Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных проблем современности является ухудшение физического и психического здоровья детей как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов. Современное общество обеспокоено состоянием здоровья школьника, которое отражается, в том числе, на школьной успеваемости среднестатистического ребенка. В учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
1.1. Сущность понятия школьной дезадаптации и причины ее возникновения в младшем школьном возрасте
На сегодняшний день проблема школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста в науке стоит достаточно остро, несмотря на то, что решение данной проблемы в педагогических кругах освещается давно. Для младшего школьного возраста специфика школьной дезадаптации определяется ведущей в этом возрасте учебной деятельности. С данным понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами [19, C. 55].
Согласно мнению Г.Ф. Кумариной, механизмы дезадаптации проявляются на социальном (педагогическом), психологическом и физиологическом уровнях, отражая способы реагирования ребенка на агрессию среды, защиты от этой агрессии [11, C. 79-88].
Педагогический уровень развития школьной дезадаптации яв¬ляется наиболее очевидным и осознаваемым для школьных ра¬ботников. Он обнаруживает себя проблемами ребенка в учении (деятельностный план) и освоении новой для него социальной роли – роли ученика (отношенческий план). Эти дефор¬мации носят скрытый характер и, как правило, не соотносятся с характером школьных влияний. А вместе с тем роль школы в их появлении и развитии очень велика.
Психологический уровень школьной дезадаптации проявляется в неуспешности в учебной деятельности, неблагополучие в от¬ношениях с личностно-значимыми людьми, возникающее на ее основе, не могут оставить ребенка равнодушным. Переживаемые ребенком, они негативно влияют и на более глубокий уровень его индивидуальной организации - психологический, непосредствен¬но сказываются на формировании характера растущего человека, его жизненных установок, направленности личности в целом, на его социализации.
Физиологический уровень школьной дезадаптации заключается в механизмах влияния школьных проблем на здоровье ребенка.
Следует отметить, что во всех случаях школьная дезадаптация не является внезапной, а нарастает постепенно – в течение 1-5 лет.
По мнению, Коджаспировых Г.М. и А.Ю, школьная дезадаптация – процесс обратимый и в соответствии со своими функциями и направлениями работы решением данной проблемы будет заниматься социальный педагог [5, C. 24].
Поступление ребенка в школу является переломным момен¬том его социализации. Совпадая по времени с возрастным кризи¬сом развития, оно несет с собой серьезные испытания его адап¬тационных возможностей. Практически ни у одного ребенка переход от дошкольного дет¬ства к систематическому школьному обучению не совершается плавно. Новый коллектив, новый режим, новая деятельность, новый характер взаимоотношений требуют от него новых форм поведения.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становиться «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности. Поэтому при поступлении в школу и возникает необходимость выявления детей группы риска, для своевременного оказания квалифицированной помощи со стороны социального педагога, который, опираясь на личностный потенциал семьи, сможет обеспечить социально-педагогическую поддержку, для предупреждения развития школьной дезадаптации [23, C. 27-29].
1.2. Направления, формы и методы профилактической работы социального педагога по предупреждению школьной дезадаптации младших школьников
Т.к. понятие школьная дезадаптация определяется как, любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребенка в его школьной жизни, для достижения наибольшей эффективности в работе социального педагога по профилактике и коррекции школьной дезадаптации необходимо осуществлять работу со всеми субъектами учебной деятельности, реализуя при этом координационную деятельность. Применяя в своей работе разнообразные меры социальной коррекции и профилактики, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учитывать, что их эффективность определяется уровнем социализации ребенка, его способностью адаптироваться в обществе, а также профессиональными качествами, объемом знаний, умений и навыков, которыми владеет социальный педагог в решении проблемы школьной дезадаптации [7, C. 8-11].
Профилактика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска [1, C. 115].
Социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и способствующих к проявлению различных видов его активности [2, C. 37]. Основная роль в осуществлении данной деятельности принадлежит социальному педагогу. В своей деятельности он будет использовать различные социально-педагогические методы.
В нашей работе под профилактикой понимаются действия социального педагога, направленные на [1, C. 59-60]:
предотвращение возможных физических, психологических, социокультурных обстоятельств у несовершеннолетних входящих в группу социального риска;
сохранение, поддержку и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Роль социального педагога в профилактической работе с учениками начальной школы заключается в организации взаимодей¬ствия взрослых и его пошаговой координации для конст¬руирования оптимального (учитывающего физиологиче¬ские, психологические особенности) образа жизни ре¬бенка, а также осуществления необходимой медицинс¬кой, психологической, социально-педагогической коррекции и профилактики [14, C. 46].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Выявление уровня школьной дезадаптации младших школьников на примере обучающихся 2 классов МАОУ СОШ №16 г. Краснодар
Практическое исследование было организовано на базе МАОУ СОШ №16 г. Краснодар, в исследовании приняли участие школьники 2 класса. В школе создана и успешно функционирует социально-педагогическая служба сопровождения, которая с активно работает по следующим направлениям: учет детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного ОУ; изучение их социального положения и условий жизни; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и многое др. В школе созданы условия для индивидуально-педагогического сопровождения каждой социальной группы учащихся в учебной и внеклассной деятельности ОУ.
