Фрагмент для ознакомления
2
Идея правовой государственности прошла длительный путь, прежде чем она приобрела ту форму, структуру и содержание, которые имеет на сегодняшний день.
Содержание теории правового государства по мере становления и развития денной, как и любой другой теории, возникающей на определенном этапе развития общества и государства и изменяющейся вместе с ними по мере их эволюции, претерпевает ряд изменений.
Древние философы пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Уже ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Серьезный вклад в учение о правовом государстве внесли в XX в. такие ученые, как Г. Еллинек, Г. Кельзен, Г. Харт, Дж. Роулс, Р. Дворкин, Ф. Хайек и др. Например, Ф. Хайек указывал, что принцип правозаконности, которому следуют в свободных странах, означает, что правительство ограничено в своих действиях заранее установленными гласными правилами, дающими возможность предвидеть с большой точностью, какие меры принуждения будут применять представители власти в той или иной ситуации . Исходя из этого индивид может уверенно планировать свои действия. Говоря о праве, представители школы юридического позитивизма понимали под ним все, что приказывает власть. Все, что санкционировано властями в той или иной форме, даже если это очевидный произвол, - это и есть право. Основываясь на этом, создатель чистой теории права Г. Кельзен полагал, что любое государство следует считать правовым, поскольку оно всегда оформлено правом, а для юриста именно право является предметом познания .
Отдельные положении о правовом государстве нашли выражение в трудах мыслителей античности, таких, как положениям о: власти закона как сочетании силы и права (Солон, Аристотель и др.); различии правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); соответствии естественного и волеустановленного права (Демокрит, софисты, Аристотель и др.); равенстве людей по естественному праву, сферах частного и публичного права, субъекте права, свободном индивиде как юридическом лице (римские юристы), и др. Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития о демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.
Большой вклад в идею становления справедливого мироустройства был внесен в работах авторов эпохи Просвещения . Эта эпоха внесла в концепцию правового государства идеи гуманизма с его выдающимися проявлениями, которые нашли отражение в произведениях не только философов, но и художников и музыкантов. В дальнейшем идеи справедливого государства, которое должно удовлетворять интересы людей, получили развитие в трудах Дж. Лильберн, Г. Гроция, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, полагавших, что на смену государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами.
§2. Формирование концепций правового государства в новое и новейшее время
В средние века итальянец Н. Макиавелли (1469-1527) сформулировал учение, что основным вопросом политики есть вопрос о власти, а француз Ж. Боден (1530-1596) в своих трудах обосновывал происхождение государства, его функции, формы государственного правления, а также они обратили внимание на такую задачу государства, как соблюдение и охрана прав и свобод человека и гражданина.
В эпоху буржуазно-демократических революций (XVII-XVIII вв.) указанные идеи уточняли и развивали в своих работах и произведениях Г. Гроций (1583- 1648) и Б. Спиноза (1632-1677) в Нидерландах, Т. Гоббс (1588-1679) и Дж. Локк (1632-1704) в Англии, Ф. Вольтер (1694-1778), П. Гольбах (1723-1789), Д. Дидро (1713-1784) и Ш. Монтескье (1689-1755) во Франции, Т. Джефферсон (1743-1826) и Т. Пэйн (1737-1809) в США, которые затем были сформулированы в нормативноправовых актах (конституциях, декларациях, биллях о правах) и были заложены в основу новой государственности буржуазно-демократических стран с конституционно-монархической или республиканской формами правления. В XIX веке в своих работах немецкие философы И. Кант (1724-1804), Г. Гегель (1770-1831), юристы Р. фон Моль (1799-1875), К.Т. Велькер (1790-1869) и другие сформулировали общую концепцию (теорию) правового государства, которая последовательно стала реализовываться в государственно-политической жизни европейских, американских и иных странах.
Термин «правовое государство» (Rechtsstaat) впервые был использован в работах немецких ученых К.Т. Велькера (1790-1869) и Р. фон Моля (1799-1875), а в последующем стал применяться и в других странах. Так, Р. фон Моль в своей работе «Наука полиции в соответствии с принципами правового государства» предложил свое понимание принципов правового государства. В англосаксонской правовой системе в этой части используется термин «правление права» (The Rule of Law) .
§3. Современное понятие правового государства
Расцвет развития концепции правового государства пришелся на период XIX – XX в. Именно в этот период начинается становление указанной концепции.
Несомненный вклад в развитие данной концепции оказали такие ученые как В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, Г.Ф. Шершеневич и др. Рассмотри более подробно, что именно предлагали указанные ученые в части указанной концепции.
Так, Ф.Ф. Кокошкин считал, что правовое государство может быть только таким, когда поданные конкретного государства являются не только поданными, но и гражданами в силу того, что они обладают определенными правами. По его мнению, правовое государство реализуется через конституционное государство .
