Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема индивидуального подхода в процессе воспитания детей дошкольного возраста является одной из наиболее обсуждаемых и актуальных в педагогической среде. Вопросам индивидуального подхода уделяли большое внимание многие известные ученые педагоги и психологи, такие как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.
Индивидуальная неповторимость ребенка, характеризующая его значимое отличие от других детей, своеобразие его психики и личности проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качестве познавательных процессов. Знание особенностей индивидуальных различий детей очень важно, поскольку ни один метод воздействия на ребенка не будет достаточно эффективен, если он к детям вообще, а не к каждому конкретному ребенку.
Выбор темперамента в качестве основы оценки индивидуальных различий ребенка обоснован и эффективен.
Во-первых, особенности типов темперамента достаточно просто фиксируются в наблюдении: они очевидно проявляются в поведении и деятельности детей, поскольку темперамент есть характеристика человека со стороны его динамических особенностей (интенсивности, скорости, темпа деятельности, ритма психических процессов и состояний).
Во-вторых, темперамент является фундаментальной характеристикой человека, он устойчив, обусловлен врожденными особенностями свойств нервной системы и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания.
В-третьих, темперамент ребенка проявляет себя во всех сферах детской психической и активности, поскольку его психофизиологическими компонентами являются активность и эмоциональность. Воспитательные и педагогические воздействия во многом направлены именно на эти два фактора, следовательно, игнорировать такие два фундаментальных проявления индивидуальности ребенка взрослые просто не могут, в противном случае их воздействия не принесут нужных результатов [32]. Таким образом, проблема исследования – как организовать воспитательный процесс с детьми среднего дошкольного возраста с разным типом темперамента? Решение выдвинутой проблемы составляет цель нашего исследования.
Цель – организация воспитательного процесса в группе детей среднего дошкольного возраста с учётом особенностей их темперамента.
Объект данного исследования – темперамент детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – взаимодействие воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с различным типом темперамента в процессе обучения.
В соответствии с целью, особенности темперамента детей среднего дошкольного возраста нами сформулированы задачи:
1) изучить общую характеристику понятия «темперамент»;
2) провести характеристику типов темперамента;
3) определить развитие темперамента в среднем дошкольном возрасте.
4) установить специфику взаимодействия воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с различным типом темперамента
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, литературы и приложения.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ТЕМПЕРАМЕНТ»
Темперамент (лат.тemperamentum – надлежащее соотношение черт от tempero – смешиваю в надлежащем состоянии) – индивидуальные характеристики части динамических особенностей индивида психической деятельности, то есть темп, скорость, ритм, интенсивность психических процессов и состояния, составляющие эту деятельность.
Самую первую и по сей день наиболее известную типологию темперамента предложил Гиппократ. Древнегреческий врач выделил четыре типа темперамента и связал их с преобладанием в организме различных жидкостей: крови, слизи, желчи и черной желчи [3, с.48].
Согласно Гиппократу, все люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Несмотря на то, что впоследствии объяснение различий темпераментов по содержанию жидкостей в организме оказалось несостоятельным, описания самих типов оказались вполне правильными и используются по сей день.
С древних времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их организовать, как-то сгруппировать. Так возникли самые разнообразные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, были связаны с индивидуальными различиями в характеристиках телосложения. Эти типологии называются конституционными типологиями. Так что наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, опубликовавшим в 1921 г. свою знаменитую работу «Строение тела и характер» [1, с.78].
Его основная идея заключалась в том, что люди с определенным типом телосложения обладают определенными психологическими характеристиками. Он провел множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституционных типа:
Лептосоматик отличается хрупким телосложением, высоким ростом и плоской грудью. Плечи узкие, нижние конечности длинные и тонкие.
Пикник – человек с ярко выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется небольшим или средним ростом, плавным торсом с большим животом и круглой головой на короткой шее.
Атлетик – человек с хорошо развитой мускулатурой, крепкого телосложения, характеризуется высоким или средним ростом, широкими плечами, узкими бедрами.
Диспластик – люди с бесформенной неправильной структурой. Для лиц этого типа характерны различные уродства телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
С названными типами строения тела, Кречмер соотносит 3 различающиеся типы темперамента, которые он называет шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, мало поддается изменению взглядов и установок, с трудом приспосабливается к окружающей среде. Напротив, иксотимик имеет спортивное телосложение. Это спокойный, маленький впечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с низкой гибкостью мышления, часто мелочной. Телосложение пикника имеет циклотимичность , его эмоции колеблются между радостью и грустью, он легко контактирует с людьми и реалистичен в своих взглядах [2, с.114].
И. П. Павлов [25, с.65], изучая особенности развития условных рефлексов у собак, обращал внимание на индивидуальные различия в их поведении и протекании условно рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность формирования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство позволило И.П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только множеством экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов – возбуждение и торможение. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их равновесие и подвижность.
И. П. Павлов различал силу воображения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы.
Сила возбуждения отражает работу нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т. е. В способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя в противоположное состояние торможения.
Под силой торможения понимается функциональная эффективность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности образовывать различные тормозные условные реакции, такие как угашение и дифференцировка.
Равновесие – баланс процессов возбуждения и торможения. Соотношение сильных сторон обоих процессов определяет, сбалансирован или неуравновешен данный человек, когда сила одного процесса превышает силу другого.
