Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Деньги - это реальность, с которой мы постоянно имеем дело в нашей повседневной жизни, это непременный атрибут нашего бытия. В каждой ситуации, связанной с деньгами, человек ведет себя каким-то образом по отношению к ним; это дает основание классифицировать типы личности в зависимости от их отношения к деньгам и «денежного» поведения.
Ряд исследований указывает на то, что существует тесная взаимосвязь между самооценкой человека и его отношением к деньгам. Деньги в условиях современного общества представляют собой определенную ценность. От структуры ценностей, и от места денег в этой структуре во многом зависит сформированность личностной и профессиональной стороны деятельности человека как члена общества и как профессионала своего дела, эффективность обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Успешность самоопределения определяется психологическим процессом изменения компонентов профессионального самоопределения школьника (например, мотивационный компонент, поведенческий, когнитивный).
Представления о деньгах влияют формирование устойчивых качеств личности, которые существенным образом влияют на принятие осознанного решения относительно выбора профессии, будущей сферы профессиональной деятельности. В дальнейшем, самоопределение человека на личностном уровне, оказывает прямое влияние на профессионально становление и саморазвитие личности, на успешность обучения и эффективность овладения основными профессиональными компетенциями.
Проблема исследования. Актуальной проблемой психологии является исследование представлений о деньгах, изучение структуры ценностей и определение места денег в этой структуре. «Деньги» являются понятием, экономическое содержание и значение которого тесно переплетаются с психологическими. Деньги представляют собой не только повседневное средство обмена, но и мощный культурный символ, аккумулирующий в себе множество противоречивых коллективных представлений, верований и установок. Для современного человека, как и для его далёкого предка, деньги таят в себе что-то мистическое, проникающее в самые глубинные личностные пласты и пробуждающее жадность, ревность, зависть и страх, влиять на поведение людей. Не вызывает сомнений тот факт, что существует взаимосвязь между уровнем самооценки личности и отношением к деньгам.
Несмотря на актуальность, социальную востребованность данной тематики, уровень ее изученности остается крайне низким.
Методологическая основа исследования. Так называемые «денежные» типы личности были впервые выделены и описаны в рамках психоаналитического подхода клиническими психологами Гольдбергом и Льюисом. В дальнейшем это направление разрабатывалось рядом зарубежных (Подуска, Форман, Фернам, Дойль) и отечественных (Андреева, Дейнека) исследователей. Разработка систем критериев и построение классификаций отношения индивида к деньгам («денежных» типов личности) продолжает оставаться актуальной темой для практических исследований психологии.
Сложность, исключительная парадоксальность феномена денег проявляются в многозначности и противоречивости их отражения в сознании людей, что, в свою очередь, взаимообусловлено многофакторностью отношения к деньгам, выявленной в эмпирических исследованиях зарубежных и отечественных психологов (Вернимонт, Фицпатрик, Ямаучи, Темплер, Фернам, Тэнг, Дейнека, Фенько и другие). Это определяет теоретическую актуальность исследования категориальной структуры и содержания образа денег как сложного культурного феномена.
Объект исследования: самооценка и отношение к деньгам.
Предмет исследования: наличие связи между самооценкой личности и отношением к деньгам.
Цель исследования – изучить особенности взаимосвязи между самооценкой личности и отношением к деньгам.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности ценностного отношения к деньгам.
2. Раскрыть сущность понятия «самооценка» личности, ее основные характеристики.
3. Подобрать методики исследования.
4. Изучить особенности взаимосвязи между самооценкой личности и отношением к деньгам.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что существует выраженная взаимосвязь между самооценкой личности и отношением к деньгам.
Методы исследования: в работе использовались теоретические методы (анализ литературных источников, систематизация, классификация полученных данных), практические – психологическое тестирование, математико-статистические методы.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования вносят позволяют лучше понять, систематизировать имеющиеся данные относительно теории и психологии денег, раскрывают взаимосвязь между отношением к деньгам и самооценкой личности.
База исследования и выборка. В исследовании приняло участие 20 человек – учащихся 11 класса. Исследование проходило на базе общеобразовательной школы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авакян Т.В. Тип привязанности и особенности социального познания у детей-сирот [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2015. Т. 7. № 3. С. 119—132. oi:10.17759/psyedu.2015070312
2. Волков Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 266 с.
3. Карягина Т.Д. Некоторые проблемы изучения эмпатии в контексте психологического консультирования и психотерапии // Культурно-историческая психология – 2019. - №4. – С. 115-124.
4. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанализа / Под ред. А. В. Рассохина. Т. 1. М., 2019. – 301 с.
5. Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Современный подросток. – 2019.- №19. – С.18-24.
6. Смирнов В.Е. Порыв. Мечта: (Очерки по психологии юношеского возраста) // Детство и юность, их психология и педагогика: Педологический сборник / Под ред. К.Н.Корнилова, Н.А. Рыбникова. М., 2018. – 78 с.
7. Олешко Т.В. Формирование мотивации обучения иностранных учащихся на предвузовском этапе: некоторые пути решения проблемы // Инновационные технологии в образовании. – 2018. - №1. – С. 163-172.
8. Карпова Е.В. Акцентуации характера в структуре мотивационной сферы личности школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2017. - №6. – С.220-226.
9. Вартанова, И. И. Структура ценностей в системе мотивации старших подростков и юношей // И. И. Вартанова М.: Мир психологии. - 2018. - №. 3. - С. 131-142.
10. Крайник В.Л., Дедловская М.В. Проблема формирования мотивационной готовности школьников к занятию физической культурой в современной образовательной парадигме // Мир науки, культуры, образования. – 2018. - №6(73). – С. 311-314.
11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. – 2014. - № 3. – С. 43-52.
12. Мешков Н.И., Мешков Д.Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии // Интеграция образования. – 2015. – Т.19. - №1. – С. 37-43.
13. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 540 с.
14. Макарычева И.А. Оценка уровня мотивации у младших школьников // Вестник науки и образования. – 2018. –Т.1. - №5(41). – С. 105-108.
15. Александрова Е. А. Индивидуально-ориентированные траектории воспитания и развития как альтернатива фронтальным планам воспитательной работы в классе // Директор школы. - 2018. - №4. - С. 73-77.
16. Макарычева И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности // Вестник науки и образования. – 2018. – Т.1. - №4(40). – С. 82-86.
17. Августова Ю.В. Историко-педагогический аспект развития практико-ориентированного образования в отечественной педагогике // Вестник ПГГПУ. – 2020. - №3. – С.95-100.
18. Карпова Е.В., Макарычева И.Н. Взаимосвязь рефлексивности и мотивации в детерминации учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - №6. – С. 268-273.
19. Горбачёва Е. И. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях / Е. И. Горбачёва, А. Б. Купрейченко // Психол. журн. 2006. № 4.
20. Журавлёв А. Л. Отношение личности к деньгам как фактор её ориентаций на культурные ценности: программа исследования / А. Л. Журавлёв // Современная психология: состояние и перспективы исследований. М., 2002.
21. Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05, 19.00.13 М.1999. – 495 с.
22. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.
23. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
24. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. № 4. С. 99-100.
25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. 576 с.
26. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знания, 1976. – 64 с.
27. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 144 с.