Ф.Ф. Кокошкин отмечает, что государство должно быть подчинено праву, которое обеспечено определенными гарантиями, которые и составляют Основной закон страны. Указанные гарантии представлены, например, такими как участие народа или их представителей в законодательном процессе и разделение властей. Гарантии могут включать и такие составляющие как законодательный процесс, в котором участвует глава исполнительной ветви власти, законодательный орган представлен двумя палатами; указание на меры ответственности в отношении народных представителей; присутствие суда присяжных и т.д .
Как отмечает Г.Ф. Шершеневич, в науке выделяют такие пути формирования правового государства:
- в целях отсутствия дебатов происходит закрепление норм права, определяющих грани свободы всех лиц. В связи с чем происходит ограничение интересов одних от других, в том числе и интересов государства от частных. Таким образом, формируется идея превосхождения права;
- государство охраняет только субъективные права;
- в таком государство четко ограничивается круг полномочий органов власти, при чем исполнительная и законодательные власти разделены, как и судебная. Однако существует правило, согласно которому одни могут участвовать в заседаниях других .
Н.М. Коркунов являлся представителем, который строго стоял на соблюдении законов. Также он утверждал, что органы должны четко действовать в рамках предоставленных им полномочий. Принятие решений в части соблюдения ими законодательных норм оставалось прерогативой суда. По мнению научного деятеля в правовом государство ветви власти должны быть четко разделены. Он первым выделяет принцип сдерживания и противовеса между ветвями власти, но отмечает, что указанного принципа не достаточно. В связи с чем им предложено создать соответствующую систему органов, которые будут осуществлять полномочия по соблюдению законов органами власти. Особо им выделено право граждан на подачу петиций .
С.А. Котляровский отмечает, что в основных законах страны следует зафиксировать необходимые свободы в целях достижения должной защиты прав и свобод человека. К таковым свободам он относит свободу собраний, союзов, свободу слова и печати, вероисповеданий и т.д. Оптимально формой правления он выделяет конституционную монархию с обязательным закреплением принципа разделения ветвей властей .
Несмотря на представленные позиции на правовую природу правового государства, нет единого мнения о понятии такого государства.
Такие ученые как Н.И. Матузов и А.В. Малько определяют правовое государство как организацию политической власти, которая создается в целях достижения полного обеспечения прав и свобод индивида, а также в целях достижения компромисса между государственными и частными интересами .
Проанализировав указанное определение В.В. Лазарев, говорит о том, что основным моментом в содержании концепции правового государства является идея народного суверенитета.
Концепция народного суверенитета положена в основе каждой современной демократической страны. Принципы правового государства довольно тесно связаны друг с другом и в этом случае действует такой принцип как то, что не бывает демократического не правового государства, как и не бывает правового недемократического. Исходя из представленных гипотез, можно констатировать, народный суверенитет следует рассматривать как принцип демократического государства, так как целью правового государства является не только обеспечения народовластия, но и соблюдение все прав человека.
В.С. Нерсесянц понимает правового государство как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. По его мнению, это означает официальное признание, закрепление и соблюдение, как минимум трех положений: прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод человека; верховенство правового закона; правовой организации самой системы государственной власти на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
И.А. Исмаилов определяет правовое государство как государство, которое характеризуется обеспеченностью верховенства закона, претворенностью в жизнь принципа разделения властей и полной независимостью судов, их подчиненностью только законам, опорой управления только и только на законность, защитой со стороны государственной власти прав и свобод граждан, возмещение ущерба причиненного им государственными учреждениями . «Здесь государство и общественная жизнь функционируют на основе требований права, - любое государственное решение принимается на основе закона; в принятии этих решений соблюдаются процессуальные меры как условие их ясности, делятся правомочия между органами власти. Правовое государство ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами; в нем обеспечивается не просто соблюдение закона, но и сами законы выражают справедливость, в соответствии с которой высшая ценность – человеческая личность; в правовом государстве должны быть гарантии прав и свобод граждан и независимый суд. О.Е. Кутафин понимал под правовым такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделения властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещений ущерба нанесенного им публичными учреждениями .
Несмотря на всё разнообразие определений правового государства, в его идее можно выделить два главных аспекта:
1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;
2) ограничение правом государственной и публичной власти.
Свобода человека – это его способность действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости в рамках, ограниченных свободой других лиц. Человек свободен распоряжаться своими способностями, имуществом, силами. Право признано максимально раздвинуть возможности человека во всех областях социальной жизни, с тем, однако, чтобы права одного человека не нарушали права другого. В основе человеческой свободы лежит принцип «все, что не запрещено законом, разрешено». Ограничение же государства правом призвано предотвратить возможные злоупотребления правом со стороны государства. Право регламентирует порядок формирования, полномочия органов государственной власти, их ответственность перед населением. При этом государственные органы и должностные лица в своей деятельности должны руководствоваться принципом «дозволено только то, что прямо разрешено законом».