Подвижность нервных процессов проявляется в резком переходе от одного нервного процесса к другому. Этот процесс проявляется в способности изменять поведение в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мера этого свойства нервной системы является скорость перехода от одного действия к другому, от «активного» состояния в «пассивное» состояние и наоборот.
Инерция противоположна мобильности. Нервная система тем более инертна; требуется больше времени или усилий, чтобы перейти от одного процесса к другому.
В свойстве нервных процессов выделенных I.P. Павловым образуют определенные системы, сочетания, которые, по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы или тип высшей нервной деятельности. Он состоит из набора основных свойств нервной системы, характерных для отдельных особей, – силы, равновесия и подвижности процессов, различающих сильные и слабые типы. Еще одна основа для разделения – это сбалансированность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенные и неуравновешенные, а неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда в основе разделения лежит подвижность нервных процессов. Выделенные И. П. Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента (таблица 1.1) [25, с.68]:
1) сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;
2) сильный, уравновешенный, инертный – флегматик;
3) сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик;
4) слабый тип – меланхолик.
Таблица 1.1. – Типы темпераментов в зависимости от свойств нервной системы [25, с.68]
Типы темпераментов Свойства нервно-психических процессов
Сила Подвижность Уравновешенность
Холерик + + -
Сангвиник + + +
Флегматик + - +
Меланхолик - + -
«+» - наличие данного свойства
«-» - наличие противоположного свойства
И.П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под влиянием окружающей среды и воспитания. По мнению И. П. Павловой, свойства нервной системы составляют физиологическую основу темперамента, являющегося психическим проявлением типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные при исследованиях на животных,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы дошкольников. - М .: Юрайт, 2020. - 196 с.
2. Асмолов А.Г. Ребенок в культуре взрослых / А.Г. Асмолов, Н.А. Пастернак. - М .: Юрайт, 2019. - 150 с.
3. Аверьянов М.Д. Детская психология.- М., 1998.- 374с.
4. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. СПб .: Питер Принт, 2007. 363 с.
5. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. - М .: Юрайт, 2020. - 219 с.
6. Волкова Н. В. Задачи и упражнения в детской психологии. - М., 2016. -С. 18-19.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х частях. Часть 1. От рождения до школы. М .: Владос, 2010. 368 с.
8. Ворошнина Л.В. Развитие речи и общения у дошкольников за 2 часа. Часть 1. Младшие и средние группы: практикум. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд., Перераб. И доп. - М .: Юрайт, 2019. - 396 с.
9. Психология развития. Учебник / Сост. Логвинова М.А. - М., 2004. - 320с.
10. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. - М .: Юрайт, 2020. - 254 с.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М., 1996.- 469с.
12. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения: Учебное пособие / Под ред. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. - СПб .: Питер, 2017. - 480 с.
13. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения: Учебное пособие / Под ред. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. - СПб .: Питер, 2017. - 480 с.
14. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М .: Инфра-М, 2013. 288 с.
15. Запорожец А.В. Психология. -М., 2002. - 176с.
16. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология дошкольников. - М., 2006. - 232с.
17. Изотова Е.И. Психология дошкольного возраста в 2-х частях. Часть 1. - М .: Юрайт, 2020. - 223 с.
18. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход к воспитанию ребенка. -М., 2001. - 112с.
19. Коломенский Я.Л. Мужчина: психология. - М., 1986. - С. 209-214.
20. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлов. - М .: Academia, 2017. - 288 с.
21. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М., 2003.-276с.
22. Мухина В. С. Детская психология. - М., 1999. - 272с.
23. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М., 1999. - 576с.
24. Равич-Щербо И.В. Роль окружающей среды и наследственности в формировании индивидуальности человека.-М., 2005.- С.236-292.
25. Павлов И.П. Полное собрание сочинений / Под ред. 2-е. - М., 2001.-Т.2-3.- 629 с.65.
27. Психология дошкольного возраста за 2 часа. Часть 1: учебник и семинар для SPE / Е.И. Изотовой [и др.]; изд. Е. И. Изотова. - М .: Юрайт, 2019. - 222 с.
28. Самарин Ю.Я. Опыт экспериментально-психологического изучения особенностей нервной системы у детей. // Вестник Академии педагогических наук. - М., 1998. - №52. - С. 81-141.
29. Спудина М.М. Застенчивые и дерзкие дети. // Дошкольное образование. - 1961. - №2. - С. 33-38.
30. Стрельба Ю. Роль темперамента в психическом развитии.- М., 2001.-231с.
31. Сухачев А.Н. Диагностическая психология.- М .: Дрофа, 2005.-268с.
32. Типаренко Т.М. Такие разные дети. - М., 2003. - С. 28-32.
33. Темперамент и активность: Учебник / Под ред. В.В. Белоус.- Пятигорск, 2002.- 221с.
34. Хухлаева О. В. Психология развития и психология развития: учебник для среднего профессионального образования / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; изд. О. В. Хухлаева. - М .: Юрайт, 2019. - 367 с.
35. Фуряева Т. В. Сравнительная педагогика. Дошкольное образование. - М .: Юрайт, 2020. - 336 с.
36. Эльконин Д.Б. Детская психология. -М., 2002. - С. 58-67.
37. Якушева Т.Г. О педагогическом такте учителя. -М., 1999.-103с.