Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Действующее административное законодательство рассматривает лишение специального права в качестве административно-правовой санкции, налагаемой на субъект правонарушения особым уполномоченным органом власти. Основанием для ее применения является, как правило, совершение лицом административного правонарушения посредством злоупотребления, предоставленным специальным правом. При этом в качестве специального права следует рассматривать совокупность особенных прав, выражающих специфику разных групп населения, которые дополняют и развивают общие права и не противоречат им.
Наличие у субъекта того или иного специального правомочия устанавливается действующим законодательством, определяющим специальную форму подтверждения наличия такого правомочия. В виде такого подтверждения, как правило, выступает специальное удостоверение.
Лишение специального права, применяемое в отношении физического лица, по сути, является уникальным видом административного наказания, сущность которого сводится к ограничению субъективных правомочий, реализуемых в рамках административно-разрешительного режима, установленного уполномоченными органами государственной власти.
Особенность юридической природы данного вида административного наказания определяется тем, что он включает в себя несколько самостоятельных разновидностей лишения специальных прав, затрагивающих ряд субъективных правомочий передаваемых лицу государством в определенном разрешительном порядке. В этой связи данный институт характеризует комплексное регулирование, включающее в себя как общие нормы, определяющие основные требования к процессу назначения и реализации данного вида административного наказания, так и специальные, определяющие особенности реализации конкретной его разновидности, связанной с лишением физического лица определенного права. Основание для использования указанного вида административного взыскания едино для каждого из его разновидностей и объединено с фактами грубого и систематического нарушения физическим лицом установленного порядка использования предоставленного ему в разрешительном порядке правомочия.
Целью работы является исследование теоретических основ сущности и применения административного наказания в виде лишения специального права, а также анализ практической деятельности исполнительных органов по применению данной меры административной ответственности.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: изучить основные цели административного наказания в виде лишения специальных прав; рассмотреть восстановительную (репарационную) сущность лишения специального права; исследовать лишение специального права как вид наказания за нарушение правил охоты; проанализировать лишение права управления транспортным средством как мера административной ответственности; охарактеризовать особенности лишения специального права на приобретение, хранение и ношение оружия.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере лишения специальных прав как вида административного наказания.
Предмет исследования составляют тенденции развития рассматриваемого вида административного наказания; теоретические и практические проблемы применения этого вида наказания в современном отечественном законодательстве; нормы законодательных актов, регламентирующих лишение специального права.
Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания. Использованы также специальные методы: логический, системно-структурный, системно-функциональный.
Структура работы обусловлена поставленной целью и состоит из введения; двух глав, объединяющих пять параграфов; заключения; списка использованных источников.
1. ЦЕЛИ И СУЩНОСТЬ ЛИШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРАВ КАК ВИДА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1. Основные цели административного наказания в виде лишения специальных прав
Административное наказание представляет собой комплекс принудительных мероприятий, которые носят конкретный характер и обременяют правонарушителя дополнительными обязанностями, либо ограничивают его права и свободы. Сущностью административного наказания является создание неблагоприятных последствий для привлеченного к административной ответственности лица. Одно из видов наказаний – лишение специального права, дополняющего и развивающего общие права, к которым относятся особенности разных групп населения. Данное наказание представляет собой особый вид административного взыскания, которое уполномоченный орган налагает на гражданина, совершившего административное правонарушение, либо замеченного в грубом либо систематическом нарушении порядка пользования специальным правом. Наличие специального права подтверждается разрешительным документом (водительским удостоверением, удостоверением на право управления судном, охотничьим билетом, удостоверением тракториста-машиниста, лицензией на приобретение оружия и патронов к нему либо разрешением на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему .
Цели ограничений прав человека и гражданина установлены ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, где закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обор оны страны и безопасности государства» .
Действующее российское административное законодательство содержит ряд административно-принудительных мер, которые в совокупности образуют институт административного наказания. В свою очередь, административное наказание подразделяется на виды. Каждый из таких видов преследует как общие цели административного наказания, так и свои специфические цели, присущие конкретному виду административного наказания.
В современных реалиях немаловажно как с теоретической, так и с практической точек зрения исследовать основные цели административного наказания в виде лишения специального права.
Если мы обратимся к ч. 1 ст. 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 20.04.2021) (далее – КоАП РФ), то мы увидим определение лишения специального права, которое дает КоАП РФ, а именно: «лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ».
Как следует из указанной статьи, административное наказание в виде лишения специального права проявляется в ограничении субъективных прав физического лица в сфере административно-разрешительной системы. Это следует из самого понятия «специального права», которое содержит в себе особые возможности, предоставляемые лицу государством. При этом, контроль государством реализации лицом своих специальных прав, предоставляемых ему государством напрямую связан с защитой «основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», поскольку неправомерное использование специальных прав потенциально способно причинить вред значимым общественным ценностям .
