Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема конституционно-правового регулирова-ния права убежища в различных государствах мира приобретает особую ак-туальность. Последние события негативного характера, происходящие в мире, в том числе и в Российской Федерации, (войны в Сирии, Ливии, гражданская война на Украине), обуславливают значительное увеличение числа беженцев и лиц, ищущих убежище.
Тема данной работы сегодня вызывает особый интерес в связи с по-следними политическими событиями в мире, в том числе и в Российской Федерации, (войны в Сирии, Ливии, гражданская война на Украине), в связи с которыми значительно увеличилось число беженцев и лиц, ищущих убежище.
В такой ситуации важное значение на государственном уровне приоб-ретает проблема обеспечения и защиты прав и свобод лиц, которые вынуж-денно покидают территорию государства своей гражданской принадлежно-сти или прежнего места жительства и ищут убежища в других странах мира. В связи с этим, совершенствование правового регулирования в сфере предоставления убежища приобретает особую значимость.
Присоединившись к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года «О статусе беженцев» (далее - Конвенция ООН «О статусе бежен-цев») и Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, Россия взяла на себя обязательства о предоставлении защиты лицам, ищущим убежище. Однако в настоящее время существующая система норм конституционного права и методы государственного управления в области предоставления убежища нуждаются в серьезном совершенствовании, поскольку во многом не обеспечивают достижения задекларированных целей государственной политики, а процедуры рассмотрения ходатайств лиц, ищущих убежище, нередко сопровождаются нарушениями. Важным приоритетом в этом направлении должно стать формирование и реализация продуманной, четко выверенной государственной политики Российской Федерации в сфере вынужденной миграции и предоставления убежища и совершенствование норм конституционного законодательства, регулирующих вопросы предоставления убежища в Российской Федерации.
Значимость конституционного анализа теории и практики предостав-ления убежища коррелирует и с закрепленной в Концепции государственной ми-грационной политики Российской Федерации на период до 2025 года зада-чей по совершенствованию системы предоставления убежища.
Отмеченные нами обстоятельства свидетельствуют об особой значимости темы работы и обусловливают необходимость анализа совокупности вопро-сов, связанных с конституционно-правовой регламентацией и реализацией права убежища в Российской Федерации.
Объектом исследования в работе являются общественные отношения, возникающие по поводу предоставления политического убежища.
Предмет исследования в данной работе - конституционно-правовой институт убежища в международном и конституционном праве и нормы конституционного права России, регулирующие предоставление политического убежища.
Цель исследования курсовой работы - на основе комплексного анализа норм международного и конституционного права Российской Федерации в сфере предоставления убежища выявить особенности конституционно-правового института права политического убежища.
Для достижения поставленной цели в работе ставится следующие задачи:
1. Исследовать институт политического убежища в международном пра-ве.
2. Раскрыть понятие политического убежища.
3. Исследовать природу и современное состояние российского ин-ститута права убежища.
4. Выявить особенности предоставления политического убежища в Рос-сийской Федерации.
Исследование проблематики проводилось на осно¬ве использования научного анализа и синтеза, формально-логического, системного, сравни-тельно-правового методов, метода толкования права и др.
Теоретической основой исследования являются науч¬ные работы отече-ственных и зарубежных учёных-правоведов, практикующих юристов в сфере общей тео¬рии государства и права, международного публичного права, конституционного права России.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТ ПРАВА УБЕЖИЩА В МЕЖДУНАРОДНОМ И КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ
1.1 Институт политического убежища в международном
праве
Вопросы предоставления или непредоставления гражданам другого государства убежища в связи с его (гражданина) преследованием за полити-ческие или иные взгляды, отличные от распространенных в государстве его проживания - являются решением каждой отдельно взятой страны. В каче-стве основания для решения вопроса о предоставлении политического убе-жища авторы указывают наличие у государства его суверенитета .
Политическое убежище это правовой институт, относящийся как к нормам международного права, так и к внутригосударственному праву, по-скольку государство может не участвовать в международных соглашениях, посвя-щенных вопросам предоставления политического убежища, однако нормы его внутреннего права будут регулировать некоторые вопросы предоставле-ния политического убежища.
