Фрагмент для ознакомления
2
Страхование как экономическое явление имеет многовековую историю. Традиционно развитие страхования делят по этапам в зависимости от уровня экономического развития общества. Наибольший интерес представляет раз-деление страхования по модели построения страховых отношений, форми-рования и расходования страхового фонда. Представим базовые модели эволюции страховых отношений (рис. 1).
Рис. 1. Базовые модели эволюции страховых отношений [14, с. 3]
В примитивной форме страховые отношения функционировали по мо-дели взаимного страхования. В основе этой модели лежит платформа взаим-ной помощи.
Простейшей формой раскладки ущерба было натуральное страхова-ние. Оно действовало в крестьянских общинах и ранних государствах. Со-здавались резервные запасы зерна и пищевых продуктов в общинных и гос-ударственных амбарах. Закладка в запасы осуществлялась в виде натураль-ных подушных взносов. В неурожайный год зерно и продукты питания вы-давались населению. Действие взаимного страхования в натуральной форме подтверждено во многих исторических эпохах.
Развитие товарно-денежных отношений перевело взаимное страхование к денежной форме. С развитием математических наук были заложены основы применения в страховании теории вероятности. Страховой фонд стал созда-ваться с расчетом вероятной средней величины возможного ущерба, прихо-дящейся на отдельного участника страхования.
Национальная система страхования РФ начала формироваться сразу после трансформации плановой экономики в рыночную. Первым правовым документом, заложившим основу страхового рынка в нашей стране, стал фе-деральный закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Феде-рации» от 27.11.1992 № 4015–1, определивший принципы регулирования системы страхования и участников страховых отношений; формы и виды страховой защиты; условия контроля за соблюдением требований к финан-совой устойчивости страховых компаний и многое другое.
Функционирование национальной страховой системы (НСС) как части финансовой системы государства обусловлено широким спектром задач, от решения которых зависит устойчивость внутреннего страхового рынка. К таким задачам относятся:
удовлетворить потребность в преодолении структурных диспро-порций финансовой системы на уровнях ее подсистем (денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, валютной, страховой);
обеспечить устойчивое развитие национальной экономики стра-ны, всех ее отраслей и регионов;
сформировать внутренний инвестиционный потенциал нацио-нальной экономики, который будет обеспечиваться финансово-кредитными и страховыми институтами;
повысить качество жизни населения РФ;
ускорить инновационные процессы финансового и страхового мирового рынка и интеграция в него национального страхового рынка Рос-сийской Федерации [9, с. 147].
Функционирование национальной страховой системы предполагает ис-пользование комплексного подхода для решения указанных задач, поэтому основными принципами НСС являются:
необходимость;
единство и непрерывность;
гибкость и точность;
системность и комплексность;
оптимальность и эффективность;
научность и целенаправленность;
приоритетность;
сбалансированность;
директивность и конкретность;
объективность;
динамичность;
учет рисков.
Перечисленные принципы позволяют рассматривать национальную страховую систему как целое, а не отдельные элементы, хоть и связанные между собой. Национальная страховая система состоит из множества субъек-тов и объектов страхования, взаимосвязанных отношениями по защите иму-щественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, сформирован-ных из уплачиваемых страховых премий.
НСС выполняет функции, которые отражают единство взаимообуслов-ленных многообразных процессов во всем национальном хозяйственном комплексе.