Для оценки уровня школьной дезадаптации младших школьников и необходимости организации социально-педагогической профилактики данного явления в условиях образовательного учреждения, нами была проведена диагностическая работы, целью которой являлось выявление особенностей социализации детей с признаками школьной дезадаптацией и определение причин школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте [18, C. 36-45].
Анализ школьной дезадаптации позволил сделать вывод об условном выделении различных уровней ее проявления, характеризующиеся, на наш взгляд, следующим образом:
1. Низкий уровень – нормальная самооценка, низкий уровень семейной тревоги, не более двух факторов тревожности, высокий уровень школьной мотивации, социометрический статус “предпочитаемый”, “звезда”.
2. Средний уровень – нормальная или низкая самооценка, 3-4 фактора тревожности, средний уровень школьной мотивации, средний уровень семейной тревоги, социометрический статус “принятый”.
3. Высокий уровень – низкая самооценка, более четырех факторов тревожности, высокий уровень семейной тревоги, низкий уровень школьной мотивации, социометрический статус “отвергнутый”, “непринятый”.
Таким образом, основные методические средства, используемые нами в ходе констатирующей диагностики и диагностируемые показатели представлены в Приложении 1. Ниже приведено более подробное описание методик и их результаты.
Анализ данных, характеризующих мотивационную сферу младших школьников, показывает, что у 10% учащихся максимально-высокий уровень школьной мотивации (25-30 баллов). Дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования они наиболее четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания от педагога.
20% учащихся – с хорошей школьной мотивацией, при ответе на вопросы они набрали от 20 до 24 баллов. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Данный уровень мотивации является средней нормой.
Почти половина учащихся данного класса (45%) – с положительным отношением к школе (15-19 баллов). Характерно положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради, но познавательные мотивы у этих детей сформированы в меньшей степени и сам учебный процесс их мало привлекает.
Однако при этом 25% учащихся– с низкой школьной мотивацией они набрали от 10 до 14 баллов. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
И нет ни одного учащегося (0%) – с негативным отношением к школе (ниже 10 баллов)
По этим результатам видно, что у большинства учащихся присутствует достаточно хорошая школьная мотивация, однако, следует обратить внимание, на то, что у 25 % школьная мотивация находится на низком уровне.
2.2. Социально-педагогическая деятельность по профилактике школьной дезадаптации обучающихся 2 классов МАОУ СОШ №16 г. Краснодар
Подводя итог, можно отметить следующие трудности у детей, проявляющиеся как признаки школьной дезадаптации – низкая самооценка, низкий уровень школьной мотивации, конфликты с одноклассниками и учителями, неуспеваемость, повышенная школьная тревожность.
Была выделена группа детей имеющих признаки школьной дезадаптации. В основном, у данных детей преобладает высокий и средний уровни школьной дезадаптации. Причины этих трудностей видятся в педагогической запущенности, индивидуальных особенностях, конфликтных отношениях в семье, а также в проблеме взаимоотношений с учителем.
Также можно определить основное направление социально-педагогической деятельности с выделенной группой детей. Это, в первую очередь, создание условий для развития уверенности в себе, повышения уровня школьной мотивации, формирования позитивного отношения к сверстникам, снятия тревожности.
При построении программы необходимо опираться на сильные стороны социального развития школьников: сформированные навыки общения (поэтому предпочтительнее групповые занятия), самостоятельность, открытость внешним педагогическим воздействиям и многое другое [18, C. 89].
Стоит отдельно остановиться на социально-педагогической характеристике отдельных учащихся, у которых были обнаружены некоторые признаки школьной дезадаптации. Для этого нами была проведена уточняющая индивидуальная диагностика, в ходе которой использовались такие методы, как «незаконченное предложение», «Лесенка», опросник «Что мне нравиться в школе?», тест тревожности Амен, Дорки, Теммл, тест «Страхи в домиках» [21, C. 58-62].
Анализ результатов диагностического исследования позволил выйти на определение цели практической деятельности – создание условий для преодоления школьной дезадаптации посредством повышения школьной мотивации, формирования позитивной самооценки, развития коммуникативных навыков, с учетом воспитательного потенциала школы.
Для реализации поставленной цели социально педагогической деятельности были поставлены следующие задачи: повышение уровня самооценки; повышение школьной мотивации; снижение уровня тревожности; оптимизация межличностных взаимоотношений учащихся.
