Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Наука и научно-техническая деятельность как один из определяющих факторов развития производства являются движущей силой современного социально-экономического развития; ведущей детерминантой роста современной экономики является способность генерировать новые научные знания и трансформировать их в технологии производства товаров и услуг.
В этих условиях приобретают все большую актуальность проблемы эффективного государственного управления наукой и научной деятельностью.
В процессе исследования нами были изучены работы различных авторов. Несмотря на обилие проведенных исследований, тема не была объектом изучения специальной литературы, т.е. не были обнаружены интегрирующие работы, которые бы объединяли всю информацию по этой теме и делали общий вывод.
Цель – выявить особенности управления в области науки. Задачи:
провести теоретическое исследование основ управления в области науки;
определить понятие и сущность управления в области науки;
описать элементы управления в области науки;
определить статус научных учреждений и организаций;
выявить соотношение научных учреждений и организаций;
изучить деятельность Ученого Совета как органа управления.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
Объект – управление в области науки. Предмет Организационно-правовая система управления. Органы управления в области науки. Статус научных учреждений и организаций. Роль Российской академии Наук РФ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАУКИ
1.1. Понятие и сущность управления в области науки
Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике” не использует термин «государственное управление научной деятельностью», и, соответственно не закрепляет ни принципов, ни форм и методов государственного управления. Федеральный закон оперирует понятием «научно-техническая политика» и определяет ее цели, а также полномочия органов государственной власти в области формирования и реализации данного направления государственной политики [2, ст.ст. 11 и 12].
Поэтому необходимо установить соотношение понятий «государственное управление научной и научно-технической деятельностью» и «государственная научно-техническая политика».
В юридической науке государственную политику в какой-либо сфере традиционно определяют как «принципиальное руководство действию» относительно направлений деятельности, адресованное органам государственной власти [25]; в законодательных и иных нормативных правовых актах – как «комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер» или «систему мер», реализация которых позволит обеспечить развитие определенной группы общественных отношений в направлении, желательном для государства и общества [5, ст. 3; 24, п. 8].
Понятие государственного управления сформулировано российской и зарубежной наукой административного права.
Так, В.Е. Чиркин определяет его как «процесс … упорядочения жизнедеятельности и отношений … государства и общества, установления рациональных взаимосвязей между ними посредством применения государственной власти» [27, С. 11]; а Е.В. Охотский – как «целенаправленное организующее воздействие государства на общественные процессы … в целях их упорядочения … и социальнопрогрессивного преобразования по заранее утвержденному плану» [26, С. 43].
Изложенное позволяет определить соотношение между государственной политикой и государственным управлением как соотношение между статичной системой правовых, экономических, организационных и иных мер по упорядочению и регулированию общественных отношений и динамичной государственно-властной деятельностью по формированию и реализации указанной системы мер.
Вместе с тем, особенности научной и научно-технической деятельности (направленность на получение и использованием новых знаний) и следующий из них характер ее результатов (уникальность, невещественность и неприсваиваемость) обусловливают необходимость участия в управлении наукой как специфическим социально-экономическим сектором не только органов государственной власти, но и самого научного сообщества. Участие научного сообщества в управлении обусловлено не только высокой автономией лиц, занятых в данной деятельности (как в иных сферах предпринимательской или профессиональной деятельности), но и тем обстоятельством, что только представители научного сообщества обладают необходимыми экспертными знаниями о науке как об объекте управляющего воздействия.
Это, в конечном итоге, приводит к необходимости сочетания в управлении научной и научно-технической деятельностью механизмов государственного управления и самоуправления, что и закреплено в федеральном законодательстве [2, ст. 7].
