Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важная составляющая человеческого фактора. Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаляющий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных действий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровье - один из главных источников полноценной жизни, счастья, радости, успеха. Оно является не только личным достоянием человека, но и общественным богатством, одним из важнейших показателей благосостояния народа. К сожалению, многие люди только тогда начинают по-настоящему ценить свое здоровье, когда оно уже нарушено. Немецкий ученый М. Петтенкофер писал: «Мы часто поступаем, как расточительный наследник богатых родителей, не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству. Мы тратим его без бережливости, не заботясь о будущем».
Значимость здоровья сегодня определяется как универсальная ценность, которая касается всех - и богатых, и бедных, и молодых, и пожилых, людей разных рас. Это неотъемлемое право человека, важность обеспечения которого растет с каждым годом. Право на охрану здоровья на международном уровне задекларировано в 1948 г. в уставе ВОЗ.
Сущность здоровья касается философских, политических, социальных и других аспектов. Философские аспекты заключаются в выборе ценностных ориентиров, политические - в обеспечении стабильности и безопасности государства, социальные - в восстановлении трудовых ресурсов, способности к общественно-полезной деятельности, экономические - в повышении производительности труда, создании материальных благ, улучшающих благосостояние населения и качество жизни. Психологическая составляющая определяется предпочтениями, мотивацией в поведении по сохранению здоровья, медицинская - в формировании потребности в услугах здравоохранения.
Подготовка к здоровому образу жизни подростка на основе здоровье сберегающих технологии должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей любого возраста.
Цель данного исследования: рассмотреть теоретические вопросы влияния здорового образа жизни на развитие подростка.
Объект исследования: процесс полноценного развития подростка.
Предмет исследования: здоровый образ жизни, как условие полноценного развития подростка.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, можно определить задачи исследования:
- рассмотреть определение понятия здоровье и здоровый образ жизни в литературе
- раскрыть понятие здоровый образ жизни;
- изучить формирование здорового образа жизни у подростков;
- выявить роль физкультуры в обеспечении здоровья подростков.
Методами следования являются: теоретические (анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный, моделирование).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1 Определение понятия здоровье и здоровый образ жизни в литературе
Здоровье есть необходимым условием продуктивной, активной, креативной жизнедеятельности человека. Весомые нарушения в этой сфере человека могут привести к изменениям в профессиональной, межличностной жизни, повлиять на ее образ и даже поставить под угрозу целостность личности.
Проблема здоровья имеет комплексный характер, ее изучают десятки наук, среди которых одно из доминирующих мест принадлежит психологии.
В современной науке выделяют несколько подходов к проблеме здоровья: [15, с.103]
Нормоцентричный подход понимает здоровье как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида.
Феноменологический подход трактует проблемы здоровья и болезни как фундаментальные аспекты индивидуального бытия. Эти взгляды базируются на глубинном понимании и эмпатии.
Холистический подход. Здоровье понимается как целостность, которая приобретается индивидом в процессе его становления.
Согласно кросс культурного подхода, здоровье - это социокультурная переменная, его характеристики относительны и обусловлены специфическими социальными условиями, особенностями национального менталитета.
По мнению сторонников дискурсивного подхода, здоровье надо исследовать как продукт определенного дискурса, имеющего собственную внутреннюю логику конструирования.
Интегративный подход свидетельствует о том, что любые объяснительные принципы, модели и концептуальные схемы являются адекватными способами исследования здоровья на разных уровнях человеческого бытия. Сторонники этой модели пытаются соединить, то есть интегрировать эти модели, схемы, учитывая их пределы на единой концептуальной основе.
Социологический подход к здоровью трактуется через болезнь, то есть с отрицательной стороны. «Здоровое общество» - это такое общество, которое имеет минимальный уровень «социальных болезней». Когда речь идет о «социальном здоровье», то надо понимать следующие особенности: насколько важны те или иные болезни, их распространение, экономические потери, вызванные ими; роль общества и причины возникновения болезней, характер и исход болезни; оценка биологических состояний части или всей популяции на основе статистических данных.
Понятие здоровья включает различные аспекты, например, в «Толковом словаре русского языка» читаем: «Здоровье - это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма», то есть речь идет о физиологическом здоровье.
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном:
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается [11, с.15].
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизнь в полном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье, если оно дается нам изначально, все равно нужно уметь сохранять. А если есть какие-то отклонения в здоровье, их нужно постараться устранить. Этого можно добиться только здоровым образом жизни.
