Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из важных признаков современного государства является наличие судебной власти, наряду с законодательной и исполнительной. Именно о движении государства в сторону верховенства права свидетельствует выделение судебной власти и ее обособление от других государственно-властных образований.
Судебная власть служит для того, чтобы защищать членов общества от любых направленных против них нарушений, произвола, исходящего как от граждан, так и от государства, его должностных лиц.
Когда судебная власть абсолютно независима от других институциональных органов, можно говорить о том, что государство, в котором существует такая независимая судебная власть, является правовым. В настоящее время мы можем говорить только о том, что мы движемся по пути построения такого государства, и нам еще предстоит решить многие задачи, в том числе задачу обеспечения абсолютной независимости судебной власти.
1. Понятие судебной власти
1.1. Определение судебной власти
Для того, чтобы разобраться в том, что же представляет из себя судебная власть, дать определение судебной власти, следует для начала уяснить, что такое власть вообще, и как она соотносится с терминами «суд», «судебный».
Русский правовед Ф.Ф. Кокошкин писал в начале двадцатого века: «Понятие власти является центральным понятием государственного права». Несомненно, это так и есть, ведь и само государство представляет собой, если говорить очень кратко, организацию политической власти.
Сложность проблемы понимания власти состоит в том, что, как утверждают некоторые ученые, до настоящего времени власть – это фрагмент объективно существующего социального мира, в котором непознанного даже больше, чем очевидного.
В сфере политики власть есть особый предмет исследования, поскольку ее результаты и последствия оказывают влияние на жизнь огромных групп людей. Политическая власть возникает тогда, когда появляются институты, призванные управлять обществом.
Власть по своей сути – это механизмы подчинения своей воле, подавление различных видов свободы человека. Формы власти могут быть различными – от тотальной (практически полное подавление свободы) до либеральной (частично ограничивающей свободу). В своей тотальной форме власть называется тоталитарной, и служит основой для существования тоталитарных государств. Она требуется для полного подчинения всех граждан единой воле, и является весьма специфической для регулирования взаимоотношений между людьми в обществе.
Весь опыт истории говорит о том, что там, где появляется необходимость согласованных действий, будь то отдельная группа, социальный слой или общество, там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. Здесь то и появляются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Всегда различными бываю мотивы подчинения. Причинами их могут быть авторитет управляющего, убежденность в необходимости выполнения различных команд, или просто чувство страха перед последствиями в случае неповиновения.
1.2. Судебная власть в системе разделения властей
Одним из самых фундаментальных принципов организации власти в России является принцип разделения властей. Важный момент этого принципа – демократический правовой режим может быть построен только при условии разделения функций государственной власти между государственными органами. Так как государственная власть распределена на три основных функции – законодательную, исполнительную и судебную, каждая из этих функций выполняется соответствующими органами самостоятельно. Конституция Российской Федерации признает, что одним из видов государственной власти является власть судебная.
Также Конституция Российской Федерации закрепляет положение, что судебная власть своим происхождением обязана народу, который является единственным источником любой власти. Следовательно, по отношению к народу самостоятельность и независимость судебной власти должны быть в известном смысле относительны. Полностью независимой и самостоятельной судебная власть должна быть по отношению к законодательным и исполнительным органам власти, и все эти три ветви власти должны быть подчинены власти народа и призваны оберегать и обеспечивать интересы народа.
В последние годы объемы деятельности судов постоянно увеличиваются, и, по различным данным, насчитывают порядка семнадцати миллионов граждан, задействованных в судебной сфере (это не считая судей, заседателей, прокуроров, адвокатов и других профессиональных работников судопроизводства).
Таким образом, судебная власть, будучи частью государственной власти как формы организации жизни общества, выполняет не только специфические функции осуществления правосудия. Являясь наиболее стабильным институтом государственной власти, судебная власть – это мощный фактор, который обеспечивает стабильность правопорядка в общественной и экономической жизни, служит средством правового воспитания граждан.
Когда Конституция Российской Федерации использует термин «судебная власть», имеется ввиду краткое выражение политико-правовой доктрины, которая происходит из понимания разделения властей в правовом государстве и определяющей место органов правосудия в системе государственного механизма.
