Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Семья является важной ячейкой общества. Внутри каждой семьи создаются свои неповторимые отношения.
Участники семейного микросоциума постоянно влияют, взаимодействуют с другими членами семьи. А. Адлер называл этот феномен «созвездием», а К. Уитакер и В. Бамбер - «танцами». «Поэтика отношений» между родными людьми является не только условием психического благополучия, но и источником психотравм для членов семьи.
Тем более атмосфера проблемности возникает в семье с момента рождения в семье ребенка с психофизическими недостатками. Заболевания человека всегда является стрессом и для него, и для родных. При наличии у ребенка врожденных заболеваний или тяжелых нарушений развития хронического характера семья нередко надолго попадает в долговременную психотравмирующую ситуацию и нуждается в помощи.
Проблема семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, имеет глубокие исторические корни.
В развитии человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, который предусматривал избавляться от неполноценных младенцев, к пониманию необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. В наше время переживания родителей, связанные с воспитанием больного ребенка, интересуют ученых разных стран.
Ведущие идеи воспитания, развития и социализации детей в условиях семейного и общественного воспитания были определены классиками педагогики Я. Коменского, И. Песталоцци, К. Ушинского, М. Монтессори, Н. Крупской, А. Макаренко, В. Сухомлинского и др.
Различные аспекты социально-педагогического сопровождения семьи нашли воплощение в работах Д. Эльконина, М. Лисиной, А. Стребелевои. В России социально-педагогические аспекты воспитания ребенка исследуют ученые и практики В. Андрущенко, А. Астахова, И. Бех, И. Зверева, И. Зязюн, А. Капская, М. Лукашевич, Н. Ничкало, В. Панок, И. Пинчук, В. Семченко.
Вопрос психолого-педагогической реабилитации семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, рассмотрены в работах Л. Акатова, Н. Грабовенко, И. Макаренко, Л. Шипицын, Я. Юрка и других ученых.
Цель исследования: рассмотреть воспитание в семье детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития.
Объект исследования: теоретические основы воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития.
Предмет исследования: особенности воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить влияние семьи на успешное воспитание и обучение ребенка с особенностями психофизического развития.
3. Рассмотреть особенности работы с родителями дошкольников, имеющих проблемы развития.
4. Провести эмпирическое исследование процесса воспитания в семье детей с нарушением интеллекта.
Методы исследования: изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области психофизического развития детей дошкольного возраста.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. Воспитание ребенка с особенностями психофизического развития в семье
1.1 Влияние семьи на успешное воспитание и обучение ребенка с особенностями психофизического развития
Дети с особенностями (нарушениями) психофизического развития имеют отклонения от нормального физического или психического развития, обусловленные врожденными или приобретенными расстройствами.
В зависимости от типа нарушения выделяют следующие категории детей:
- с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, с пониженным слухом);
- с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);
- с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);
- с речевыми нарушениями;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие; слепоглухонемые и др.);
- с эмоционально-волевыми нарушениями и детей с аутизмом.
Различают:
- врожденные расстройства, вызванные нарушением питания, гормональными расстройствами, резусной несовместимостью групп крови матери и ребенка, вредным влиянием на плод генетических факторов, интоксикаций, инфекций, травм, воздействием медицинских препаратов, алкоголя, наркотических и ядовитых веществ;
- приобретенные нарушения обусловлены, в основном, разнообразными вредными воздействиями на организм ребенка во время рождения и в последующие периоды развития (механические повреждения плода, тяжелые роды, родовая асфиксия, кровоизлияния в мозг, инфекционные заболевания и др.).
Обучение и воспитание детей с нарушениями психофизического развития осуществляется с учетом особенностей их развития, использованием специфических мер и организационных форм учебной работы, в зависимости от характера расстройства.
Ребенок с особенностями психофизического развития - не пассивен член общества, а личность, которая имеет право на удовлетворение собственных социальных потребностей: на полноценное образование, отдых, труд, создание семьи, пенсионное обеспечение, доступ к культурным ценностям. Поэтому вопрос личностного развития ребенка с особенностями психофизического развития привлекает большое внимание родителей, педагогов, психологов, дефектологов.
Учитывая это, ведутся поиски факторов, способствующих успешному воспитанию и обучению маленькой личности и предотвращению неуспевания ребенка в коллективе, проблем его адаптации.
Из этого можно сделать вывод, что основную роль в воспитании детей с особыми образовательными потребностями играют именно родители, важной функцией семейного воспитания является пробуждение и поддержание в детях стремление учиться.
В чем же заключается влияние семьи и школы на успешную учебу особенного ребенка?
Современная школа дает ребенку научные знания и воспитывает сознательное отношение к действительности, а семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение налаживать дружеские отношения со сверстниками, соблюдать положительное социальное поведения, справедливости. Важен уровень психологической зрелости ребенка, характеризующееся высокой степенью развития таких качеств и процессов, как: [6, с.88]
- сформированность приемов игровой деятельности;
- развитие социальных эмоций и достаточный уровень нравственного развития;
- развитие воображения;
- достаточный уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи, внимания, наблюдательности;
- адекватная самооценка.