Самоуправление в области науки и научной деятельности осуществляется внутри научно-исследовательских организаций и проявляется, например, в форме выборов их руководителей (которые, однако, затем должны быть утверждены федеральными органами исполнительной власти), в функционировании Ученого совета как совещательного органа наряду с руководством научно-исследовательских организации, в процедурах присвоения ученых степеней и ученых званий. Однако, решения, принятые в рамках самоуправления научного сообщества, впоследствии должны контролироваться и утверждаться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Общие полномочия государственных органов в области управления научной и научно-технической деятельностью определены в ст. 7 Федерального закона «О науке и научно-технической политики», к ним относятся определение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, обеспечение формирования системы научных организаций (в том числе, утверждение уставов государственных научных учреждений и организаций и контроль эффективности использования и сохранности предоставленного государственным научным организациям имущества), осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработка и реализация научных и научно-технических программ и проектов, развитие интеграции науки и производства, реализация достижений науки и техники. Данные управленческие полномочия распределены между различными органами государственной власти.
1.2. Элементы управления в области науки
В настоящее время система управления научной и научно-технической деятельностью представлена следующими элементами.
1. Президент Российской Федерации в рамках полномочий главы государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В частности, применительно к управлению научной деятельностью, Президентом Российской Федерации утверждены приоритетные направления развития науки, технологий и техники и перечень критических технологий [6], в том числе, по отдельным направлениям науки, имеющим критическое значение для обороноспособности и безопасности страны – атомной энергетики, генетических исследований, синхротронных и нейтронных исследований [11, 12, 14].
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом “О стратегическом планировании в Российской Федерации” [4, Ст. 18.1] утверждает Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации, в которой «… определяются цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в этой области, а также ожидаемые результаты ее реализации» [9].
Таким образом, основным методом управления в области науки и научно-технологической деятельности, используемым Президентом Российской Федерации, является программно-целевой.
Также указами Президента Российской Федерации учрежден ряд отдельных научных организаций и научно-технических кластеров, имеющих существенное значение для обороноспособности и безопасности государства [8, 10], однако правами их учредителя обладают федеральные органы исполнительной власти. Исключение составляет только ФГБОУ «Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”«, в управлении которым Президент Российской Федерации принимает непосредственное участие – назначает президента и Наблюдательный совет данного научного учреждения [3, Ст. 6.].
При Президенте Российской Федерации создан Совет по науке и образованию, целью которого является «… обеспечение взаимодействия … органов государственной власти…, научных и образовательных организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием науки и образования, а также в целях выработки предложений … по актуальным вопросам государственной политики в области научно-технического развития и образования».
В Совет входят видные российские ученые – директора ведущих научно-исследовательских учреждений и организаций [7, 13], что позволяет определить его как организационную форму самоуправления научного сообщества и его взаимодействия с Главой государства.
Вместе с тем, в настоящее время активность данного органа сосредоточена, главным образом, на рассмотрении кандидатов для вручения Государственной премии Российской Федерации в области науки и образования и Премии Президента Российской Федерации для молодых ученых, а не на обсуждении проблем реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и ее корректировки. Последнее заседание Совета, на котором обсуждались приоритетные для Российской Федерации направления научно-исследовательской деятельности, состоялось 8 февраля 2018 г. [28]. Совет также не участвовал и в разработке и обсуждении Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации перед утверждением ее Президентом России.
В соответствии с Правилами разработки и корректировки Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, полномочия по разработке стратегии возложены на Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, которое является организатором разработки, а также иные органы государственной власти, определяемые Министерством. Министерство также может по собственному усмотрению привлекать к разработке и корректировке Стратегии «… объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации» [17].
2. Правительство Российской Федерации как орган исполнительной власти общей компетенции также наделено полномочиями по управлению научной и научно-технической деятельностью.
В частности, на Правительство России возложено обеспечение государственной поддержки научно- технологического развития нашей страны, а также сохранения и развития ее научного потенциала, разработка и осуществление государственной поддержки развития
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 45. Ст. 7061.
2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (ред. 8 декабря 2020 г.) “О науке и государственной научно-технической политике” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4137. ст.ст. 11 и 12.
3. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 220-ФЗ (ред. от 23 ноября 2015 г.) “О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4189.
4. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 г.) “О стратегическом планировании в Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3378.
5. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ (ред. от 20 июля 2020 г.) “О промышленной политике в Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1 (часть I). Ст. 41.
6. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 (ред. от 16 декабря 2015 г.) “Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 28. Ст. 4168.
7. Указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. № 1059 (ред. от 16 ноября 2020 г.) “О Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 32. Ст. 4480
8. Указ Президента РФ от 16 декабря 2015 г. № 623 “О Национальном центре развития технологий и базовых элементов робототехники” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 51 (часть III). Ст. 7313.
9. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 “О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации”// Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 49. Ст. 6887.
10. Указ Президента РФ от 28 августа 2018 г. № 501 ред. от 15 апреля 2019 г.) “Об утверждении Положения о Военном инновационном технополисе “Эра” Министерства обороны Российской Федерации” /// Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 36. Ст. 5602.
11. Указ Президента РФ от 28 ноября 2018 г. № 680 (ред. от 2 марта 2020 г.) “О развитии генетических технологий в Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 49 (часть VI). Ст. 7586.
12. Указ Президента РФ от 25 июля 2019 г. № 356 (ред. от 2 марта 2020 г.) “О мерах по развитию синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры в Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 30. Ст. 4293.
13. Указ Президента РФ от 14 апреля 2020 г. № 252 “Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и состава президиума этого Совета” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 16. Ст. 2568.
14. Указ Президента РФ от 16 апреля 2020 г. № 270 “О развитии техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 16. Ст. 2571.
15. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2014 г. № 589 (ред. от 29 июля 2020 г.) “Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения “Российская академия наук” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 27. Ст. 3771.
16. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 718 (ред. от 30 декабря 2018 г.) “Об утверждении Правил направления научно-технических программ и проектов на экспертизу в федеральное государственное бюджетное учреждение “Российская академия наук” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 32. Ст. 4491.
17. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2018 г. № 421 (ред. от 1 октября 2018 г.) “Об утверждении Правил разработки и корректировки Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Правил мониторинга реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 16 (Часть II). Ст. 2375.
18. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2018 г. № 682 (ред. от 14 апреля 2020 г. ) “Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 26. Ст. 3851.
19. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377 (ред. от 31 марта 2020 г.) “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Научно-технологическое развитие Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 15 (часть III). Ст. 1750.
20. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2019 г. № 479 (ред. от 17 октября 2019 г.) “Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019 - 2027 годы” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 17. Ст. 2108.
21. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 287 “Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019 - 2027 годы” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 13. Ст. 1913.
22. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2538-р (ред. от 20 июля 2016 г.) «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8042.
23. Приказ Минобрнауки России от 6 июля 2018 г. № 20 (с изм. от 17 сентября 2019 г.) “Об утверждении устава Федерального государственного бюджетного учреждения науки Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В.А. Стеклова Российской академии наук” // Документ официально не опубликован. Приводится по данным Интернет-сайта «Математический институт им. В.А. Стеклова Российской академии наук». Режим доступа: http://www.mi-ras.ru/index.php?c=ustav.
24. Решение Совета глав правительств СНГ “О Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года” // Документ опубликован не был. Приводится по данным СПС «Консультант Плюс». 25. Власть. Политика. Государство и Государственная служба [Электронный ресурс]: аналитический словарь-справочник/ В.Ф. Халипов [и др.]. Электрон. текстовые данные. М.: Академический Проект, 2007. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36293.html.
Литература
25. Алфимов М.В. Битва на «фондовом» рынке, изменение уставов государственных научных фондов не будет иметь отрицательных последствий для их функционирования // Наука. Инновации. Образование. 2007. Т. 2. № 2. С. 253-257.
26. Бабина К.И. Правовое регулирование деятельности государственных учреждений науки // Наука и общество. 2016. № 1 (24). С. 18-21.
27. Бехер В.В., Бабина К.И. Соотношение понятий «научная организация» и «научное учреждение» в анализе финансово-правового статуса субъектов научно-исследовательского сектора // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 3 (33). С. 34-37.
28. Бехер В.В., Бабина К.И. Финансово-правовой статус государственных учреждений науки // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 150-152.