Страна, предоставляющая политическое убежище, должна зафиксиро-вать в своем законодательстве основания, порядок предоставления политического убежища, его основные права и гарантии. Авторы указывают на то, что предоставление политического убежища это мирный, гуманитарный акт, ко-торый не должен быть рассмотрен другими государствами как проявление недружественности, а напротив, должен уважаться .
Следовательно, вопрос о предоставлении политического убежища должен разрешаться исключительно компетентными органами государства без до-полнительного согласования с другими государствами. Лицо, которому предоставляется политическое убежище должны быть гарантированы без-опасное проживание, соблюдение его прав и свобод, а также отсутствие преследования за его взгляды.
Существует мнение, что благодаря существованию политического убежища, страна получает лиц, обладающих высокой правовой культурой, несущих в массы свое видение на мировое политическое устройство, и, та-ким образом, развивающих политику.
От института политического убежища стоит отличать экстрадицию - арест и последующую передачу государством государству на основании за-проса лица, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления, или же уже осуждено, и пытается укрыться от правосудия. Однако, лицо может быть экстрадировано только в том случае, если преступление, совершенное им в одной стране, признается преступлением в стране, которая предоставила ему убежище, или же если страны заключили между собой соответствующий договор.
Международный институт политического убежища является межот-раслевым, и регулируется как нормами международного гуманитарного права, так и дипломатическим правом, а также внутригосударственным правом.
В истории современного международного права первые общие нормы о по-литическом убежище были зафиксированы в резолюции Института Между-народного права «Убежище в международном публичном праве». Данная резолюция содержала определение убежища, под которым понимается «покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в другом месте, которое находится под его контролем для лица» .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог проводимого в данной работе анализа конституционно-правого института права убежища и особенностей его реа-лизации в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы:
Убежище необходимо рассматривать в трёх аспектах: как правовой институт, форму защиты прав человека и правовое состояние. Убежище как форма защиты - это временная территориальная за¬щита основных прав человека, предоставляемая государством беженцу (лицу, являющемуся таковым в определении Конвенции о статусе беженцев 1951 г.), основными характеристиками которой являются безопасность, обеспечение достоинства, основных прав и свобод человека, единство семьи и конфиден¬циальность. Право человека на предоставление убежища как временной защиты относится к числу основ¬ных прав человека. Предоставление постоянной защиты, интеграция в государстве убежища - это суве¬ренное право государств.
Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией с учетом государственных интересов на основании общепризнанных принци-пов и норм международного права в соответствии с статьями 63, 89 Конституции РФ, Положением, утвержденным Указом Президента РФ «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища».
Под политическим убежищем понимается предоставление государ-ством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но и за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую и национальную принадлежность и т.п.
Стоит отметить, что политическое убежище - это единственная форма убе-жища, которая получила конституционную форму выражения. Согласно статьи 63 Конституции РФ, наша страна предоставляет политическое убе-жище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Право решать вопросы предоставления политического убежища Конституцией РФ (статья 89) предоставлено Президенту РФ. Предоставление политического убежища в России основывается на сочетании принципа государственного суверенитета и принципа приоритета норм международного права. При предоставлении политического убежища учитываются государственные интересы Россий-ской Федерации.
Для эффективного функционирования системы убежища в России и во избежание коллизий в правоприменительной практике необходимо закрепить понятие «убежище» на законодательном уровне. При совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере предоставления убежища в России необходимо учитывать основные характеристики права убежища в соответствии с между¬народными стандартами и обеспечить правовые гарантии предоставления убежища на временной основе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ас-самблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета № 67, 05.04.1995.
3. Декларация о территориальном убежище (Принята 14.12.1967 Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей ООН) // Действующее международное право. Т. 1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 338 - 339.
4. Конвенция о статусе беженцев (Вместе с «Комментарием», «Об-разцом проездного документа») // Действующее международное право. Т. 1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 283 - 299.
5. Об утверждении Положения о порядке предоставления Россий-ской Федерацией политического убежища. [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 21.07.1997 № 746 (ред. от 12.07.2012) // Российская газета, № 144, 29.07.1997.
Литература
6. Войцехович А. М. О понятии института права убежища // Совет-ское государство и право. - 1981. - № 4. - С. 95-99.
