Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Коммуникативные способности - индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Успех человека зависит не только от силы его характера и жизненного везения.
Под коммуникативной личностью В.Б. Кашкин предлагает понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, формирующихся в коммуникативных процессах, как коммуникативную компетенцию индивида, его коммуникативный паспорт (И.А. Стернин), визитную карточку (И. Горелов). Коммуникативная личность - содержание, центр и единство коммуникативных действий, направленных на других коммуникативных личностей, коммуникативную личность.
Глава 1. Личность и ее развитие
1. 1. Понятие личности
Личность – индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.
Личность - характерный образ мышления, чувств и поведения. Личность охватывает настроения, отношения и мнения и наиболее ярко выражается во взаимодействии с другими людьми. Он включает в себя поведенческие характеристики, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого и которые можно наблюдать в отношении людей к окружающей среде и социальной группе. «Термин «личность» был определен по-разному, но как психологическое понятие развились два основных значения. Первый касается устойчивых различий, существующих между людьми: в этом смысле изучение личности, фокусируется на классификации и объяснении относительно стабильных психологических характеристик человека» . Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей одинаковыми и отличают психологического человека от других видов; он побуждает теоретика личности искать среди всех людей те закономерности, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на течение жизни. Эта двойственность может помочь объяснить два направления исследований личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей, а с другой - поиск организованной совокупности психологических функций, которая подчеркивает взаимодействие между органическими и психологическими событиями внутри людей и теми социальными и биологическими событиями, которые их окружают.
Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида (возрастно-половые, биохимические, нейродинамические и прочие) и социальных качеств, формируемых в той или иной среде. Понятие «личность» позволяет рассматривать человека как носителя определенных общественных ролей, а его деятельность соотносить с нормативно установленными принципами. В гуманистических философских концепциях личность рассматривается как высшая ценность, ради которой осуществляется общественное развитие.
«Под личностью понимаются индивидуальные различия в характерных образцах мышления, чувств и поведения. Изучение личности сосредоточено на двух широких областях: первая - это понимание индивидуальных различий в определенных личностных характеристиках, таких как общительность или раздражительность. Другой - понимание того, как различные части человека объединяются в единое целое» .
У каждого понятия есть свои особые черты, которыми он обладает. Всё дело в том, что в психологии термин «индивид» можно охарактеризовать благодаря ряду свойств. В первую очередь это: пол, возрастная категория, особенности телосложения, и характеристики функционирования мозговой деятельности. Во-вторых, можно смело отнести к свойствам индивида и другие задатки человека, к примеру, тип темперамента. Возрастные качества способны определить ряд характеристик человека, которые идентифицируют процесс его становления в результате онтогенеза.
1. 2. Формирование личности
Личностное развитие - это процесс на протяжении всей жизни. Это способ для людей оценить свои навыки и качества, рассмотреть свои цели в жизни и поставить цели, чтобы реализовать и максимизировать свой потенциал. Развитие личности играет важную роль не только в профессиональной, но и в личной жизни человека. Это делает человека дисциплинированным, пунктуальным и ценным преимуществом для его / ее организации.
«Возможно, наиболее влиятельной интегративной теорией личности является теория психоанализа, которая была широко распространена в течение первых четырех десятилетий 20-го века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Хотя его начало было основано на исследованиях психопатологии, психоанализ стал более общим взглядом на нормальное развитие и функционирование личности. Современные исследования личности в основном эмпирически и основаны на экспериментах» . Хотя они более точны и, следовательно, могут быть более достоверными, чем большая часть психоаналитических теорий, эксперименты по воле случая имеют более узкую область действия, чем грандиозные масштабы психоанализа. В 1940-х годах многие исследователи сосредоточились на интенсивных исследованиях отдельных черт характера и комбинаций черт, которые, казалось, определяли типы личности, такие как «авторитарная личность».
Фазы формирования личности описываются в современных источниках, которые придерживаются устоявшихся взглядов на этапы становления и берут во внимание факторы, влияющие на её развитие.
Кратко определить эти стадии можно следующими позициями:
-адаптация (период формирования навыков приспособления к социальным условиям);
-индивидуализация (самоидентификация и желание проявления личных особенностей);
-интеграция (форма поддержания социальных стремлений, взаимодействие с обществом), дающая позитивный результат;
-дезинтеграция (форма отвержения либо отверженности социумом, максимальный уход от общения), тормозящая либо останавливающая процесс развития;
-деградация (процесс обратного развития, в ходе которого субъект теряет уже обретённые навыки к деятельности и адекватность мышления).
