Фрагмент для ознакомления
2
Одним из основных правовых актов, которые регламентируют деятельность следователя по рассмотрению сообщения о преступлении, является УПК РФ .
Тем не менее, данный нормативный акт охватывает только наиболее общие нормы, которые касаются применения процедуры регистрации и принятии заявлений и информаций о преступлении.
Более детальный порядок приема и регистрации заявлений и информаций регулируется подзаконными актами, которые характеризируются свойствами дополнять и конкретизировать правила, требования, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.
Так, Приказом Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.2014) "О едином учете преступлений" (вместе с "Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов") (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2005 N 7339), далее Положение было утверждено Типовое положение, которое регламентирует порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях.
Согласно пункту 2 Положения, его «действие распространяется на органы предварительного следствия; органы дознания; прокуроров; следователей; дознавателей; сотрудников оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; иных должностных лиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным УПК РФ и иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях» .
При нарушении указанными должностными лицами требований Положения, предусматривается ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 3 Положения органы, которые утвердили данное положение, с «учетом специфики и особенностей своей деятельности вправе издавать ведомственные инструкции по вопросам приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и ведомственного контроля за этой деятельностью».
В связи с чем, Приказом Следственного Комитета России от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" утверждена «Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации")
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2013 N 27314)», далее Инструкция .
Данная инструкция определяет основные требования по приему, регистрации и проверки сообщений о преступлениях.
В связи с чем, что все сообщения о преступлениях, которые совершены независимо от места и времени, полноты полученной информации, подследственности должны подлежать приему во всех следственных органах Следственного комитета. В каждом административном здании следственных органах должна быть размещена наглядная информация о порядке приема сообщений о преступлениях. Отказ должностными лицами сообщений о преступлениях не допускается, в связи с этим, заявитель вправе обратиться руководству органа Следственного комитета с жалобой на действия подчиненных лиц. Указанная категория заявлений должна быть принята незамедлительно, с принятием в последующем мер ответственности в отношении виновного должностного лица.
В соответствии со статьей 11 УПК РФ должностные лица, уполномоченные по приему сообщений о преступлениях, обязаны разъяснить заявителю его права и обязанности по порядку подачи заявления, определенные с статьей 141 УПК РК.
1.2. Порядок регистрации сообщения о преступлении
При этом статья 141 УПК РФ четко регламентирует форму и содержания заявлений. Так, к примеру, все заявления могут быть приняты как в устной, так и письменной форме.
Письменные заявления о преступлении должны быть подписаны непосредственно заявителем. При устном заявлении, следователем составляется протокол, в котором содержатся сведения о заявителе с указанием документов, удостоверяющих личность заявителя. Данный протокол подписывается непосредственно самим заявителем и лицом, составившего данный протокол. Необходимо обратить внимание, что лица, подавшие заявление о совершенном преступлении должны быть предупреждены об уголовной ответственности, предусмотренном статье 306 Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018), далее УК РФ факт, подтверждающий о предупреждении заявителя, должен быть зафиксирован подписью самого заявителя.
Таким образом, законодательство налагает обязанность заявителю быть добросовестным, не допускать нарушений прав лиц, прямо или косвенно затрагивающие интересы поданным заявлением.
Кроме того, необходимо обратить внимание следователей на часть 2 статьи 148 УПК РФ, в которой говорится, что наличие факта предупреждения заявителя о заведомо ложном доносе, в последующим может стать основанием для решения вопроса в отношении самого заявителя о возбуждении уголовного дела, в случае, если вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщении о преступлении связано с подозрением последнего в совершении конкретного лица или лиц, «необходимо рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении».
Согласно статье 143 УПК РФ, в том случае, если сообщение получено из иных источников, которые исключает личное присутствие заявителя, должностное лицо, обязано составить рапорт об обнаружении признаков преступления.
Заявления, которые поданы анонимно, не могут стать поводом к возбуждению уголовного дела.
Согласно предусмотренной Инструкции , регистрации подлежат заявления лиц о явке с повинной. В необходимых случаях, когда явка с повинной сделано в устном виде, она оформляется протоколом в соответствии с правилами предусмотренными частью 3 статьи 141 УПК РФ.
Согласно статье 61 УК РФ явка с повинной является обстоятельством смягчающим наказанием, поэтому при правильном понимании определения явки с повинной, в последующим позволит применить данное заявление в качестве обстоятельства, смягчающим наказанием.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 (ред. от 29.11.2016) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" (далее Постановление Пленума ВС от 22.12.2015 № 58) дано более расширенное толкование явки с повинной. Явка с повинной – это «добровольное сообщение лица о совершенном им или с его участием преступлении, сделанное в письменном или устном виде», но при этом «не может признаваться добровольным заявление о преступлении, сделанное лицом в связи с его задержанием по подозрению в совершении этого преступления» .