7. Галенская Л. Н. О понятии права убежища: к обсуждению Декларации о праве убежища в Третьем Комитете Генеральной Ассамблеи ООН // Правоведение. - 1964. - № 3. - С. 101-107.
8. Дашков Г. В., Быкова Е. В. Экстрадиция // Юридический мир. - 1998. - № 1. - С. 25-29.
9. Доронина О. Н., Калинин В. А. Европейские стандарты защиты прав человека в практике Уполномоченного по правам человека в Россий-ской Федерации // Государственная власть и местное самоуправ¬ление. - 2017. - № 10. - С. 31-35.
10. Дрёге К. Передача задержанных лиц: юридические основания, принцип невыдворения (non-refoulement) и современные вызовы // Международный журнал Красного Креста. - 2009. - № 871. - С. 27-31.
11. Зинченко Н. Н. Право убежища как международно-правовой ин-ститут // Российская юстиция. - 2011. - № 5. - С. 16-18.
12. КальякА. М. Влияние естественно-правовой доктрины на конституци-онное право: отдельные про¬блемы // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 7. - C. 3-6.
13. Костюков А. Н. Реализация прав человека и гражданина в кон-ституционном праве России: год 2017 // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 2. - С. 17-23.
14. Куницын А. С. Концепция неотчуждаемости естественных прав чело-века и русская юридическая мысль // История государства и права. - 2016. - № 15. - С. 18-21.
15. Куракин А. В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России // Государство и право. - 2001. - № 6. - С. 25-34.
16. Кутафин О. Е. Российский конституционализм. - М. : НОРМА, 2008. - 544 с.
17. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. - М.: Волтер Клувер, 2017. – 587 с.
18. Лукашук И. И., Наумов А. В. Выдача обвиняемых и осуждённых в международном уголовном праве : учеб.-практ. пособие / акад. Правовой ун-т, Ин-т государства и права РАН. - М. : Рос. юрид. изд. дом, 1998. - 160 с.
19. Малахов В. П., Лановая Г. М. Естественное право как источник конституционного права // Конститу¬ционное и муниципальное право. - 2017. - № 5. - С. 9-12.
20. Малеина М. Н. Формирование понятия «человек» в российском праве // Государство и право. - 2017. - № 1. - С. 16-22.
21. Матреницкая А. Р., Чернова О. Н. Право убежища, его формы и связь с институтом выдачи преступ¬ников // Учёные заметки ТОГУ. - 2014. - Т. 5, № 4. - С. 308-311.
22. Международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчи-ковой. - М., 2017. – 578 с.
23. Международное право, международные отношения : учебник / под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. - М. : Мирс, 1994. - 234 с.
24. Очкасова И. В. «Право убежища» как сдерживающий принцип в осу-ществлении экстрадиции в меж¬дународных отношениях // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 3. - С. 488-494.
25. Права человека в международном и внутригосударственном праве / В. А. Карташкин ; отв. ред. Е. А. Лукашева. - М. : Изд-во ИГиП РАН, 1995. - 135 с.
26. Сабитова Ш.А. Право убежища как институт международного права //Вестник КазНПУ. - 2016. - № 3. - С.67.
27. Селиваненко В. О. Основные черты права убежища [Электронный ре-сурс] // Вестник ТИСБИ. - 2000. - № 4. - URL: http:// www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1214842 (дата обращения: 10.05.2021).
28. Селиваненко В.О. Основные черты права убежища // Вестник ТИСБИ. - 2000. - № 4. - С.54.
29. Тиунов О. И. Международное гуманитарное право. - М. : НОРМА : ИНФРА, 1999. - 328 с.
30. Тюренкова К. А. Убежище как международно-правовой институт // Гуманитарные исследования. - 2017. - № 1 (61). - С. 116-121.
31. Эбзеев Б. С. Конституционные основы свободы личности в СССР / под ред. И. Е. Фарбер. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1982. - 137 с.
32. Ястребова А. Ю. Институт убежища в международном и консти-туционном праве: современные док¬трины и особенности регулирования в РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 9. - С. 21-24. Очкасова И. В. «Право убежища» как сдерживающий принцип в осу-ществлении экстрадиции в меж¬дународных отношениях // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 3. - С. 488-494.
