Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обучение выразительному чтению – одна из важных задач школьного литературного образования. Выразительное чтение прежде всего призвано развивать познавательный интерес учащихся к урокам литературы. Кроме того, на уроках обучения выразительному чтению школьники делятся своим пониманием художественного произведения, предлагают свои опыты интерпретации, что согласуется с концепцией личностно-ориентированного обучения. Выразительное чтение позволяет также удовлетворять коммуникативные потребности учеников, совершенствовать культуру речи учащихся, что важно для их успешной социализации в обществе. Известные специалисты в области методики выразительного чтения (Б. А. Буяльский, М. А. Рыбникова, Е. В. Язовицкий, Р. Р. Майман) рассматривали выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся.
Актуальность исследования. В настоящее время фиксируется снижение уровня речевой культуры школьников, их интереса к урокам литературы, к чтению программных произведений. Возникает необходимость поиска эффективных путей решения этих вопросов. Считаем, что выразительное чтение как самостоятельный метод обучения литературе, соответствующий специфике литературы как вида искусства, может помочь в реализации современных образовательных и воспитательных задач.
Объект исследования: литературное образование школьников 5–6 классов.
Предмет исследования: методика обучения выразительному чтению литературного произведения с учётом его жанровой специфики в 5–6 классах.
Цель работы – теоретическое обоснование и разработка моделей урока обучения выразительному чтению литературных произведений с учётом их жанровой специфики в 5–6 классах.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- изучить теоретические вопросы обучения выразительному чтению литературного произведения с учётом его жанровой специфики;
- определить место выразительного чтения в системе изучения литературного произведения;
- описать методику обучения выразительному чтению литературных произведений с учётом их жанрового своеобразия: традиции отечественной школы;
- разработать урок обучения выразительному чтению басни И.А. Крылова «Волк и Ягнёнок» в 5 классе.
Основные методы, примененные в ходе исследования: анализ научной литературы, сравнительный анализ учебников, педагогическое моделирование уроков, наблюдения за образовательным процессом.
Решение исследовательских задач обусловило структуру работы, которая состоит введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Методика обучения выразительному чтению
на уроках литературы
1.1.Выразительное чтение как прием работы с текстом
Методика обучения выразительному чтению зарождается в конце XIX в. и связана с именами В. П. Острогорского, Д. Д. Коровякова, В. П. Шереметевского и Ю. Э. Озаровского. Их труды вызвали большой отклик у методистов того времени и содействовали внедрению выразительного чтения в школьную практику. Работы М. А. Рыбниковой, В. Г. Артоболевского явились важным шагом в развитии методики выразительного чтения: в них были даны методические рекомендации к обучению школьников данному виду искусства. В трудах В. В. Голубкова намечено основное направление ее дальнейшего развития: выразительное чтение есть художественное чтение в условиях школы.
Выразительное чтение в рамках данного исследования рассматривается как способ (самостоятельный метод) изучения художественных произведений на уроках литературы и средство нравственно-эстетического воспитания учащихся. Ещё Е. В. Язовицкий отмечал, что «выразительное чтение произведений является решающим условием для развития художественного вкуса учащихся» [60, с.132–133].
В современной школе большинство учеников приходят на уроки литературы не потому, что хотят открыть для себя что-либо новое и увлекательное в художественном произведении, а лишь оттого, что данный предмет стоит в расписании. Применение на уроках литературы выразительного чтения может помочь привить учащимся интерес изучению литературы, способствовать «душевному развитию ребенка» [21, с.21].
На каждом уроке литературы учителем должна проводиться работа по выразительному чтению с опорой на методику его обучения. Данный вид чтения позволяет развить у учащихся коммуникативный навык, так как является средством работы над интонацией произнесения, качеством звучащего слова и над определением собственной позиции к прочитанному. Применение на уроках литературы выразительного чтения в качестве доминанты при анализе требует серьезной подготовки учащихся.