Функции национальной страховой системы представлены в табличной форме:
Таблица 1
Функции национальной страховой системы [11, с. 50]
Социальные, обусловленные социальной природой страхования Экономические, обусловленные экономической природой стра-хования Финансовые, обуслов-ленные финансовой природой страхования
Обеспечение стабильности в обществе за счет превентивных мероприятий по нега-тивным событиям и сглаживание их по-следствий Реализация еди-ной государ-ственной финан-сово-экономической политики в обла-сти страхования Акционирование капи-тала с целью дальней-шего его инвестирова-ния
Освобождение бюджета от расходов по ликвидации последствий экологических катастроф, техногенных аварий, стихий-ных бедствий и др. Перераспределе-ние капитала в национальные программы Насыщение финансово-го рынка долгосроч-ными
финансовыми ресурса-ми при расширении страхования жизни
Использование средств предприятия при решении социальных задач общества че-рез обязательные пенсионные отчисления, обязательные платежи
в государственные внебюджетные фонды медицинского, социального страхования; расширение мотивации граждан к само-стоятельному решению своих насущных проблем стратегического значения (например, страхование жизни, здоровья)
Страховые вы-платы
и компенсации страхователям (третьим лицам) при наступлении страхового слу-чая
Содействие росту фи-нансовой безопасности граждан, их денежных доходов через систему государственных ин-ститутов социального
и пенсионного обеспе-чения
Российская национальная страховая система относится к категории от-крытой, связанной со всеми другими подсистемами финансовой системы страны. Одновременно НСС находится во взаимодействии с другими систе-мами общества, формирующими социально-экономическую конъюнктуру:
общественной — государством, социальными институтами, насе-лением;
социальной — системой обеспечения социальной защиты населе-ния;
материальной — отраслями и территориальными регионами, ма-териальными и трудовыми ресурсами;
экономической — системой хозяйственной деятельности, направ-ленной на обеспечение непрерывности воспроизводственных процессов;
финансовой — системой отношений субъектов в процессе обра-щения финансовых ресурсов;
информационной — системой, обеспечивающей информационные потоки и коммуникации в обществе;
международной — внешним страховым рынком.
Национальная страховая система имеет внутреннюю структуру, кото-рую можно классифицировать по множеству критериев, что позволяет четко видеть механизм НСС (табл. 2). Структура НСС определяется выполняемы-ми ею функциями, предопределяющими, в свою очередь, внутреннюю ее ор-ганизацию, состоящую из подсистем:
законодательство, стандарты, нормы, регулирование и надзор;
страховой и финансовый рынки;
инфраструктура;
нерыночные субъекты.
Выделяют виды внутренней организации национальной системы: субъ-ектная, институциональная, ресурсная и уровневая (табл. 2).
Таблица 2
Структура национальной страховой системы [5, с. 149]
Субъектная организация Институцио-нальная орга-низация Ресурсная ор-ганизация Уровневая ор-ганизация
Индивиды как субъекты и объ-екты страхования Формальные институты собственности, права и др. Различные страховые фонды Макро-уровневая; мезо-уровневая; микро-уровневая
Продолжение таблицы 2
Организации (предприятия) как страхователи; государство в лице органов регулирования, надзора и контроля; страховые
организации различных орга-низационно-правовых форм собственности; страховые и не страховые посредники; объ-единения страховщиков; ан-деррайтеры; сюрвейеры; акту-арии и др.
Неформаль-ные институ-ты; простые и сложные нор-мы и правила поведения Инвестицион-ные ресурсы страховых ор-ганизаций,
пенсионных фондов; соб-ственный капи-тал страховых организаций; долгосрочные
и краткосроч-ные ресурсы
Уровни управления в финансовых группах, страховых ор-ганизациях
Национальная страховая система обладает количественными и каче-ственными показателями:
Таблица 3
Показатели страховой системы [7, с. 257]
Количественные показатели Качественные показатели
число страховых организаций;
число страховых организаций с ино-странным капиталом;
размер собранных страховых премий, размер страховых выплат и др.;
число региональных страховых органи-заций (СО);
суммарная величина инвестиций в нацио-нальную экономику;
суммарная величина убытков;
число страховых услуг по обязательным формам страхования удельный вес иностранного ка-питала в НСС;
удельный вес страхового бизне-са в НСС;
число отозванных ЦБ лицензий;
удельный вес акционерных об-ществ в общем количестве СО;
политика и уровень дивиденд-ных выплат СО;
соотношение страховых услуг по обязательным и доброволь-ным формам страхования;
социальная значимость страхо-вого бизнеса в обществе
Национальная страховая система регулируется государством, поэтому перспективы ее развития в значительной степени определяются общенацио-нальными проектами и региональными программами национальной эконо-мики и общества. Под государственным регулированием НСС понимается система воздействия государства на процессы страхования материальных, нематериальных ценностей (благ) и связанных с ними имущественных инте-ресов юридических, физических лиц, а также на деятельность страховых ор-ганизаций, их посредников для реализации прав и интересов субъектов стра-ховых отношений, заинтересованных лиц и самого государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): феде-ральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Феде-ральный закон от 27.11.1992 № 4015-1 // Собрание законодательства РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 56.