29. Боженок С.Я. Особенности финансово-правового обеспечения социальной функции государства // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 3 (7). С. 77-81.
30. Бостанова Ф.А., Болатчиев А.И. Преобразующая сила информационных технологий в экономике // В сборнике: Актуальные проблемы и приоритетные направления развития аграрной экономической системы: аспекты, механизмы, перспективы. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Махачкала, 2021. С. 163-166.
31. Гаджиев Назирхан Гаджиевич, Коноваленко Сергей Александрович, Трофимов Михаил Николаевич // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 1 (123). С. 26-34.
32. Грудцына Л.Ю. Правовой статус научных организаций образовательных учреждений высшего профессионального образования // Закон и право. 2012. № 11. С. 12-18.
33. Грудцына Л.Ю., Мирошникова В.А. Правовой статус научных организаций образовательных учреждений высшего профессионального образования // Вестник Финансового университета. 2011. № 4 (64). С. 36-41.
34. Интернет-сайт Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Режим доступа: http://science.gov.ru/docs/assignments/2394.
35. Калугин В.В. Из социальной истории отечественной науки: организация, планирование и координация научных исследований в СССР (1976-1980 годы). Часть I // История и педагогика естествознания. 2014. № 4. С. 3-9.
36. Кляморова Ю.С. Мировой опыт функционирования децентрализованных учреждений как субъектов публичного права // Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 4. С. 46-53.
37. Коннов В.И., Балышев А.В. Научная политика США: от концепций к практикам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2012. № 2. С. 5-12.
38. Королева Л.А. К вопросу эффективности дошкольной образовательной организации в статусе экспериментальной площадки педагогического университета // В сборнике: Традиции и инновации в педагогическом образовании. сборник научных трудов V Международной конференции. Научный редактор: Ю. Н. Галагузова. 2019. С. 99-102.
39. Корпорации и учреждения // сборник статей / Исследовательский центр частного права. Москва, 2007. Сер. 4 Анализ современного права
40. Красильникова Ю.О. НИИ должны стать клиентоориентированными // Экономика качества. 2012. № 1. С. 10.
41. Мирошникова В., Грудцына Л. К вопросу о правовом статусе научных организаций образовательных учреждений высшего профессионального образования // Право и жизнь. 2011. № 157-158. С. 131.
42. Орлов А.И. Статистические и экспертные методы в задачах экономики и управления наукой // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2021. № 166. С. 1-35.
43. Особенности проектного управления в федеральном агентстве по управлению государственным имуществом
44. Охотский, Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е.В. Охотский. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020.
45. Применение искусственного интеллекта в управлении электроавтоматикой / Карапузов Н.В., Несанов П.П., Шестов А.Ю., Бобрик М.В., Платонов И.С., Рагозина М.А. // Естественные и технические науки. 2021. № 2 (153). С. 163-165.
46. Решение совета глав правительств содружества независимых государств о придании государственному научному учреждению «институт образования взрослых российской академии образования» статуса базовой организации государств - участников содружества независимых государств по образованию взрослых и просветительской деятельности // Человек и образование. 2008. № 1 (14). С. 69.
47. Рзаев Р.Г. Особенности государственного управления наукой и научно-технической деятельностью в российской федерации // Аллея науки. 2021. Т. 1. № 1 (52). С. 670-678.
48. Сергеенко Ю.С. Правовая природа и оформление педагогического труда руководителя образовательной организации // Евразийский юридический журнал. 2018. № 3 (118). С. 309-311.
49. Транспорт: проблемы, цели, перспективы (transport 2021) // Материалы II Всероссийской научно-технической конференции с международным участием / Под редакцией Е.В. Чабановой. Пермь, 2021.
50. Чиркин В.Е. Публичное управление: учебник. М.: Юристъ, 2004.
51. Шмилович А.А. Основные направления реорганизации деятельности кафедр психиатрии медицинских вузов в связи с требованиями времени / В книге: XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы». Тезисы. Ответственный редактор Незнанов Н.Г., 2015. С. 618.