Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Рассматриваемая тема чрезвычайно актуальна, поскольку государственное регулирование играет важную роль в функционировании экономики, о чем свидетельствует мировой и отечественный опыт, особенно последние 25 лет.
Экономика ни в одной стране не может нормально развиваться, если государство не предоставило условий; в соответствии с этим перед государством ставятся следующие задачи:
- обеспечение национальной безопасности и правопорядка в стране. Обеспечение прав и безопасности каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов экономики.
- стабилизация и, как следствие, устойчивое развитие экономики. Для обеспечения стабильности экономики государство обязано использовать все рычаги и методы, такие как фискальная, финансово-кредитная, научно-техническая и инвестиционная политика.
- обеспечение социальных гарантий и социальной защиты. Государство обязано активно проводить социальную политику, смысл которой заключается в предоставлении всем работникам гарантий минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи бедным, а также индексации фиксированных доходов в соответствии с инфляцией ,
- защита конкуренции. Конкуренция является одним из основных естественных регуляторов рыночной экономики. Это основа для прогресса во всех областях, побуждающего производителей товаров и услуг внедрять новейшие и лучшие практики, улучшать качество продукции и снижать производственные затраты. Государство должно защищать конкуренцию всеми доступными способами.
- разработка, принятие и применение экономической и экономической нормативно-правовой базы как правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы.
Предпринимательство и экономика государства зависят от проводимой политики. Своими действиями правительство может замедлить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать свои экономические и социальные процессы в интересах общества и личности. Он не обеспечивает справедливого распределения доходов в обществе, не может гарантировать права на труд, не ориентирует производство на охрану окружающей среды и не помогает уязвимым слоям населения.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении государственного воздействия на экономику.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
а) изучить существующие экономические доктрины (стратегии);
б) провести анализ целей и задач, объектов и методов ГРЭ;
в) рассмотреть данную тематику на примере экономической ситуации в России в 2017-2020 годах.
Объектом изучения являются ГРЭ и предложение мер по её совершенствованию.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики
1.1 Система государственного регулирования современной экономики
ГРЭ - это целенаправленное воздействие государства на экономическую сферу с целью обеспечения эффективного социально-ориентированного экономического развития.
В экономическом опыте большинства государств особое место занял механизм экономического планирования как часть содержательной государственной стратегии. Иногда, играя только роль регулятора в рыночной экономике, планирование, тем не менее, является очень эффективным инструментом для поддержания баланса между различными субъектами рынка. Кроме того, основными функциональными задачами государственного плана являются:
- высокоточное прогнозирование перспектив развития национальной экономики;
- установление основных экономических уровней и реальных условий их достижения;
- разработка и продвижение приоритетных программ экономического и научно-технического развития;
- Организация среднесрочной и долгосрочной системы управления экономическим развитием, реализация принятых народнохозяйственных решений;
- определение и постановка приоритетных внутренних и внешних социально-экономических и политических целей, средств и методов их достижения, координация их взаимодействия;
- Создание и развитие системы подготовки (переподготовки) руководителей и специалистов сектора управления экономикой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги изучаемой темы, можно сделать ряд выводов. Государственное регулирование является основной составляющей экономического развития. Так или иначе, в любой стране, с любой общественно-политической и социально-экономической системой, экономика регулируется государством в лице государственных органов.
ГРЭ - это целенаправленное воздействие государства на экономическую сферу с целью обеспечения эффективного социально-ориентированного экономического развития.
Государство, используя прямые или косвенные рычаги влияния на экономические интересы, влияет на поведение субъектов хозяйствования.
Три основные формы государственного регулирования экономики в России:
1. Реализация государственных, федеральных и региональных целевых программ;
2. Прогнозирование развития экономики;
3. Моделирование макроэкономических ситуаций.
Целью санкций в отношении России является не только изменение политического курса страны, но и реализация экономических интересов стран-инициаторов санкций, повышение политической поддержки истеблишмента со стороны их граждан, а также демонстрация своей позиции в отношении политики России третьим странам.
Таким образом, соображения и рекомендации относительно санкционной политики целесообразно сформулировать в виде следующего набора тезисов.
Во-первых, эмпирические исследования не дают однозначных оценок эффективности санкций с точки зрения достижения намеченных целей. Успех от введения санкций достигается лишь в трети случаев.
Во-вторых, успешный опыт стран, попадавших в разное время под санкции, показал, что наиболее эффективной политикой противодействия санкциям является не введение симметричных мер и закрытие рынков товаров/услуг/капитала, а политика «агрессивной» открытости рынков для сотрудничества, в том числе со странами, применяющими санкции, так называемая либерализация в ответ на санкции.
В-третьих, основной негативный канал влияния санкций на российскую экономику состоит не столько в уровне санкций, сколько в поддержании неопределенности относительно будущих санкционных параметров.