Как следует из ч. 1 ст. 3.1. КоАП РФ – основная цель административного наказания – это предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В свете указанной нормы, с учетом того, что административное наказание в виде лишения специальных прав связано со значительными правоограничениями и влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного наказания, мы можем смело говорить о том, что основной целью лишения специального права является предупреждение. При этом, следует учесть, что предупреждение направлено как к самому правонарушителю, который в будущем скорее всего откажется от совершения подобных деяний, влекущих административное наказание в виде лишения специального права, так и к неопределенному кругу лиц, на которых данное наказания должно произвести эффект устрашения и как следствие – заставить воздержаться от совершения наказуемых деяний .
Необходимо отметить, что лишение специального права назначается исключительно судьей и только в отношении физических лиц. Такой строгий судебный порядок служит целям административного наказания в виде лишения специального права и призван усилить гарантии лица от произвола государства, и предусматривает спор между государством и личностью о фактических обстоятельствах случившегося, так как цель административного наказания – предупреждение, следовательно очень важно не допустить назначения такого наказания без вины. Произвол со стороны государства, равно как и случайные ошибочные случаи назначения административного наказания в виде лишения специального права могут существенно ударить по авторитету самого института наказания в виде лишения специального права и свести на нет цель такого наказания .
Итак, как видно из сказанного выше, административное наказание в виде лишения специального права преследует основную цель, присущую административному наказанию, а именно предупреждение как самого правонарушителя, так и неопределенного круга лиц. Данная цель призвана удержать субъекта, наделенного государством каким-либо специальным правом, причинить вред значимым общественным ценностям.
1.2. Восстановительная (репарационная) сущность лишения специального права
Действующим КоАП РФ предусмотрено лишение специального права преимущественно за административные правонарушения, выделенные в гл. 12: это ч. 1.1 ст. 12.1; ч. 2, 4 ст. 12.2; ч. 3–6 ст. 12.5; ч. 1, 2 ст. 12.8; ч. 4, 5, 7 ст. 12.9; ч. 1, 3 ст. 12.10; ч. 3 ст. 12.12; ч. 4, 5 ст. 12.15; ч. 3, 3.1 ст. 12.16; ч. 2 ст. 12.17; ч. 3, 5, 6 ст. 12.21.1; ч. 1 ст. 12.21.2; ч. 5 ст. 12.23; ч. 1, 2 ст. 12.24; ч. 1 ст. 12.26; ч. 2, 3 ст. 12.27.
В гл. 11 КоАП РФ данная мера наказания предусмотрена в ч. 1-3, 5, 7 ст. 11.5; ч. 1, 1.1, 2, 3, 4 ст. 11.7; ч. 1, 2 ст. 11.9. В гл. 20 КоАП РФ лишение специального права установлено только в трех статьях (ч. 4, 4.1, 4.2 ст. 20.8; ч. 3 ст. 20.12; ч. 2, 3 ст. 20.13) и только в одной статье в гл. 7 (ч. 2 ст. 7.11). В гл. 8 КоАП РФ определено четыре правонарушения (ч. 1, 1.1, 1.2, 1.3 ст. 8.37), а гл. 9 КоАП РФ предусматривает лишение специального права в ст. 9.3.
Следует учитывать, что КоАП РФ, в частности ст. 4.1, установлен только общий порядок при назначении административных наказаний. Это вызывает много вопросов, касающихся эффективности такой меры административного наказания, как лишение специального права. Практика ее реализации во многом опосредована наличием пробелов в правовом
Фрагмент для ознакомления
3
. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144. – 4 июля.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 1.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 2. – Ст. 198.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
7. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. –2009. – № 30. – Ст. 3735.
8. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 52 (часть I). – Ст. 5140.
9. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об оружии» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 51. – Ст. 5681.
10. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 50. – Ст. 4873.
11. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О животном мире» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 1462.
12. Поручение Правительства Российской Федерации от 04.06.2019 № ДМ-П4-29пр. [Электронный ресурс]. – URL: http://komitet4.km.duma.gov.ru/upload/ site28/878427-7_Minprirody_otvetstv._obraschenie_s_zhivotnymi.pdf (дата обращения: 01.05.2021).
13. Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2017 № 1469-р «Об утверждении перечня объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219945/ (дата обращения: 01.05.2021).
14. Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 (ред. от 20.12.2019) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 44. – Ст. 6063.
15. Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (ред. от 31.12.2020) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 32. – Ст. 3878.
16. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» // Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. – № 47. – Ст. 4531.
