Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Хоккей является популярной русской игрой со своими традициями и богатой историей. Эта игра не только способствует укреплению здоровья и закаливанию, но и формированию социально значимых черт личности спортсмена. В настоящее время особое значение придается целенаправленной подготовке юных хоккеистов, т.е. в том возрасте, когда начинает закладываться фундамент стабильных и высоких результатов. От того на сколько правильно были спланированы средства и методы для развития физических качеств в течение года во многом зависит результативность процесса спортивной тренировки юных хоккеистов. Важно подобрать оптимальное сочетание методов и средств подготовки развития скоростно-силовых качеств в конкретных условиях.
Современный хоккей характеризуется постоянной сменой и нестандартностью игровых ситуаций. Внимание игрока ориентировано не только на шайбу, но и направлено на логику действий партнеров, перманентный контроль игрового поведения соперников. Мгновенность преобразования игровых ситуаций, многочисленных перехватов инициативы от соперника и ее ситуативную потерю характеризует данный вид спорта, что усиливает значимость свойств внимания и других психофизиологических качеств.
Быстрый темп игры, ее длительность, напряженность соревновательной борьбы, постоянная готовность к выполнению ответных действий, большая ответственность за каждое действие, особенно в присутствии большого количества бурно реагирующих зрителей, определяют насыщенность игры разнообразными эмоциями, одни из которых оказывают положительное влияние, другие - отрицательное. Спортивный результат в хоккее служит основным критерием оценки уровня спортивного мастерства хоккеистов и качества работы тренеров. Это требует полного подчинения интересов каждого игрока целевой установке команды в целом. Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным результатом. Это обусловливает необходимость тщательного изучения содержания соревновательной деятельности, выявления факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов.
Для соревновательной деятельности характерна высокая психическая напряженность, которая при равных силах соперников проявляется с особым драматизмом в кульминационные моменты спортивного противоборства. Решающее значение в этих условиях имеют волевые качества и уровень развития физических качеств, в частности ловкости.
Важным показателем игры хоккеистов, является хорошая физическая подготовленность, в частности хорошая силовая подготовка.
Исследования, которые проводятся передовыми отечественными и зарубежными специалистами в области подготовки хоккеистов, говорят о том, что грамотное и рациональное применение упражнений в системе специальной силовой подготовки хоккеистов значительно понижает вероятность получения травм и способствует росту спортивных результатов в будущем (Быстров В.А. 2000 [2]; Мудрук А. В., 2012 [19], Шестаков М.П., 2000 [28] и др).
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс хоккеистов.
Предмет исследования – средства и методы развития силовых способностей хоккеистов.
Цель исследования – исследовать развитие силовых способностей хоккеистов 16-17 лет.
Гипотеза исследования. Предполагается, что уровень силовой подготовленности хоккеистов достаточно тесно связан с их биологическим возрастом, в связи с этим, разработка методики с использованием дополнительных физических упражнений, будет способствовать повышению скоростно-силовых способностей.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
1. Провести исследование развития силовой подготовленности хоккеистов.
2. Проанализировать результаты исследования.
3. Разработать и дать практические рекомендации для хоккеистов 16-17 лет.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме работы, сравнение, классификация, обобщение результатов исследования, обобщение и систематизация научных данных; эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий), наблюдение; количественная обработка данных.
Достоверность: Достоверность фактического материала и выводов подтверждается применением комплекса информативных методов исследования, продолжительностью педагогического эксперимента, надежностью статистической обработки информации.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что его выводы, основные результаты и методические рекомендации могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе как средство его совершенствования в плане подготовки хоккеистов.
Практическим значением работы является то, что ее результаты могут быть использованы педагогами физического воспитания, студентами, которые занимаются исследованием развития силовой подготовки хоккеистов, в тренерской работе с хоккеистами.
Структура курсовой работы. Работа из 3 глав, выводов, рекомендаций, списка литературы.
Глава 1 Обзор научно-методической литературы по теме исследования развития силовых способностей у юношей 16-17 лет занимающихся хоккеем с шайбой
1.1. Понятие силы и силовых способностей
В хоккее крайне важно, чтобы спортсмен постоянно совершенствовал и поддерживал на высоком уровне быстроту, силу и технику. Этого трудно достичь без развития силовых качеств.
Среди качеств двигательной функции человека огромное значение имеют силовые качества. Анализ научно-исследовательской и методической литературы показывает, что содержание понятия силовых качеств имеет различное толкование.
Сила – способность активно преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать проявлению внешних сил.
Для развития силы требуется огромное напряжение мышц. Они дают максимальное увеличение силы, и ее развитие достигается за относительно короткое время. Но такие упражнения, как поднятие штанги, гирь – вызывают большую нагрузку для всех систем организма. Поэтому граничные и околограничные (90 – 95 % максимума) нагрузки в самостоятельных занятиях нужно применять относительно редко, главным образом, для оценки своих силовых возможностей. [5,6]
Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». [21]
Силовые способности проявляются через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека.[23]
Среди них выделяют:
1) собственно мышечные;
2) центрально-нервные;
3) личностно-психические;
4) биомеханические;
5) биохимические;
6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
На рис.1.1. представлена структура силовых способностей.
Рисунок 1.1. – Структура силовых способностей [16]
Максимальная сила – это та сила, которую развивают мышцы, действуя на сопротивление с максимальным напряжением. Она большой мерой зависит от поперечного сечения мышцы. Ее можно определить с помощью динамометра (максимальная сила растяжения и сжатия).