«Признание лицом своей вины в совершении преступления в таких случаях может быть учтено судом в качестве иного смягчающего обстоятельства в порядке части 2 статьи 61 УК РФ или, при наличии к тому оснований, как активное способствование раскрытию и расследованию преступления».
Следует также принять во внимание, что заявления лиц, задержанных по подозрению в совершении конкретного преступления, об иных совершенных им преступлениях могут признаваться явкой с повинной. При этом они учитываются при назначении, в случае их осуждения только за эти преступления.
Обязательной регистрации подлежат те сообщения, которые были получены из иных источников. Под иными источниками понимается – сообщения о преступлениях средств массовой информации, обращения и жалобы граждан, государственных и иных организаций, переданных посредством телефона или иных средствах связи.
Частью 2 статьи 144 УПК РФ предусматривает, что регистрация подобного рода сообщений о преступлениях должностным лицом оформляется рапортом на имя руководителя ведомственного учреждения.
Частью 4 статьи 20 УПК РФ предусмотрено, что уголовное дело может быть возбуждено на основании рапорта следователя, в случае отсутствия заявления потерпевшего или его законного представителя, в отношении которого совершено преступление, по причине нахождения в зависимом или беспомощном состояния.
Частью 4 статьи 144 УПК РФ, предусматривается, что при приеме письменного или устного заявления о преступлении, должностными лицам, уполномоченными осуществлять прием таких заявлений, обязано предоставить документ, подтверждающий прием заявлений.
Пунктом 15 Инструкции таким документов является талон-уведомление о принятии и регистрации заявления о преступлении. Образец, а также порядок заполнения указанного талона-уведомления регламентирован Приложением № 1 Инструкции.
В целях обеспечения контроля по соблюдению сроков проверки сообщений и своевременного принятия процессуального решения, все сообщения, заявления и прочее обязательном порядке подлежат регистрации в книгах регистрации сообщений о преступлении. Более детальный порядок регистрации сообщений о преступлениях, предусмотренные реквизиты книг учета сообщений, а также порядок осуществления контроля со стороны руководства учреждения регламентированы Инструкцией.
Следует обратить внимание, что не все заявления и обращения подлежат регистрации книге учета заявлений и сообщений. Например, не подлежат регистрации те заявления и обращения, которые не содержат обстоятельства, указывающие на признаки преступления, не требует проверки, попадающие под действия статей 144, 145 УПК РФ .
Таким образом, можно выделить следующую группу заявлений, не подлежащих регистрации в книге учета заявлений и сообщений:
1.Заявления и обращения, где выражается несогласие с принятыми процессуальными решениями должностными лицами: судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.04.2021) //Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021)// "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ред. От 27.12.2018) // Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060
4. Федеральный закон от 03.12.2008 N 242-ФЗ (в ред. от 17.12.2009) "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ", 08.12.2008, N 49, ст. 5740
5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349
6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2020 )// Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472
7. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О Следственном комитете Российской Федерации" (в ред. От 27.10.2020) // Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 15
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 (ред. от 18.12.2018) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" // Бюллетень Верховного Суда РФ", N 2, февраль, 2016
9. Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 (ред. от 15.12.2019) "О едином учете преступлений" (вместе с "Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов") (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2005 N 7339) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 5, 30.01.2006
10. Приказ Следственного Комитета России от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" утверждена «Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации") (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2013 N 27314)
11. Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.11.2007 N 189 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве" (в ред. 08.05.2018) // "Законность", N 2, 2008.
12. Божьев П, Гаврилов Б.Я. Уголовный процесс. Учебник. 5-е издание //Юрайт. Под.реда.- Божьева П., 469 с – 2016
13. Головко Л.В. Курс уголовного процесса / Под ред. д.ю.н., проф. Л.В. Головко. - 2-е изд., испр. – М Статут, 2017.
14. Головко Л.В. Практикум по уголовному процессу / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Л.В. Головко. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2017
15. Рыжаков А.П. Осмотр: основания и порядок производства: Учебное пособие. — Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019
16. Халиков А.Н.. Философия права. Учебник // РИОР, Инфра- М 608-2017
17. Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебный курс в 3-х томах. Т. 2. Досудебное и судебное производство/ М. – Великий Новгород, ИД МПА-Пресс, 2018