В-четвертых, для снижения рисков зарубежных компаний целесообразно создание благоприятных условий для инвесторов, особенно в «несанкционных» секторах, повышение транспарентности структуры собственности.
В-пятых, необходимо содействие в распространении информации среди зарубежных компаний, особенно европейских, о выгодах, безопасности и прозрачных условиях инвестирования в России, а также об ущербе, наносимом субъектам ЕС и США антироссийскими санкциями.
На наш взгляд, приоритетными шагами в области экономической политики, объявление которых может оказать положительное влияние на ожидания, могут быть:
1. Бюджетный маневр, предусматривающий увеличение доли производственных затрат, в том числе за счет оптимизации непроизводительных статей.
2. Масштабная приватизация экономики. Это сломает тенденцию сужать пространство для частной инициативы, размывать цивилизованные отношения собственности, уменьшать возможность реализации прав частной собственности (частного бизнеса) и конкурентных рынков в связи с расширением де-юре государственного сектора и де-факто.
3. Либерализация регулирования внешнеэкономической деятельности. Несмотря на приоритет внутренних факторов роста, уменьшение зависимости от колебаний внешней среды, открытость российской экономики будет в большей степени способствовать возвращению инвесторов (в том числе с российскими "корнями") в страну, деофшоризации экономики чем «закрытие» экономики, введение различных ограничений на движение товаров, капитала и факторов производства. Необходимо быстро перейти к единому механизму налогового и таможенного администрирования: таможенные платежи следует отслеживать (и проверять правильность их начисления) не отдельно для каждой партии, пересекающей границу, а в контексте всей деятельности компании. , Пограничный контроль должен основываться на системе управления рисками (а не на минимальной оценке стоимости товаров) и установлении финансовых гарантий в соответствии с этим.
Важным вопросом является изменение системы валютного регулирования. Валютный контроль не является необходимым в макроэкономическом плане и должен быть заменен налоговым контролем, а также мерами контроля в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 30.11.2014 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
2. Ахмедов М.А., Гусейн А.Д. Основы государственного регулирования экономики (методическое пособие). — Баку: Unec, 2019. — 120 c.
3. Шакаралиев А.Ш. Экономическая политика государства: торжество устойчивого и стабильного развития — Баку, Изд. Victory, 2018. — 542 с.
4. Гаджиев Ш.Г. РФ на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития. — Киев: Експресс-обява, 2020. — 503 с.
5. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. — М.: Инфра-М, 2019. — 345 с.
6. Mировая экономика (под редакцией Булатова А.С.). — Москва: Юрист, 2020. — 734 с.
7. Кузьмин Д.В. Национальная конкурентоспособность, глобальная нестабильность и макроэкономическое равновесие. — М.: Наука, 2015. — 222 с.
8. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Ф. Борисова – М.: Юрайт, 2019, 399 с.
9. Брыкин А. Логистическая концепция государственного регулирования / А.Брыкин, В.Шумаев / Экономист. - 2012. - №2.
10. Виноградов В.В. Экономическая роль государства в России / В.В. Виноградов - М.: Экономика России, 2019.
11. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы /Л.В. Донцова «Маркетинг в России и за рубежом», 2019.
12. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / под ред. В.Я. Иохина – М.: «Юрист», 2013.
13. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник / Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби.
14. Салихов Б.В. Экономическая теория :Учебник.-2-е изд. перераб. и доп.-М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и к», 2015-724с
15. Нестеров А.К. Государственное регулирование экономики в России // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki-v-rossii.html
16. Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник 2-е изд. испр. и пер. М.: «Юрайт», 2019.
17. Российское инвестиционное агентство // www.investment-in-russia.com
18. Всемирный Банк // www.worldbank.org
19. Министерство экономического развития // economy.gov.ru
20. Банк России // www.cbr.ru
21. Министерство промышленности и торговли // minpromtorg.gov.ru
22. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
23. П. Кадочников, А. Кнобель, С. Синельников-Мурылев. Открытость российской экономики как источник экономического роста. Вопросы экономики. 2018. №12.
24. Навой А. В., Шалунова Л. И. Роль и место резервного фонда и фонда национального благосостояния России в международной системе суверенных фондов // Деньги и кредит. 2016. № 4. С. 26-33 [Navoy A., Shalunova L. Russia’s Reserve Fund and National Wealth Fund in the International System of Sovereign Funds. Dengi i kredit — Russian Journal of Money and Finance, 2016, no. 4, pp. 26-33].
25. Section 721 of the Defense Production Act of 1950.
26. Навой А. В. Центральный банк в глобальном хозяйстве. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2012 [Navoy A. V. Central Bank in the Global Economy. Moscow: Plekhanov Russian University of Economics Publ., 2012].