Профилактическая программа по минимизации школьной дезадаптации должна базироваться на следующих принципах: партнерства в отношении с ребенком; положительного отношения к внутреннему миру ребенка; добровольности участия в социально-педагогических занятиях; индивидуализированности социально-педагогической деятельности. Последний принцип заслуживает особого внимания, т.к является одним из базовых для социальной педагогики. Деятельность по снижению проявлений школьной дезадаптации должна быть методически оснащена упражнениями и заданиями, направленными на усиление самосознания, взаимодействие с одноклассниками, развитие рефлексии [22, C. 9].
2.3. Анализ результатов социально-педагогической деятельности по профилактике дезадаптации младших школьников
По итогам проведенных практических занятий нами была осуществлена итоговая диагностика с целью оценки эффективности проделанной работы. Были использованы такие методики, как анкета по оценке уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой, анкетный опрос детей, методика незаконченное предложение, тест тревожности Амен, Дорки, Теммл.
Сравнительные результаты по итогам проведенной работы представлены в Приложении 2.
Согласно полученным результатам, у детей наблюдается положительная динамика развития, т.е. появилась тенденция результативности нашей социально-педагогической деятельности. К сожалению, в ходе нашей работы привлечь родителей к активному участию в профилактической работе нам не удалось, однако, коррекционно-развивающая работа проходила при активном участии классного руководителя и социального педагога школы.
Специалисты образовательного учреждения были ознакомлены с результатами диагностических исследований и с рекомендациями по дальнейшей работе с выделенными школьниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своем исследовании мы изучали проблему школьной дезадаптации младших школьников.
Теоретический анализ нашего исследования показал, что сущность школьной дезадаптации младшего школьника определяется ведущей для него учебной деятельностью, процессом обучения, в котором ученик испытывает психологический дискомфорт. Естественной реакцией ребенка на него является сопротивление. Симптомами школьной дезадаптации являются: нежелание ходить в школу, отставание в учебе, нарушение поведения, конфликтность с одноклассниками и учителями, высокая тревожность в школе, зачастую сниженная самооценка. На основе анализа теоретической и практической литературы и исследований, мы можем констатировать, что решению проблем ребенка, их предупреждению способствует качественная профилактическая и коррекционная деятельность социального педагога, основанные на совместной работе школьных педагогов, психологов, и, конечно же, родителей.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Альжев, Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций / Д.В. Альжев. – РнД: Феникс, 2014. – 222 c.
2. Басов, Н.Ф. Социальная педагогика: Учебное пособие для ВУЗов / Н.Ф. Басов. – М.: КноРус, 2013. – 230 c.
3. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.
4. Бугова Г.В. К вопросу о профилактике дезадаптации младших школьников / Г.В. Бугова. – №12. – 2016. – С. 73-77.
5. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: педагогический опыт и методы работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.А. Василькова. – М.: ИЦ Академия, 2018. – 208 c.
6. Вергелес Г.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей / Г.И. Вергелес, А.И. Раев. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2018. – 159с.
7. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков / Н.В. Вострокнутов. – М.: Академия, 2015. – С. 8–11.
8. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
9. Ермолаева М.В. Психология развития. – 3-е изд., стереотип / М.В. Ермолаева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2016. – 376 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2013. – 384с.
11. Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения. Социальная педагогика / Г.Ф. Кумарина. – №3. – 2013. – С. 79-88.
12. Лукина, А.К. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.К. Лукина. – М.: Инфра-М, 2019. – 240 c.
13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник / Л.В. Мардахаев. – М.: Директ-Медиа, 2019. – 269 с.
14. Милованова Н.Г. Школьная дезадаптация: Учебное пособие / Н.Г. Милованова, Н.Н. Суртаева. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2018. – 100 с.
15. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник / А.В. Мудрик. – М.: Academia, 2019. – 95 c.
16. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика: Учебник / Ф.А. Мустаева. – М.: Риор, 2015. – 256 c
17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 240 с.
18. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей / М.А. Панфилова. – М.: «Издательство ГНОМиД», 2019. – 160с.
19. Петрова Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире / Л. И. Петрова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 335 с.
20. Самойлов, В.Д. Педагогическая антропология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям " Педагогика и психология девиантного поведения", "Социальная педагогика", "Психология служебной деятельности" / В.Д. Самойлов. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. – 271 c.
21. Селиванова О.А. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» / О.А. Селиванова, В.В. Филько. – №6. – 2006. – С. 58-62.
22. Уфимцева Л. П. Диагностические программы для оценки риска школьной дезадаптации учащихся первых классов / Л.П. Уфимцева, Т.В. Толочко. – №2 (20). – 2017. – С. 9
23. Чекулаенко, В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории: Учебное пособие / В.Л. Чекулаенко. – М.: Инфра-М, 2017. – 160 c.
24. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 272 с.
25. Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция / Е.В. Шарапановская. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 160 с.