правоприменения: монография. Москва: Проспект, 2019. С. 98.
20. Лисов В.В. Ограничения конституционных прав граждан, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации и ее прохождением: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. С. 144 – 150.
21. Панова Н.В. Уголовная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности // Российская юстиция. 2019. N 11. С. 43.
22. Переседов А.М. Соотношение принципов открытости государственной гражданской службы, приоритета прав и свобод человека с ограничением, налагаемым на свободу выражения собственных суждений и мнения со стороны государственных служащих // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 4. С. 16.
23. Салищева Н.Г. Направления развития административно-правовых отношений в современной России // Административно-правовые отношения в условиях модернизации Российского государства: Сборник статей. М.: Институт государства и права РАН, 2011. С. 39.