Для гармоничного развития личности необходимо то и другое.
Поэтому успеваемость является важным критерием оценки ребенка с особыми потребностями как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к личности в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего беспокоят родителей - поддержка собственного авторитета. Важно и то, чтобы педагоги и семья воспитывали в особого питомца навыки: [12, с.136]
- воспринимать и оценивать себя как полноценную личность;
- осознавать и отражать личные чувства и желания;
- определять свое место в коллективе;
- адекватно реагировать на ошибки и неудачи;
- принимать решение;
- разрешать конфликты положительным путем;
- положительно воспринимать других детей и общаться с ними.
Личностной особенностью в особых детей может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве со стороны родителей. Если временные трудности, которые переживает ребенок, раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают больше и предъявляют высокие, нереальные требования.
Из-за роста тревожности и связанной с ней низкой самооценки в особых детей могут снижаться учебные достижения и появляется неуверенность в своих силах. Это приводит к ряду других особенностей - желание дождаться и соблюдать лишь указаний взрослого, действовать только по образцам и установками, боязнь проявить собственную инициативу, формальное усвоение знаний, умений, навыков и способов действий.
В таких случаях, как правило, родители недовольны убывающей производительностью учебной деятельности ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Возникает замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает особенности ребенка, которые возникли. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Не наказывая ребенка за отдельные недостатки, родители снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных задач.
И родители, и школа всегда могут найти возможность для формирования познавательного интереса в особых школьников. Прежде всего, нужно сформировать положительное отношение к деятельности, раскрыть ее содержание, затем привлечь детей к решению практических и познавательных задач; в ходе работы обязательно подчеркнуть достижения детей, ободрять и поддерживать интерес постановкой все новых и новых задач и вопросов [20, с.315].
Если станет заметно, что особые дети не интересуются обучением, то сначала нужно выяснить, чем другим интересуются, какой круг интересов. Это важно знать, чтобы воспитывать познавательные интересы на основе уже имеющихся и предотвратить неравномерное развитие способностей.
Причины этого следующие: [9, с.110]
1. Формирующегося положительное
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития / Т.Н. Волковская // Коррекционная педагогика. - 2015. - № 2. - С. 62-70.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. - Москва, 2014. – 120 с.
3. Гордеева Т.В., Мишина Г. А. Роль близкого взрослого в становлении образа «Я» у ребёнка с задержкой психического развития / Т.В.Гордеева, Г. А. Мишина // Дефектология. - 2017. - №1. - С. 47-52.
4. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л. П. Носковой. - Москва, 2015. – 89 с.
5. Еременко Н.В. Социальное сопровождение детей с особыми потребностями / Н.В. Еременко // Социальная работа в России: теория и практика. - 2018. - №3. (Июль сентябрь). - С. 110-114.
6. 3абрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С.Д. 3абрамная. - Москва, 2017. – 156 с.
7. Заваденко Н. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: диагностика и лечение / Н.Заваденко // Международный неврологический журнал. - 2017. - № 2. - С 155-158.
8. Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика / Д.В.Зайцев. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2020. - 40 с.
9. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции / Д.Н. Исаев. - Москва: Просвещение, 2018. – 203 с.
10. Калижнюк 3. С. Психические нарушения при детских церебральних параличах / 3. С. Калижнюк. – М.: Высшая школа, 2017. - 271 с.
11. Кот Т. Педагогическая помощь семье в воспитании детей с особыми потребностями. Шаги к компетентности и интеграции в общество: научно-методический сборник / Ред. кол. Н. Софий, И. Ермаков и др. – М.: Контекст, 2018. – 267 с.
12. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2012. - 391 с.
13. Лебединская К.С. Нарушения эмоционального развития как клинико¬дефектологическая проблема / К.С.Лебединская. - Москва: НИИ Дефектологии, РАО, 2015. - 311 с.
14. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О. С.Никольская, Е. Р. Баенская и др. - Москва: Изд-во МГУ, 2014. - 197 с.
15. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И.Мамайчук. - Санкт-Питербург: Речь, 2016. - 219 с.
16. Мишина Г.А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии / Г.А. Мишина. - Москва, 2018. - 18 с.
17. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Академия, 2019. - 208 с.
18. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И.Дьяченко. Москва: ИНФРА-М, 2018. - 318 с.
19. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - Москва: Академия, 2015. - 320 с.
20. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика / Б.П. Пузанов. - Москва: Академия, 2019. - 728 с.
21. Силвестру А.И. Психофизиологические аспекта обучения детей с шестилетнего возраста / А.И.Силвестру, Т. Н. Дубовина. - Кишинев: Штиинца, 2017. – 99 с.