Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования государственных политических режимов можно определить фундаментальностью понятия государства, власти, ее организации и осуществления, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Сегодня в мире существует множество государств. В своем многообразии сами государства очень непохожи друг на друга: от демократических до деспотических, — они различаются, в первую очередь, совокупностью используемых ими приемов и методов осуществления власти, обусловливающей множество других отличий. Политический режим, состоящий из такой совокупности приемов и методов осуществления власти, отражает характер взаимоотношений государства и личности, олицетворяет собой порядок взаимодействия структуры управляющих и управляемых. В условиях все большей взаимозависимости государств, глобализационных процессов, большое значение имеет понимание государственного устройства, власти и управления, принципов взаимодействия власти и общества.
Актуальность темы исследования категории государственного политического режима, их видов актуальна сегодня и в прикладном смысле.
Современная Россия проходит динамичный и противоречивый процесс формирования новой государственности. Перед политиками, научной мыслью, общественностью поставлена актуальная задача — найти верные принципы и ориентиры в осуществлении демократизации общественных и властных отношений, которые являются основой динамичного развития государства.
Демократические режимы наиболее перспективны для развивающихся государств. Сегодня страны с наиболее высоким уровнем жизни относятся именно к государствам с демократическим режимом. Актуальность исследования антидемократических политических режимов обусловлена их распространенностью с одной стороны, деформацией и разнообразием форм власти.
Исследование политических режимов, организации власти, а также их видов актуально как с практической, так и с теоретической точек зрения.
Объектом данного исследования являются общественные отношения в сфере приемов и методов осуществления власти в разных видах политических режимах.
Предмет исследования – теоретические разработки отечественных ученых в сфере определения категории политический государственный режим, признаки и типы демократического и антидемократических политических режимов.
Цель исследования – понятие, признаки, вид государственного (политического) режима.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие, признаки и дать общую характеристику
— дать общую теоретико-правовую характеристику демократического политического режима
— рассмотреть авторитарный и тоталитарный политические режимы
Вопросами понятия, признаков, сущности и содержания политического режима, разграничения понятий политического и государственного режимов, заниматься многие отечественные ученые: М.И. Абдуллаев, М.В. Баглай, А.Б. Венгеров, С.А. Комаров, В.В. Лазарев, А.В. Малько, Г.Н. Манов, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, Р.Т. Мухаев, B.C. Нерсесянц, Л.М. Энтин и др.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы (диалектический, формально-логический, структурно — функциональный, анализа, синтеза, дедукции, индукции) и специальные (историко-правовой, сравнительно-правовой) методы познания.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
1.1. Понятие и сущность государственно-политического режима
Признание государственно-правового (политического) режима как компонента формы государства наблюдается только начиная с 60-х гг. До этого момента в форму государства включалась только форма правления и государственного устройства, так как именно ими может представляться формальная характеристика государственности. Что же касается режима, то он указывает на имеющиеся содержательные аспекты государственности. Есть мнения, что режим является не столько характеристикой формы государства, а сколько раскрывает его сущность. Некоторыми учеными форма правления и государственное устройство называется внешней формой государства, при этом, политический режим - внутренней. Также принято считать, что политический режим это ведущий элемент формы государства, поскольку он существенно влияет на два других элемента.
Государственно-правовой режим это совокупность различных приемов, способов и методов, посредством которых осуществляется государственная власть.
Определенными учеными различаются государственный и политический режимы. Так, например, доц. В.Н. Хропанюком в своих трудах было сформулировано следующее: «Государственный режим является важнейшей составной частью политического режима, который существует в обществе. Понятие политического режима является более широким, так как в себя включает не только методы по государственному властвованию, но и различные характерные способы в деятельности различных негосударственных политических организаций (союзов, клубов, движений, партий)». Другими же учеными, например проф. В.В. Лазаревым и доц. С.В. Липень, высказывается мнение о том, что данными терминами именуется одно и то же явление. Проф. Н.И. Матузовым и проф. А.В. Малько называется этот компонент формы государства государственно-правовым режимом, посредством которого выражается особенность функционирования государственного механизма. В случае выполнения своих функций взаимодействие между органами государства и населением, осуществляется посредством использования определенных наборов средств и способов для того, чтобы управлять общественными процессами.
Посредством понятия «государственный режим» показывается, какая в обществе сложилась государственная атмосфера, каков уровень демократии в стране, какими средствами происходит обеспечение государственной власти.
Государственно-правовой режим является важнейшей составной частью политического режима, который существует в обществе. Политический режим является понятием более широким, так как оно содержит в себе не только методы по государственному властвованию, но и характерных способов деятельности государственных политических организаций (союзов клубов, движений, партий).
