Фрагмент для ознакомления
2
Малый вводный септаккорд
Малый вводный септаккорд строится на седьмой ступени натурального мажора.
Запись малого вводного септаккорда М.VII7, соответственно три его обращения записываются:
− М.VII65 - малый вводный квинтсекстаккорд
− М.VII43 - малый вводный терцквартаккорд
− М.VII2 - малый вводный секундаккорд
Малый вводный септаккорд строится также в мелодическом миноре. Имеется достаточно вариантов употребления данного аккорда в джазе. Самым ярким является начало из "Колыбельной Клары" оперы "Порги и Бесс" Джоржа Гершвина.
Пример в джазовой фактуре:
Вводные септаккорды как аккорды доминантовой группы уместны в любых контекстах после любых аккордов тонической, субдоминантовой и даже доминантовой группы. Логика музыкального развития, если нет нарушений правил голосоведения, позволяет гармонизовать участок мелодии вводным септаккордом после любого из аккордов любой группы (T, S, D).
2.2. Уменьшенный вводный септаккорд
Уменьшённый септаккорд содержит в основании уменьшённое трезвучие и между крайними звуками уменьшённую септиму (например: си-ре-фа-ля♭), т.е. три малые терции, две уменьшённые квинты, два уменьшённых трезвучия.
Уменьшённый септаккорд является хроматическим аккордом, поскольку содержит хроматические интервалы. По интервальному составу все его обращения равны друг другу, поэтому его часто используют как средство энгармонической модуляции.
Уменьшённый септаккорд в рамках мажорно-минорной тональности интерпретируется как:
- септаккорд VII ступени в гармоническом мажоре и гармоническом миноре (вводный септаккорд). Он может быть сразу разрешён в тоническое трезвучие, в котором терцовый тон удваивается, либо же ведётся на полтона вниз септимовый тон (VI ступень), в результате чего образуется разрешающийся в тоническое трезвучие с удвоением основного тона доминантовый квинтсекстаккорд.
- септаккорд II ступени с повышенным основным и терцовым тонами в мажоре или IV ступени с повышенным основным и терцовым тонами в миноре. Эти аккорды относятся к субдоминантовой функции и в виде своих обращений используются преимущественно в сложных кадансах.
- вспомогательный септаккорд к доминанте. В этом случае разрешается вводный септаккорд к тональности IV ступени через ближайшее обращение доминантсептаккорда
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. — М.: Музыка, 1986. — 240 с.
2. Должанский, А.Н. Краткий музыкальный словарь [Электронный ресурс] : слов. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2007. — 448 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/1979.
3. Лазутина, Т.В. Язык музыки: монография [Электронный ресурс] : монография — Электрон. дан. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 192 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/70362.
4. Пузыревский, А.И. Учебник элементарной теории музыки [Электронный ресурс] : учеб. / А.И. Пузыревский. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2018. — 184 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/107310. —
5. Септаккорд // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 926—927. — 976 с.
6. Сохор, А.Н. Музыка как вид искусства [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.Н. Сохор. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2018. — 128 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/107022.
7. Способин, И.В. Элементарная теория музыки [Электронный ресурс] : учебник / И.В. Способин ; под научн. ред. Е. М. Двоскиной. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2018. — 224 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/102505.
8. Теория музыки / Ред. Т. С. Бершадская. СПб.: Композитор, 2003. 194 с.
9. Холопова, В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Н. Холопова. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2010. — 368 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/1978.