Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для современной России важно сохранение национальных культур и традиций и бережное отношение к ним. Подтверждением этому является закон РФ «Об образовании», который включает в образовательный процесс учебные предметы, курсы и дисциплины, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, содействующих формированию и развитию личности в соответствии с семейными, духовными и социокультурными ценностям.
Богатство народных традиций сформировалось из конкретных исторических условий развития народа. Культурное наследие содержит педагогически ценные идеи и опыт воспитания, практикуемые веками. Они являются неотъемлемой частью мировой педагогической мысли и берутся за основу в современных воспитательных системах. Народные традиции обладают обширным педагогическим потенциалом и служат эффективным средством духовного и нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов Российской федерации включает представителей различных народностей. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству разных народов, с их культурой, традициями, которые имеют нравственную основу, объединяющую всех.
Прогрессивное развитие общества стало возможным благодаря общим физическим и духовным усилиям всего рода, который накапливался сотнями поколений. Поэтому формирование новой национальной стратегии дошкольного образования не может происходить без учета тысячелетнего опыта экологического воспитания младших поколений и использования наследия традиций.
Изучением данной проблемы занимались выдающиеся педагоги прошлого: А. Духнович, В. Сухомлинский, К. Ушинский. И в наше время многие ученые и педагогов-практиков посвятили свои исследования проблеме экологического воспитания средствами народных традиций, среди них: Н. Глухова, Н. Кондратьева, Н. Лысенко, С. Николаева, С. Плохий, В. Скребец, В. Фокина, Н. Ярышева и др.
Современный уровень развития средств воздействия на природную окружающую среду требует от каждого человека умение прогнозировать и предотвращать возможные негативные последствия своей деятельности. Выбор оптимальных вариантов взаимодействия с природой требует глубокого анализа, творческого подхода, поэтому усвоение экологических знаний, формирование экологической культуры нужно осуществлять с раннего детства и важное место в этом занимают народные традиции.
Целью работы является теоретическое обоснование использования народных традиций в воспитании младшего школьника.
Объектом исследования являются традиции русского народа.
Предметом исследования: педагогические условия формирования экологической культуры в процессе ознакомления с народными традициями.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрытие понятия, сущности народных традиций.
2. Анализ роли потенциала народных традиций как средства воспитания дошкольников.
3. Рассмотрение сущности понятия «экологическая культура» и ее формирование у дошкольников.
4. Изучить формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством народных традиций.
5. Дать рекомендации по экологической культуре дошкольников средствами народных традиций.
Курсовая работа состоит из трех глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 Теоретические основы использования народных традиций в воспитании дошкольников
1.1 Народные традиции: их сущность и структура
Каждый народ, каждая нация, даже каждая социальная группа имеет свои традиции, обычаи, обряды и праздники, формирование которых происходило на протяжении многих веков. Ритуально-обыденная сфера - это те знаки и приметы, по которым народ узнается не только в современном, но и в его историческом прошлом. Ведь она охватывает все сферы личной и общественной жизни каждого человека. Праздничное и бытовое наследие, как и речь, являются наиболее прочными элементами, объединяющими и цементирующими отдельные народы в одну нацию, один народ.
Традиция (от лат. traditio-передача, повествование, предание) - это то, что передается из поколения в поколение как общепринятое, общеобязательное, доказанное прошлым опытом, признанное необходимым для обеспечения дальнейшего существования и развития личности, коллектива, государства, общества . Цель традиции - обеспечить, чтобы образ жизни, типы мышления и поведения закреплялись и воспроизводились в новых поколениях. Формы реализации традиции разнообразны, но основными из них являются обычай, праздник и обряд.
Обычай - это общепринятый порядок, способ действия, общепринятая норма поведения: то, что стало привычным, усвоенным, признанным, что вошло в обиход. Слово обычай происходит от глагола привыкать, то есть привыкать к чему-то, принимать что-то как привычку. Таким образом, обычай - это привычка делать что-то определенным образом в работе, в быту, в общественной, духовной жизни; это обычный давно установившийся порядок, ставший общим, массовые однотипные действия, которые воспроизводятся в течение длительного времени. Социальная роль обычая та же, что и традиции. Она служит средством сохранения и передачи опыта, освящения устоявшихся порядков и форм жизни, регулирования и контроля поведения индивидов, укрепления их связи с нацией и обществом, к которому они принадлежат.