Скоростная сила – это мышечная способность преодолевать сопротивление с большим ускорением, определяется скоростью движения, которая соответствует определенному весу. Ее можно установить в времени, необходимому для использования самого большого числа повторений движения, с определенной амплитудой и весом нагрузки. Скоростная сила характеризируется длиной или высотой прыжка с места.
Под силой выносливости следует понимать препятствие усталости во время длительных нагрузок. Ее можно определить по количеству повторений упражнений, частоты движения с определенной амплитудой, появлением видимых признаков усталости. [16,17]
Силу можно развивать разными способами. Используют штанги, гири, колодки, камни, гимнастические снаряды, бег обычный, а также с использованием различных предметов. Наиболее универсальным методом развития силовой выносливости и повышения абсолютной силы является повторный метод.
Высокоэффективным способом силовой тренировки есть упражнения с партнерами.
Развитию силы также способствует использование специальных предметов. Это эспандеры, специальные конструкции, которые фиксируются на стене, с помощью которых можно, меняя сопротивление, развивать силу мышц.
Собственные силовые способности (максимальная сила) проявляются в медленных движениях и в статических усилиях к преодолению мышечных нагрузок.
В зависимости от режима работы мышц различают статическую и динамическую силу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ачкасов Е.Е., Машковский, Е.Е., Левушкин С.П. Инструктор здорового образа жизни и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" : учеб. пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 256 с.
2. Быстров В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов. - М: Терра-Спорт, 2000.- 60 с.
3. Бабаян С. С., Курбонов О. А. Усманов А. М. Методика применения ударного метода тренировки для развития скоростно-силовых качеств у высококвалифицированных футболистов.// Вестник спортивной науки.- № 1.-2012.- С. 4-6.
4. Бартош О. В. Сила и основы методики ее воспитания. Методические рекомендации / Владивосток: Мор. гос. ун-т. – 2009. – 47 с.
5. Барчук И.С. Физическая культура и спорт. Методология, теория, приктика: учебн. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров: издательский центр “Академия” 2010.-528с
6. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / И.С. Барчуков; Под общ. ред. Г.В. Барчукова. - М.: КноРус, 2012. - 368 c.
7. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М.М. Боген; Предисл. П.Я. Гальперин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013. - 226 c.
8. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Учебник для студентов вузов физической культуры и факультетов физического воспитания высших учебных заведений./Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 294 с
9. Горский Л. Тренировка хоккеистов / Л. Горский. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 224 с.
10. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А.Годик. – М.: Терра– Спорт, Олимпия Пресс, 2012. – 289 с.
11. Дейв Чемберс Тренировочные занятия в хоккее. 446 упражнений для развития мастерства /Д. Чемберс.: М.: Советский спорт, 2012. – 68 с.
12. Заваров А. Футбол для начинающих. Основы и правила.- Издательство: Питер, 2015.- 192 с.
13. Захаров Е. Н., Карасев А. В. Энциклопедия физической подготовки /Е.Н. Захаров. – М.: Лептос. – 1994. – 368 с.
14. Зациорский В. М. Физические качества спортсмен (Основы теории и методики воспитания) /В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт. – 1966. – 200 с.
15. Козловский, Г.Н. Средства и методы специальной скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов // Хоккей : Ежегодник. - М., 1985. - С. 52-55.
16. Кузнецов В.В. Спорт – основной фактор научного познания резервных возможностей человека. / В.В. Кузнецов. // Теория и практика физической культуры. – 1979. – № 3. – С.45–48.
17. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры /Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт. – 1991. – 543 с
18. Мудрук А. В. Диагностика и оценка способностей юных хоккеистов: учебное пособие / А. В. Мудрук. – Омск: СибГУФК, 2005. – 36 с.
19. Павлов С.Е. Секреты подготовки хоккеистов /С.Е. Павлов. – М. : Физкультура и спорт, 2008. —224 с.
20. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: дис. ... докт. пед. наук в виде науч. доклада / А.А. Сучилин. – Волгоград, 2011. – 78 с.
21. Сычев С. О. Формирование потребности физического усовершенствования / Институт проблем воспитания АПН. – Киев. – 2002. – 18 с.
22. Теория и методика физического воспитания: учеб. для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – Т. I. – 304 с.
23. Титулов Р.В. О возможности развития скоростно-силовых способностей у учащихся. / Р.В. Титулов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10. - С. 58-61.
24. Хоккей. Программа для ДЮСШ и СДЮШОР / В.П. Савин [ и др]. М.: Советский спорт, 2012. – 256 с.
25. Черенков Д.Р. Методика предсезонной скоростно-силовой подготовки хоккеистов высокой квалификации. Автореф.дис...канд.пед.наук / Д. Р. Черенков. - М. 1995. - 23с.
26. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2016.- 465 с.
27. Шестаков М.П. Специальная физическая подготовка хоккеистов: Учеб. пособие / М.П. Шестаков, А.П. Назаров, Д.Р.Черенков. - М.: СпортАкадемПресс, 2000.-143с.
28. Шаленко В. В., Перцухов А. А. Динамика двигательных способностей футболистов 12-15 лет.// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта.- № 12.- 2012.- 160-163.
29. Ширковец Е.А. Соотношение функциональных показателей при стандартном тестировании спортсменов / Е.А. Ширковец // Вестник спортивной науки - 2012. -№ 5. - С. 50-54.