Как компонент формы государства государственно-правовой режим выступает в качестве государственного режима. Исторически известны следующие два основных вида государственного режима: демократический и антидемократический. Под демократическим политико-государственным режимом понимается совокупность способов по осуществлению государственной власти посредством подчинения большинству меньшинства и уважения законных интересов и прав меньшинства. Под антидемократическим политико-государственном режиме понимается совокупность способов для осуществления государственной власти на основе произвола, не учитывая какое-либо мнение, как большинства, так и меньшинства.
Известной практикой в осуществлении государственной власти порождаются новые формы очень реакционных режимов, таких как военно-фашистские, которыми утверждается организация государства в форме военно-фашистской олигархии.
В связи с чем, политический режим, как и иные элементы формы государства, обладает конкретно-историческим воплощением. В учении о демократии показано, что несмотря на различные формы принимаемые ей, она всегда была и остается в качестве одного из методов по организации и осуществлению власти, выступая в качестве орудия в руках определенных сил для того, чтобы проводить свою политику.
Преобладающая роль политического (государственного) режима по отношению к другим элементам формы государства определенных ученых приводит к выводу о том, что государственный режим является свойством сущности государства, а не его формы.
Имеющуюся специфическую закономерность, которая характеризует политический (государственный) режим, можно сформулировать следующим образом: любое изменение в государственном режиме при наличии известного соотношения между общими или частными интересами в результате вызывает определенные изменение в форме государства; и наоборот, наличие перестройки формы государства приводит к изменению политического режима. Политическими силами, стоящих у власти, очень часто используется такая возможность, ставится такая цель и она решается. Государством в своей правотворческой деятельности закреплен господствующий политический (государственный) режим облекая его в определенную форму принципов, различных институтов, форм, а также методов взаимоотношений между государством, обществом и личностью .
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 09.03.2020) «О политических партиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2016)
Учебная и научная литература
3. Венгеров А.Б. Теория государство и права. / А.Б. Венгеров. - М.: Юрист, 2018. - 788с.
4. Воротников А.А., Хапаев А.А. Вождистское государство как основная разновидность авторитаризма: постановка проблемы // Правовая политика и правовая жизнь. — М., Саратов, 2017. № 1. — С. 29-34
5. Воротников А.А., Хапаев А.А. Вождистское государство как основная разновидность авторитаризма: постановка проблемы // Правовая политика и правовая жизнь. — М., Саратов, 2018. № 1. — С. 34-36.
6. Гончаров Д.В. Социально-культурные и политические основания российского авторитаризма // Argumentum ad judicium. ВЮЗИ — МЮИ — МГЮА: Труды. — М.: Изд-во МГЮА, 2017. Т. 1. — С. 23-31
7. Затонский В.А. Эффективная государственность / Под ред. А.В. Малько. М.: Юристъ, 2019. — 175 с.
8. Киреева С.А. Политический режим как элемент формы государства / С.А. Киреева. - Саратов, 2018. - 345с.
9. Клюкина Е.А. Тоталитарный политический режим: подходы к пониманию // Современное право. — М.: Новый Индекс, 2017. № 10. — С. 15-18
10. Кожевникова Ю.С. Политический и государственный режимы (аспект соотношения) // Тенденции государственно-правового развития: сборник научных трудов. — Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2018. — С. 65-72
11. Кожевникова Ю.С. Политический и государственный режимы (аспект соотношения) // Тенденции государственно-правового развития: сборник научных трудов. — Екатерин-бург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2018. — С. 70-73.
12. Морзова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л.А. морозова. - М.: Эксмо, 2017. - 448 с.
13. Политология: Учеб. пособие. / Под ред. Шалак А. В. Изд-во ИГЭА, 2018. – 224 с.
14. Политология: Учебник. / Под ред. В. Д. Зотова и Ю. В. Ирхина. – М.: Юристъ, 2017. – 511 с.
15. Политология: Учебник. / Под ред. В. Д. Зотова и Ю. В. Ирхина. – М.: Юристъ, 2019. – 412 с.
16. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и И.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2017. - 975с.
17. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Норма, 2018. - 794с.
18. Хейвуд Э. Политология / Э. Хейвуд ; [пер. с англ. под ред. Г. Г. Водолазова, В. Ю. Вельского]. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 544 с.
19. Шкель С.Н. Авторитаризм как категория политической науки // Евразийский юридический журнал. — М., 2017. № 6 (73). — С. 202-203.