Важность использования выразительного чтения на уроках литературы обосновывается также его применением при освоении теоретико-литературных понятий [33; с.71], так как именно благодаря выразительному чтению можно проиллюстрировать учащимся значение таких понятий, как: ритм, звуковая организация художественного текста, синтаксические конструкции поэтического языка, а также обратить внимание учеников на особенности стиля автора.
Выразительное чтение в полной мере позволяет удовлетворять творческие и коммуникативные потребности учеников. При сформированном навыке выразительного чтения повышается культура речи учащихся, которая важна для их успешной социализации в обществе. Рассматривая сущность выразительного чтения как средства развития творческих способностей учащихся, добавим, что «пропуская через себя» текст художественного произведения, ученик переосмысливает его и выявляет собственное отношение к прочитанному, что создаёт условия для развития нравственно-эстетического воспитания учащихся. Ученики основываясь на собственных видениях мира произведения, берут себе на заметку основные проблемы, которые затрагивает автор и проносят их сквозь призму собственных ощущений, позволяющих сформировать условия для получения нравственного опыта, реализуемого, в конечном итоге, в процессе взаимоотношений учащихся [27; с.55].
При заучивании текстов наизусть выразительное чтение активизирует последовательность развития мысли читающего, способствующую реализации активного творческого мышления.
Использование учителем выразительного чтения как средства первоначального ознакомления учеников с миром художественного произведения является особенно уместным при чтении произведений с трудновыявляемым подтекстом, так как восприятие текста на слух, с передаваемыми чтецом необходимыми интонациями и верным подтекстом, существенно облегчает учащимся смысловой разбор художественного произведения.
Выразительное чтение может рассматриваться и как самостоятельный метод изучения литературы, так как помогает учителю показать и объяснить ученикам особенности формы и содержания художественных произведений различных авторов, что позволяет учителю реализовать образовательные задачи. Посредством выразительного чтения ученики учатся выявлять основные идеи и мотивы, закладываемые автором, и имеют возможность высказать свою точку зрения на изучаемые проблемы, что, в свою очередь, позволяет решить ряд воспитательных задач. Однако следует уточнить, что при использовании выразительного чтения в качестве основного метода изучения произведения, необходимо иметь действительный навык выразительности, сходный с художественным чтением и ярко выражающий отношение читателя к исполняемому произведению. В противном случае, в качестве основного метода выразительное чтение произведений использоваться не может.
Итак, место выразительного чтения на уроках литературы очень значимо, так как метод выразительного чтения при анализе художественного произведения позволяет реализовать целый комплекс необходимых навыков и умений, а также помогает учителю литературы построить процесс обучения учащихся с возможностью применения выразительного чтения в качестве не только вспомогательного, но и основного метода при изучении художественных произведений.
1.2. Методика обучения выразительному чтению
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР. 2009. 448 с.
2. Андрюшина И.И., Лебедева Е.Л. Выразительное чтение: учебное пособие. М.: Прометей. 2012. 160 с.
3. Аннушкин В.И. Техника речи: учебное пособие. М.: Флинта. 2013. 64 с.
4. Антипова А. М. Вопросы теории и методики обучения литературе: Учеб. пособие для вузов. М.: МПГУ, 2009. 300 с.
5. Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. М.: Учпедгиз. 1959. 268 с.
6. Беляева Н.В. Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева // Литература. Первое сентября. 2006. №14. С.7-10.
7. Беседа Ю.К. Выразительное чтение: практикум. М.: Прометей МГПУ им. В.И. Ленина. 1991. 123 с.
8. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992. 512 с.
9. Бушман Е. Мир дворянской усадьбы //Литература. Первое сентября. 2004. №23. С.25-28.
10. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: Кн. для учителя / Б. А. Буяльский. - М.: Просвещение, 1986. 171 с.
11. Васильева О.Ю. Выразительное чтение на уроках литературы в 5 классе как необходимая составляющая гармоничного развития современной личности и образовательного процесса в целом // Альманах современной науки и образования. 2012. №2. С.76-77.
12. Горький М.. О сказках. Собрание сочинений в 30-ти т. М.: ГИХЛ., 1953. Т. 27.