3. Алабян, С.С. Страхование / С. С. Алабян, Л. С. Алабян // Стра-хование. - 2018. - № 7. - С. 47-52.
4. Алексеева, А. И. Страхование / А. И. Алексеева. – М.: КноРус, 2018. - 688 с.
5. Алиев, Б. Х. Страхование / Б. Х. Алиев, Ю. М. Махдиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 415 с.
6. Арутюнов, Ю. А. Страхование / Ю. А. Арутюнов. – М.: КноРус, 2018. - 309 с.
7. Ахвледиани, Ю. Т. Имущественное страхование / Ю. Т. Ахвледи-ани. – М.: КноРус, 2017. - 151 с.
8. Беляева, Н. А. Обязательное и добровольное страхование приня-того в залог имущества / Н. А. Беляева // Налоги. - 2017. - № 30. - С. 18-19.
9. Вахрушина, М. А. Страхование / М. А. Вахрушина. – М.: Вузов-ский учебник, 2018. - 462 с.
10. Воскресенский, В. Ю. Страхование / В. Ю. Воскресенский // За-кон и право. - 2017. - № 2. - С. 106-108.
11. Гаврилова, С. С. Страхование / С. С. Гаврилова. – М.: Эксмо, 2018. - 304 с.
12. Годин, А. М. Страхование / А. М. Годин, С. В. Фрумина. – М.: Дашков и К, 2018. - 477 с.
13. Голодова, Ж. Г. Финансы и кредит / Ж. Г. Голодова. – М.: Инфра-М, 2020. – 448 с.
14. Губенко, Н. Страхование / Н. Губенко, Е. Писаревский // Закон. - 2018. - №4. - С. 3-10.
15. Ивасенко, А. Г. Финансы: 100 экзаменационных ответов / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, В. Д. Михалев. – М.: Флинта, 2018. – 280 с.
16. Кириченко, Т. В. Страхование / Т. В. Кириченко. – М.: Дашков и К, 2018. - 625 с.
17. Ковалева, Т. М. Финансы и кредит / Т. М. Ковалева. – М.: Кно-Рус, 2018. – 360 с.
18. Лаврушина, О. И. Финансы и кредит / О. И. Лаврушина. – М.: КноРус, 2018. – 320 с.
19. Ламбен, Ж. Ж. Страхование / Ж. Ж. Ламбен, Р. Чумпитас. – СПб.: Питер, 2020. - 718 с.
20. Никулина, Н. Н. Государственное регулирование инвестиционной деятельности страховых организаций в РФ на современном этапе / Н. Н. Ни-кулина // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2017. - № 4. – С. 80-88.
21. Романова, М. В. Страховые организации и общества взаимного страхования: сравнительный анализ деятельности / М. В. Романова // Ауди-торские ведомости. – 2020. - № 12. – С. 90-99.
22. Официальный сайт «Национальное рейтинговое агентство». – Ре-жим доступа: www.ra-national.ru.
23. Официальный сайт национального рейтингового агентства «Русь Рейтинг». – Режим доступа: www.rusrating.ru.
24. Официальный сайт рейтингового агентства «РА Эксперт». – Ре-жим доступа: www.raexpert.ru.
25. Официальный сайт Федеральной службы государственной стати-стики. – Режим доступа: www.gks.ru.
26. Официальный сайт Федеральной службы страхового надзора. – Режим доступа: www.fssn.ru.
27. Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации. – Режим доступа: httр://www.fss.ru/indех.shtml.