Основой судебной власти является совокупность судов различной компетенции, которые действуют независимо от представительных и исполнительных органов. Один из отличительных признаков судебной власти – это специфический контроль за ее деятельностью. Данный контроль является правовым контролем за законностью судебных решений, за выполнением судами процедуры их принятия. При такой системе контроля вмешательство в отправление правосудия исключается, также исключается вмешательство органов законодательной и исполнительной власти в правосудие в виде оценок решений суда с точки зрения их целесообразности.
2. Функции судебной власти
2.1. Понятие функций судебной власти
Функции судебной власти можно разделить на процессуальные и организационные, или непроцессуальные.
Процессуальные функции – это такие направления деятельности, которые предписаны процессуальным законодательством. Это либо осуществление правосудия, либо производство контрольно-надзорной деятельности.
К данным функциям относятся:
- рассмотрение и разрешение дел первой инстанции;
- рассмотрение жалоб, обращений и запросов в порядке судебного контроля;
- рассмотрение дел в порядке судебного надзора;
- обеспечение исполнения судебных решений и решений других органов.
К организационным, или непроцессуальым функциям можно отнести такие направления деятельности суда, которые не установлены процессуальным законодательством, и которые создают условия для исполнения процессуальных функций.
К данным функциям относятся:
- разъяснения по вопросам судебной практики;
- толкование законов;
- реализация права законодательной инициативы;
- участие в формировании судейского корпуса;
- участие в организационном обеспечении деятельности судов.
2.2. Процессуальные функции судебной власти
Важнейшей функцией судебной власти является осуществление правосудия, иначе говоря – осуществляемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда, связанная с рассмотрением и разрешением гражданских, административных и уголовных дел, экономических споров в целях охраны прав и законных интересов граждан, организаций и государства.
Задача суда всегда заключалась в применении законов, действующих в момент рассмотрения спора, в процессе его рассмотрения (гражданское судопроизводство), или при рассмотрении дела, касающегося совершенного преступления (уголовное судопроизводство). При этом сам процесс всегда конкретно определен процессуальными нормами, а суд должен действовать в защиту прав и интересов, охраняемых государством.
Разновидностью именно государственной власти является судебная власть, в рамках которой осуществляются функциональные властные полномочия по разрешению всевозможных правовых конфликтов и споров, возникающих в рамках огромного количества всевозможных общественных отношений. Задача, стоящая перед судами – разрешать возникающие споры, обязывать стороны следовать в обязательном порядке нормам права, исполнять принятое судебное решение.
Главное предназначение судебных органов состоит в разрешении правовых конфликтов, возникающих между физическими, юридическими лицами, а также между гражданином и государством. Такие конфликты разрешаются судом с помощью конституционного, гражданского, административного либо уголовного судопроизводства.
Функция контроля судебной власти осуществляется, в первую очередь, в форме контроля за соответствием федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и нормативных актов требованиям Конституции РФ. Данную функцию осуществляет Конституционный суд РФ.
2.3. Организационные (непроцессуальные) функции судебной власти
Помимо прочего, в функции судебной системы входит толкование правовых актов. Способы толкования, в зависимости от задач, делятся на:
- языковой (лингвистический, филологический, грамматический);
- функциональный, исследующий факторы, в которых реализуется толкуемая норма;
- исторический, выявляющий смысл правового акта путем исторического анализа, мотивов, вызвавшим ее принятие;
- систематический, который состоит в выяснении смысла нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявлении ее связей в общей системе правового регулирования и ее места в правовом акте.
Языковой способ относится только а анализу текста нормативного акта, а все остальные способы – к пониманию его контекста.
Вопросы, относящиеся к существованию логического и телеологического, или целевого, толкования норм права как самостоятельных способов, остаются дискуссионными. В реальности разные способы толкования нормативных актов применяются совокупно, и не производится разграничение разных способов.
В зависимости от юридической силы результатов толкования можно выделить:
- официальное толкование, которое дается компетентными органами государственной власти и должностными лицами и которое носит общеобязательный характер (или обязательный для определенного круга лиц характер);
- неофициальное толкование, которое дается лицами и организациями, не наделенными властными полномочиями и носит информативный или рекомендательный характер.
3. Система судебной власти
3.1. Особенности судебной власти и ее отличие от других видов государственного управления
Судебная система – это совокупность специальных органов государственной власти, а именно – судов, которые осуществляют правосудие на подведомственной им территории.
