Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном образовании применение информационно-коммуникационных технологий становится распространенным явлением. И правильное использование в образовательном процессе компьютера позволяет осуществлять полноценное развитие детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ - это обновление роли педагога, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Педагог обязан научить детей учиться, сохранить и развить их познавательную потребность, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
В концепции стандартов общего образования в Российской Федерации, отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Стоит отметить, что именно становление игровой деятельности в дошкольном возрасте является базовым для всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. В этом периоде закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются на дальнейших ступенях обучения.
Исходя из актуальности проблемы, была сформирована тема исследовательской работы: «Организация игровой деятельности дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий».
Цель работы: обосновать эффективность применения ИКТ, как условие организации игровой деятельности дошкольников.
Объект исследования: информационно-коммуникативные технологии.
Предмет исследования: применение ИКТ, как условие организации игровой деятельности дошкольников.
Задачи:
1. Выявить возрастные особенности детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте.
3. .Охарактеризовать особенности применения информационно-коммуникативных технологий для организации игровой деятельности дошкольников.
4. Выявить уровень развития игровой деятельности дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, синтез, обобщение материалов источников, анкетирование и анализ и обработка данных исследовательской работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст имеет большое значение как для физического, психического, эмоционального, так и для творческого развития ребенка. В нем выделяют три периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший дошкольный возраст (от 5 до 6-7 лет). Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности.
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и её структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, и наибольшей степени выраженные на психофизическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребёнку адаптироваться к социальным условиям и требованиям [7].
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение [12].
Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, куда уходит ночь, из чего сделаны звезды, почему корова мычит, а собака лает. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения. Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство. В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения — личностная, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм [19]. Но для бесед на эти темы требуется более высокий уровень развития интеллекта. Ради этой формы общения он отказывается от партнерства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ребенка к обучению в школе, где ему придется слушать взрослого, чутко впитывая все то, что будет говорить учитель.
Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А.В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественным опытом [цит. по 25].
На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка [29].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аммосова, В. В. Интегрированный урок. Пособие для учителей / В. В. Аммосова. - М., 2011 - 123 с.
2. Андреев, С. А. Разработка методологических и организационных путей совершенствования мультимедиа технологий / С. А. Андреев. - М.: Педагогика, 2012 - С. 90
3. Аствацатуров, Г. И. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров. М., 2002 – 26 с.
4. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. - М.: ИЦ «Академия», 2010.-192с.
5. Гальскова, К. Д. Организация учебного процесса / К. Д. Гальскова. - М., 2011 - 312 с.
6. Данченкова, С. Н. Развитие высших психических функций детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук: мастер-класс [Текст] / С. Н. Данченкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2015 - №1. – С.19 – 22
7. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2012 - 120 с.
8. Доронова, Т. Н., Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2014 – 224с.
9. Женина, Л. В. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательной школе / B. Женина. - Пермь: ПРИПИТ, 2004.
10. Зайцева, Л. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе / Л. А. Зайцева. — М., 2004.- 41 с.
11. Зеленцова, С. А., Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка / С. А. Зеленцова, И. И. Заздравных// Педагогика: традиции и инновации - Челябинск: Два комсомольца, 2011 - С. 82-84.
12. Зенкина, С. В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования / С. В. Зенкина // Педагогика. - 2018 - №6. - С. 22-28.
13. Иванова, Л. Ф. Современные подходы к контролю обученности обучающихся / Л. Ф. Иванова // Дидакт. - 2011 - №2. - с. 47
14. Калинина, С. А. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира / С. А. Калинина, Р. Р. Никифорова. // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. — Краснодар : Новация, 2015. — С. 127-130.
15. Кораблев, А. А. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2016 - 120 с.
16. Корень, А. В. Использование современных коммуникационных технологий в учебном процессе / А. В. Корень // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016 – № 8-5. – 29 с.
17. Нерода, М. В., Педагогическое сопровождение семейного воспитания / М. В. Нерода, Т. Н. Тебенева // Управление ДОУ. – 2005. - №6. -С. 91
18. Петухова, Е. И. Информационные технологии в образовании / Е. И. Петухова. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2013. – 39 с.
19. Тевс, Д. П., Подковырова, В. Н. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2017.- 45 с.
20. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001 – 336 с.
21. Федосов, А. Ю. Информационно-коммуникационные средств поддержки воспитательного процесса / А. Ю. Федосов // Информатика и образование – 2018 - №4 – 104 с.
22. Циулина, М. В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие / М. В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с.
23. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 808 с.