17. Приказ Минприроды России от 07.10.2020 № 778 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении Порядка содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, в том числе требований к содержанию и разведению охотничьих ресурсов с использованием объектов охотничьей инфраструктуры». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366987/ (дата обращения: 01.05.2021).
18. Приказ Минприроды России от 24.07.2020 № 477 «Об утверждении Правил охоты». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_361066/ (дата обращения: 01.05.2021).
19. Приказ МВД России от 30.06.2017 № 429 «Об утверждении Криминалистических требований к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278103/ (дата обращения: 01.05.2021).
20. Приказ Минздрава России от 18.12.2015 № 933н (ред. от 25.03.2019) «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_195274/#dst0 (дата обращения: 01.05.2021).
21. Приказ Минприроды РФ от 30.06.2011 № 568 «Об утверждении Требований охотничьего минимума». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121032/ (дата обращения: 01.05.2021).
22. Приказ Минприроды России от 20.01.2011 № 13 (ред. от 27.09.2016) «Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112040/ (дата обращения: 01.05.2021).
23. Решение Ставропольского краевого суда от 28.10.2020 по делу № 7А-570/2020. [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/regular/doc/ WMOhUNliYKod/ (дата обращения: 01.05.2021).
24. Решение Оловяннинского районного суда (Забайкальский край) от 30.07.2019 по делу № 12-41/2019. [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/regular/doc/BTswpD1Gh0Vv/ (дата обращения: 01.05.2021).
25. Белякова М.Р. Особенности лишения специального права как вида административного наказания // Студенческий форум. – 2020. – № 32-2(125). – С. 39-41.
26. Бондарев А.С. Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права. – СПб., 2008. – 250 с.
27. Васильева И.С. Лишение специального права // Молодой ученый. – 2020. – № 47(337). – С. 255-257.
28. Галицкая Н.В., Капитонова В.В. Проблемы назначения административного наказания в виде лишения специального права // Аллея науки. – 2019. – Т. 4. – № 1(28). – С. 719-722.
29. Головко В.В., Бекетов О.И., Майоров В.И. Повышение эффективности административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2017. – № 2(65). – С. 34-38.
30. Гордеев Д.А. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права. Материалы VI Всероссийской конференции. – Ставрополь, 2019. – С. 91-95.
31. Доржиева Э.Ж. Лишение специальных прав как административное наказания // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2019. – С. 199-200.
32. Думаревская С.В. Лишение специального права как мера административного наказания // Молодой ученый. – 2020. – № 49(339). – С. 224-226.
33. Киселева О.В. Административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством // Молодой ученый. – 2020. – № 46(336). – С. 252-254.
34. Козицкая А.В. Проблемы назначение административного наказания в виде лишения специального права // Образование и наука в России и за рубежом. – 2020. – № 7(71). – С. 14-19.
35. Липинский Д.А. Принцип неотвратимости юридической ответственности с позиции ее двухаспектного понимания // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015.– № 3(33). – С. 8-14.
36. Липинский Д.А. Юридическая ответственность и безответственность как парные юридические категории // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2019. – № 2(48). – С. 6-24.
37. Максимов И.В. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, как мера административного наказания // Административное право и процесс. – 2005. – № 3. – С. 19-24.
38. Поделякин А.А. Восстановительная (репарационная) сущность лишения специального права // Общество и право. – 2020. – № 3(73). – С. 89-93.
39. Поделякин А.А. О восстановительном содержании лишения специального права // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. – Краснодар, 2020. – С. 329-333.
40. Терентьев Н.С. Лишение права как отдельный вид административного наказания // Молодой ученый. – 2020. – № 44(334). – С. 286-289.
41. Тихомиров Ю.А. Правоприменение: от эпизодичности к целевой результативности // Журнал российского права. – 2017. – № 1(241). – С. 55-62.
42. Уткина С.В. Основные цели административного наказания в виде лишения специального права // Globus. – 2020. – № 9(55). – С. 31-32.
43. Черкас А.Е. Лишение специального права как отдельный вид административного наказания // Молодой ученый. – 2020. – № 10(300). – С. 59-61.
44. Шаклеин С.Н. К вопросу выбора вида и размера (срока) административных наказаний, назначенных за совершение административных правонарушений в области дорожного движения // Научный журнал Барнаульского юридического института МВД России.– 2020. – № 1(29). – С. 41-45.
45. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за первый квартал 2021 года: информационно-аналитический обзор. [Электронный ресурс]. – URL: https://нцбдд.мвд.рф/ресурсы/аналитические-обзоры-состояния-безопасно (дата обращения: 01.05.2021).
46. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2020 год. № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671 (дата обращения: 01.05.2021).