25. Права человека в международном и внутригосударственном праве / В. А. Карташкин ; отв. ред. Е. А. Лукашева. - М. : Изд-во ИГиП РАН, 1995. - 135 с.
26. Сабитова Ш.А. Право убежища как институт международного права //Вестник КазНПУ. - 2016. - № 3. - С.67.
27. Селиваненко В. О. Основные черты права убежища [Электронный ре-сурс] // Вестник ТИСБИ. - 2000. - № 4. - URL: http:// www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1214842 (дата обращения: 10.05.2021).
28. Селиваненко В.О. Основные черты права убежища // Вестник ТИСБИ. - 2000. - № 4. - С.54.
29. Тиунов О. И. Международное гуманитарное право. - М. : НОРМА : ИНФРА, 1999. - 328 с.
30. Тюренкова К. А. Убежище как международно-правовой институт // Гуманитарные исследования. - 2017. - № 1 (61). - С. 116-121.
31. Эбзеев Б. С. Конституционные основы свободы личности в СССР / под ред. И. Е. Фарбер. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1982. - 137 с.
32. Ястребова А. Ю. Институт убежища в международном и консти-туционном праве: современные док¬трины и особенности регулирования в РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 9. - С. 21-24. Очкасова И. В. «Право убежища» как сдерживающий принцип в осу-ществлении экстрадиции в меж¬дународных отношениях // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 3. - С. 488-494.
25. Права человека в международном и внутригосударственном праве / В. А. Карташкин ; отв. ред. Е. А. Лукашева. - М. : Изд-во ИГиП РАН, 1995. - 135 с.
26. Сабитова Ш.А. Право убежища как институт международного права //Вестник КазНПУ. - 2016. - № 3. - С.67.
27. Селиваненко В. О. Основные черты права убежища [Электронный ре-сурс] // Вестник ТИСБИ. - 2000. - № 4. - URL: http:// www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1214842 (дата обращения: 10.05.2021).
28. Селиваненко В.О. Основные черты права убежища // Вестник ТИСБИ. - 2000. - № 4. - С.54.
29. Тиунов О. И. Международное гуманитарное право. - М. : НОРМА : ИНФРА, 1999. - 328 с.
30. Тюренкова К. А. Убежище как международно-правовой институт // Гуманитарные исследования. - 2017. - № 1 (61). - С. 116-121.
31. Эбзеев Б. С. Конституционные основы свободы личности в СССР / под ред. И. Е. Фарбер. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1982. - 137 с.
32. Ястребова А. Ю. Институт убежища в международном и консти-туционном праве: современные док¬трины и особенности регулирования в РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 9. - С. 21-24.
Очкасова И. В. «Право убежища» как сдерживающий принцип в осу-ществлении экстрадиции в меж¬дународных отношениях // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 3. - С. 488-494.
25. Права человека в международном и внутригосударственном праве / В. А. Карташкин ; отв. ред. Е. А. Лукашева. - М. : Изд-во ИГиП РАН, 1995. - 135 с.
26. Сабитова Ш.А. Право убежища как институт международного права //Вестник КазНПУ. - 2016. - № 3. - С.67.
27. Селиваненко В. О. Основные черты права убежища [Электронный ре-сурс] // Вестник ТИСБИ. - 2000. - № 4. - URL: http:// www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1214842 (дата обращения: 10.05.2021).
28. Селиваненко В.О. Основные черты права убежища // Вестник ТИСБИ. - 2000. - № 4. - С.54.
29. Тиунов О. И. Международное гуманитарное право. - М. : НОРМА : ИНФРА, 1999. - 328 с.
30. Тюренкова К. А. Убежище как международно-правовой институт // Гуманитарные исследования. - 2017. - № 1 (61). - С. 116-121.
31. Эбзеев Б. С. Конституционные основы свободы личности в СССР / под ред. И. Е. Фарбер. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1982. - 137 с.
32. Ястребова А. Ю. Институт убежища в международном и консти-туционном праве: современные док¬трины и особенности регулирования в РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 9. - С. 21-24.