Одна из особенностей судебной власти заключается в том, что она выполняется только специальными органами государства – судами. Правила формирования судов отличаются от правил формирования других органов государственной власти – законодательных и исполнительных.
Для формирования всех судов имеются предусмотренные правовыми актами процедуры. Это необходимо для того, чтобы обеспечить беспристрастный отбор судей, которые могут рассматривать и разрешать профессионально и грамотно дела, отнесенные к их ведению.
Для того, чтобы в судейский корпус не смогли проникнуть некомпетентные и безнравственные люди, имеется система гарантий, которая призвана не допускать этого. При формировании органов законодательной и исполнительной власти не установлены такие строгие правила отбора. Например, перечень требований к кандидатам, который установлен для депутатов Федерального Собрания или местных представительных органов, гораздо скромнее, чем тот, который имеется для кандидатов на должность судьи. Это потому, что от судей требуется компетентность, высокие нравственные качества и квалифицированность, чтобы не допускать судебных ошибок, которые чреваты, порой, необратимыми последствиями для свободы, здоровья, жизни и прав граждан.
Так же немаловажно при построении органов судебной системы обеспечение независимости судей, защита их от постороннего влияния как извне, так и изнутри. Такое невозможно сделать в отношении органов законодательной или исполнительной власти. Эта категория людей должна в своей работе руководствоваться различными внешними факторами, прислушиваться к требованиям различных политический сил, таких, как партии, общественные объединения, и других.
Но все это совсем не означает, что имеется целая пропасть между, с одной стороны, судебной, а с другой стороны, законодательной или исполнительной властями, их должностными лицами и органами. Несмотря на их обособленность, есть много точек соприкосновения между ними. Скажем, законодательная власть издают нормативные акты, которые обязательны для исполнения всеми, в том числе судами, утверждают финансирование судов, размер оплаты труда судей, остальных работников.
3.2. Классификация судов в судебной системе
К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые называются видами судопроизводства. Это такие виды, как:
- Конституционное судопроизводство;
- Гражданское судопроизводство;
- Арбитражное судопроизводство;
- Уголовное судопроизводство.
Все перечисленные виды судопроизводств регламентируются подробными правовыми нормами, такими, как Закон о Конституционном Суде, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Уголовный процессуальный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Судебная система представляет собой совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и в соответствии с задачами и целями, поставленными перед ними. Самый главный правовой акт, определяющий суть судебной системы, является Конституция РФ, в которой в статье 118, в частности, говорится:
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статьи 125 – 127 Конституции Российской Федерации также имеют важное значение для понимания сформировавшейся в настоящее время судебной системы. В них определяется место, которое занимают высшие суды в судебной системе, а также место всех остальных подчиненных им судов. В ст. 125 Конституции Российской Федерации определен статус Конституционного суда РФ, и даются также его цели и задачи как судебного органа, который должен контролировать конституционность законов и иных принимаемых правовых актов. Конституционный суд занимает особое место, и ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные суды субъектов Российской Федерации, хотя он принимает решения, которые важны для всех судов страны.
Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации отведено иное место. У них имеются свои подсистемы судов, и они осуществляют за их деятельностью судебный надзор и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.
Заключение
Актуальность темы данной курсовой работы высока в настоящее время, потому что, несмотря на большие перемены в правовых основах нашего общества, включая принятие многочисленных новых правовых актов, судебная власть и право, которое ее регламентирует, еще далеки от своего совершенства.
Необходимо приложить много усилий и провести работу, чтобы повысить уровень и качество работы органов судебной власти. Для этих целей требуется обеспечить реальную независимость судей, создать необходимую материальную базу для органов, которые осуществляют правосудие, ну и, конечно, усовершенствовать и привести в соответствие с сегодняшними требованиям нормативную базу, на основании действующей Конституции Российской Федерации. Несмотря на то, что Конституция и вводит основополагающие принципы работы судебной системы, но не может регламентировать каждый аспект работы органов правосудия. Для осуществления этих целей необходимы новые правовые акты, которые должны регламентировать правосудие в современное время.
Судебной властью является особый вид государственной власти, который реализуется через систему специальных органов – судов, специально уполномоченными должностными лицами – судьями, работающими на профессиональной основе, для осуществления правосудия, с использованием принуждения, применяя специальные задачи и способы их обеспечения.