Здоровый образ жизни - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие ключевые элементы:
- рациональный режим работы и отдыха (с правом пользования, четкий и необходимый ритм функционирования организма, который создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует здоровью, повышению работоспособности и повышению производительности труда;
- устранение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), которые являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения;
- оптимальный двигательный режим, который укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы;
- рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, помогает поддерживать здоровье, высокую работоспособность и продлевает жизнь;
- личная гигиена включает в себя рациональный распорядок дня, уход за телом, гигиену одежды и обуви, режим дня, соблюдение которого формирует четкий ритм функционирования организма и создает наилучшие условия для работы и восстановления;
- закаливания человека заключается в том, что под влиянием температурных воздействий, с помощью природных факторов организм постепенно становится невосприимчивым к простудным заболеваниям и перегреванию, которое позволяет человеку легко переносить физические и психические нагрузки, меньше уставать, поддерживать высокую работоспособность и активность.
Под все эти условия здорового образа жизни, каждый человек создает большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
Эффективность процесса воспитания у подростков здорового образа жизни зависят от условий:
- гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе, которая заключается в признании ученика и его прав на выбор видов физкультурно-оздоровительной деятельности;
- осуществления личностно ориентированного подхода;
- реализации субъект-субъектной парадигмы воспитания, которая рассматривает формирование здорового образа жизни как взаимодействие, сотрудничество и сотворчество заинтересованных сторон;
- соблюдение принципа природосообразности, учета типологических, возрастных и половых особенностей школьников;
- осуществления учебно-воспитательного процесса на основе диагностического подхода, который предусматривает изучение уровней познавательной активности, обученности, физического развития, способности к обучению и самосовершенствованию;
- осуществления дифференцированного подхода к процессу формирования знаний;
- обеспечение взаимосвязи и синтеза процессов обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития;
- внедрение новых технологий воспитания, современных подходов к подбору средств, методов и способов организации деятельности школьников на основе здорового образа жизни;
- целенаправленного формирования у подростков знаний и умений самопознания, саморазвития и повышения резервов своего здоровья средствами физической культуры;
- соблюдение единства и преемственности педагогических требований, действий и оценок в процессе воспитания здорового образа жизни подростков.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Апанасенко, Г. Л. Охрана здоровья здоровых: постановка проблемы в Украине и России / Г. Л. Апанасенко // Росс. мед. часоп. – 2017. - № 4 (72). – С. 122-124.
2. Бондарь С. Б. Восстановление здоровья подростков / С. Б. Бондарь, А. В. Мещеряков // Успехи современного естествознания. – 2015. - №12. – С. 100.
3. Бондаренко А.М. Ценность здоровья среди приоритетов подростков / А.М. Бондаренко, М.Г. Чобитько // Физическое воспитание, спорт и здоровье человека. – 2019. - Выпуск 3. – С.160-166.
4. Булич, Е. Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции / Е. Г. Булич, И. В. Муравов. – М.: Олимпийская литература, 2016. – 384 с.
5. Васильева, О.С. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2013. – 164 с.
6. Гендин А. М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи в современных условиях / А. М. Гендин, М. И. Сергеев, В. И. Усаков, В. В. Шабунин. – Красноярск: РИО КГПУ, 2014. – 228 с.
7. Здоровье и здоровый образ жизни: Учебно-воспитательный курс / Сост. О. М. Затворная, Г. А. Кичан. – Березно: 2016. – 75 с.
8. Петровская Е.К. Здоровый образ жизни / Е.К. Петровская // Физическая культура в школе. – 2020. - № 2. – С. 74.
9. Жирнов, В. Д. Здоровье как антропологическая проблема / В. Д. Жирнов // Человек. – 2016. - № 6. – С. 32-41.
10. Здоровье и здоровый образ жизни: Учебно-воспитательный курс / Сост. О. М. Затворная, Г. А. Кичан. – Березно: 2014. – 75 с.
11. Кириленко, С. От школы содействия здоровью к школе будущего / С. Кириленко // Практика управления учреждением образования. – 2015. - №12. – С. 15
12. Ламтева, И. М. Учимся жить по законам здоровья / И. М. Ламтева // Все для учителя. – 2015. - № 3. – С. 2-3.
13. Лисицин Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина. – М.: Медицина, 2015. – 182 с.
14. Лисицин Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицин. – М.: Гардарики, 2016. – 117 с.
15. Москаленко, В.Ф. Принципы построения оптимальной системы здравоохранения. – К.: Книга плюс, 2013. – 320 с.
16. Реализация здорового образа жизни – современные подходы: Монография / Под ред. М. Лукьянченко, В. Куриш, Ю. Мигасевич. – Дрогобыч, 2016. – 592 с.
17. Томенко О. Занятия физической культурой и спортом молодежи / О. Томенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: зб. науч. трудов. – 2020. – № 1. – С. 19-24.