Обряд - это особое коллективное символическое действие, призванное визуальными и образными средствами оформлять и отмечать важные события общественной и личной жизни. Отличительной чертой обряда является его символизм, условность и образность. Характерной чертой обряда является украшение всего его комплекса. Термин "обряд" происходит от слова наряжать, что означает приводить в надлежащий вид, улучшать, украшать, убирать, делать красивым, нарядным . За исключением похорон и поминок, все обряды являются радостными и праздничными событиями. Но если в обряде главным является особое символическое действие, то в празднике - непосредственное выражение чувств, настроений, переживаний в связи с памятными событиями в жизни общества, коллектива, семьи, личности. Праздники и ритуалы были и остаются относительно самостоятельными культурными явлениями, средствами передачи опыта от поколения к поколению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет дошкольникам усваивать правила и нормы поведения в природе. Вопросами экологического образования дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического образования сложен и неоднозначен в толковании.
Проблема экологического образования существовала, и будет существовать на протяжении всего развития общества. Многие экологические проблемы человечества позволит предотвратить правильная сформированная экологическая культура детей. Именно в дошкольном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического образования позволили определить содержание воспитательного процесса.
Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического образования. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями образованной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении дошкольниками общественно-полезной работы на экологической тропе. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии и экспериментальная деятельность на экологической тропе. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача педагогики. И делать это надо доступно и интересом. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков
Итак, народные традиции и знания о природе является той развивающей средой для каждого ребенка, в котором будут существовать необходимые условия для формирования его экологической культуры. Нравственные нормы и ценности, заложенные в народных традициях, становятся регуляторами жизни и деятельности личности, ее активной внутренней позицией, оказывается в процессе действий, требующих осуществления реального выбора в отношениях с природой. Следуя традициям своих предков в сфере сохранения и охраны природной среды, люди смогут спасти его от уничтожения и экологического кризиса.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики / Р.Я.Антонова. - Якутск: Просвещение, 2015. - 218 с.
2. Архарова К.Ш. Народная педагогика и современная школа / К.Ш. Архарова. - Уфа: Баш ГПУ, 2012. - 328 с.
3. Батурина Т. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе / Т. И.Батурина, Т. Ф. Кузина. - М.: Школьная пресса, 2018. -144 с.
4. Брудная Л.И. Энциклопедия обрядов и обычаев / Л.И.Брудная, З.М. Гуревич, О.Л. Дмитриева. – СПб.: Респекс, 2017. - 267 с.
5. Богуш А.М. Методика ознакомления детей с окружающей средой в детском саду / А.М.Богуш, Н.В. Гавриш. – М.: Издательский Дом «Слово», 2015. – 180 с.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 2014. - 176 с.
7. Воропай О. Нравы нашего народа: этнографический очерк / О.Воропай - К.: Обериг, 2015. – 446 с.
8. Воробей Г. Е. Экологическое воспитание детей с помощью сказок В. Сухомлинского / Г. Е. Воробей // Библиотека воспитателя детского сада. № 23. - 2015. - С. 1-70.
9. Лысенко Н.В. Экологическое воспитание дошкольников / Н.В. Лысенко. – М.: Образование, 2015. – 93 с.
10. Маковий Г.П. Затоптанный цвет: Фольклорные рассказы / Г.П. Маковий. - М.: Рус. писатель, 2013. - 205 с.
11. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста / М. Д. Маханева. - М.: Гардарики, 2018. – 155 с.
12. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2016. – 174 с.
13. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей / А.П. Оконешникова. - Пермь: Просвещение, 2016. - 143 с.
14. Опыт экологического воспитания в ДОУ // Библиотека воспитателя детского сада. - 2017. - № 2. - С. 12.
15. Павлюк С.Ю. Путешествуем экологической тропе: исследовательско-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в природе / С.Ю.Павлюк, Л.С.Русан. – М.: Странник, 2015. – 143 с.
16. Плохий З.П. Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры (теоретические и методические аспекты) / З.П. Плохий. – М.: «Издательский дом «Персонал», 2018. – 201 с.
17. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 2013. - 432 с.
18. Соловьева Е.В. Приобщение детей к традиционным ценностям отечественной культуры / Е.В. Соловьева // Методист. - 2016. - №1. - С. 32-38.
19. Фицула М. М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учреждений образования / М. М. Фицула. - К.: Издательский центр «Академия», 2015. - 544 с.
20. Юдина Н.А. Русские обычаи и обряды / Н.А. Юдина. - М.: Вече, 2015. - 320 с.