Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что идеи свободы личности, первичности прав человека, уважение к человеку, признание его достоинства, ценности, свободы мысли, поведения приобретают важное значение, становятся главной предпосылкой успешного развития общества. Именно в связи с этим возросла актуальность данной тематики, ее теоретическая и практическая значимость для изучения личных прав и свобод человека и гражданина как в России, так и во Франции.
Институт личных прав является сложным, многогранным и динамичным институтом конституционного права.
Объектом исследования являются личные права и свободы человека, закрепленные в законодательных актах России и Франции.
Предмет исследования составляют материалы учебной и научной литературы, посвященные личным правам и свободам человека, а также законодательные акты, их закрепляющие в России и во Франции.
Цель курсовой работы – проанализировать понятие личные прав и свобод человека в России и во Франции, а также провести их сравнительный анализ.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотреть правовую природу личных прав и свобод человека в России
- исследовать ограничения личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина в России;
- провести анализ структуры и содержания личных прав во Франции;
- рассмотреть сравнительную характеристику личных прав во Франции и России
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, двумя главами и четырьмя параграфами, заключением, списком литературы.
Глава 1. Общая характеристика личных прав и свобод человека в России
1.1. Правовая природа личных прав и свобод человека в России
Современная юридическая наука выделяет две методологические концепции для определения личных прав человека: естественно-правовую и позитивистскую. Естественно-правовой подход всецело базируется на концепции естественного происхождения личных прав. Данный подход зародился в XVII – XVIII вв. и положил начало разрушению феодального строя. В самом начале появления этой теории она воспринималась как процедура обеспечения верховенства права во взаимоотношениях между обществом и государством.
Теория естественного происхождения основывается на идее общественного договора, идеологами которой являются видные ученые эпохи Просвещенного Абсолютизма, такие как Ж.Ж. Руссо, Вольтер, Монтескье и другие, о том, что у человека есть определенные права, данные природой, но определенную честь этих прав он делегирует государству. В целях обеспечения полной реализации естественных прав, а также для их защиты была создана возможность коллективного пользования правами, чтобы люди могли самоорганизоваться и реализовывать принадлежащие им права с помощью друг друга.
Теория естественных прав человека, возникшая несколько веков назад, несомненно, имеет большое значение. Человек как биологический вид обладает определенными генетическими способностями поведения, специфическими реакциями на акты насилия, и эти человеческие свойства существуют в разных цивилизациях и не могут быть объяснены только культурными и историческими факторами и связями, поскольку таких связей не существует.
Так, мы можем заметить, что самый мягкий, смиренный нз людей реагирует нападением, увидев, что бьют ребенка или насилуют женщину. Можно сказать, что причина совсем в другом. Скорее всего, это что-то заложенное в человека природой, на генетическом уровне, что объясняется инстинктом самосохранения и выживания. Но в некоторых случаях эти качества становятся неотъемлемыми, присущими человеку и характеризующими его как личность. Это может зависеть от определенных обстоятельств.
Например, раньше у первобытного общества был обычай умерщвления людей пожилого возраста. Это объяснялось тем, что не было возможности их прокормить. В связи с этим верно утверждение, что право на жизнь окончательно сформировалось лишь в середине XX в.
К естественным правам, прежде всего, следует отнести права, которые выражают интересы личности, те права, без которых человек не может сформироваться. Это права, обеспечивающие его важнейшие потребности.
Права человека обеспечивают его свободу, без которой невозможна и реализация личных прав. Именно поэтому считается, что права человека сами по себе – это проявление свободы.
Однако следует сказать, что это не та полная свобода, которую имел в виду в своих трудах И. Кант. По его словам, существует только одно естественное право – свобода, то есть независимость от принуждающего произвола другого. Свойство человека быть своим собственным господином он рассматривал как одно из основополагающих его свойств.
Но ясно, что свобода без границ ни к чему хорошему не приведет, такая свобода способна ущемить права другого. Иначе это можно выразить словами М.А. Бакунина: «свобода другого». Только такую свободу может признавать государство.
Право рассматривается, кроме того, и с точки зрения позитивистской концепции. Исходя из этой концепции право – это система детерминант, которая порождает определенные последствия в сфере юридической практики.
Право – это инструмент государства. Государство создает и само наделяет ими человека, а также общество. Не признается право с точки зрения возникновения его в результате естественного исторического развития.
Правом признаются только те нормы, которые созданы государством. Это нормы направлены на общее благо, а также на удовлетворение интересов человека. По данной теории права человеку дает его государство, оно их закрепляет и определяет содержание прав.
Началом отхода от позитивизма стал период поздней перестройки, т.е. конец 80-х годов прошлого столетия, когда стал допускаться синтез религиозных и моральных предписаний, итога человеческого опыта, подвергшегося интеллектуальной обработке.
В это время, переосмыслив правовые постулаты тоталитаризма, ученые пришли к выводу, что «право – это не воля классов, возведенная государством в закон, а система регуляции и защиты свободного поведения индивидов средствами государственной власти. И в результате в конституциях стали закреплять основные естественные права человека .
М.В. Баглай пишет, что христианская демократия, существующая на данный момент, смотрит на свободу как на естественное благо, считается, что она дарована человеку вместе с жизнью. Западные государства тоже принимают этот вариант определения свободы и тоже считают свободу высшей духовной ценностью. Исходя из этого М.В. Баглай делает вывод, что позитивное право все больше сливается с естественным.
Г.В. Антипова дает следующие определение личным правам: «Личные права – это естественные, неотчуждаемые, непосредственно реализуемые возможности индивида, находящиеся в состоянии постоянного пользования и составляющие неотъемлемые условия его существования, которые закрепляются и охраняются государством».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // "Российская газета", N 139, 20.07.1995.
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // "Российская газета", N 105, 02.06.2001.
4. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О противодействии терроризму" // "Российская газета", N 48, 10.03.2006.
5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О полиции" // "Российская газета", N 25, 08.02.2011.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // "Российская газета", N 263, 23.11.2011.
7. Конституция Франции. 1958 г. // URL: http: //lawersssu. narod.ru/subjects/constzs/france. (дата обращения: 21.05.2021 г.)
8. Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года // URL: http://larevolution.ru/declaration.html (дата обращения: 21.05.2021 г.)
9. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000. 528 с.
10. Афамготов Э.М. Проблемы защиты прав и свобод личности в Конституции Российской Федерации и Конституции Франции (сравнительный анализ) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015.
11. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005.
12. Гойман В.И. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. № 7. 1998. 20-43 с.
13. Зайцева А.М. Пределы ограничения права на жизнь / Зайцева А.М. // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 18. С. 3–10.
14. Курилюк Ю.Е. Личные права по Конституции Российской Федерации и международным актам и проблемы толкования их содержания в решениях Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека // Современный юрист. 2016. N 3. С. 48 - 65.
15. Хаписат М.О. О правовой природе личных прав человека // Государственная служба и кадры. № 2. 2019. С. 68-70.
16. Щадрина А.Н. Ограничение личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина в России // The Newman In Foreign Policy № 56 (100) Vol. 5, октябрь-ноябрь 2020 г. С. 57-59.
17. Яковлева Л.И. Французская декларация прав человека и гражданина 1789 года: история принятия, предпосылки, уроки // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2018.