Также научно выделен ряд факторов становления личности:
-внутренние – темперамент, волевые качества и мотивация;
-внешние – среда обитания субъекта (семейное и педагогическое воздействие и условия жизни);
-социальные – новые навыки и знания;
-биологические – наследственные и врождённые особенности.
Глава 2. Коммуникативное развитие личности
2. 1. Коммуникативные навыки и развитие личности
Личность относится к индивидуальным характеристикам, стилю, поведению, мышлению, отношению, его собственному уникальному способу восприятия вещей и видения мира. Генетические факторы, семейное происхождение, разнообразие культур, окружающая среда, текущие ситуации играют решающую роль в формировании личности.
Наряду с понятием коммуникативного потенциала личности многие исследователи используют в своих работах определение «коммуникативное ядро личности».
По представлению А.А. Бодалева в понятие «коммуникативное ядро личности» включается характерное для нее единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при прямых или опосредованных какими-то техническими средствами контактах индивида с различными людьми и общностями.
Вступая в общение с людьми или общностями, человек обнаруживает определенную направленность. Совокупность качеств, вместе взятые, составляют коммуникативное ядро личности. Итак, понятия «коммуникативные способности», как составная часть коммуникативного потенциала личности, «коммуникативные возможности», «коммуникативные качества», «коммуникативный потенциал», «коммуникативное ядро личности» отражают системный подход в изучении свойств личности необходимых для успешности общения.
Понятие «коммуникативные свойства личности» употребляется в психологии редко и применяется в основном в связи с профессиональной деятельностью.
Если человек научился грамотно формулировать свои мысли и говорить то, о чем он думает так, чтобы другим было понятно и интересно, то это обозначает, что он владеет коммуникативными навыками. При этом он так же хорошо понимает то, о чем ему говорят. Навыки эффективного общения играют решающую роль в оттачивании личности. Коммуникация помогает людям выражать свои мысли наиболее убедительно.
К коммуникативным навыкам также относится умение выслушать того, кто к тебе обращается с речью, умение быть внимательным слушателем, неравнодушным, отзывчивым, слушать тоже надо уметь. Человек, умеющий выслушать собеседника, реагирует на то, что слышит и мимикой, и жестами, и взглядом. То есть умение слушать – это тоже важный коммуникативный навык.
«Люди с хорошими коммуникативными навыками, как правило, обладают более яркой и впечатляющей личностью, чем те, у кого есть проблемы в общении, поскольку взаимодействие с другими не является для них проблемой. Люди с эффективными коммуникативными навыками могут легко общаться с другими людьми, будь то их коллеги по работе, сверстники, семья и так далее» .
Эффективные коммуникативные навыки укрепляют связь между людьми. Также говорят, что он улучшает межличностные отношения с другими людьми. Тщательный подбор слов важен для эффективных коммуникативных навыков. Уверенная речь - ключ к яркой и яркой личности.
Коммуникативным навыкам человек обучается всю жизнь, при этом все более совершенствуя их. Коммуникативность – это одна из составляющих общения, то есть его основы (умение говорить, слушать, понимать). Чем лучше овладевает человек коммуникативными умениями, тем он коммуникабельнее.
2. 2. Формирование коммуникативных особенностей личности
Мотивационный параметр личности определяется коммуникативными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если в этом нет необходимости, значит, общения нет, либо есть псевдокоммуникация, что, скорее всего, определяется психологической потребностью в коммуникативном процессе как таковом, а не в общении (одиночество, игровая социализация и т. Д.).
На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которую коммуникативная личность преследует на протяжении определенного периода коммуникативной активности (инструменты и тактика общения различаются).
«Когнитивный параметр включает в себя ряд характеристик, формирующихся в процессе накопления познавательного опыта человека в его внутреннем мире: знание коммуникативных кодов, способность к самоанализу и авторефлексии; самонаблюдение и самосознание, мета-коммуникативные навыки, умение адекватно оценивать когнитивный и коммуникативный уровень партнера, мифы и предрассудки, стереотипы и убеждения. Эффективность общения в значительной степени зависит от совместимости когнитивных характеристик партнеров по общению» .
Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность человека:
• Практическое владение вербальными и невербальными средствами для реализации коммуникативных функций;
• Умение варьировать коммуникативные средства в процессе общения в связи с изменением ситуации и условий общения;
• Формирование дискурса в соответствии со стандартами кодекса и правилами этикета.
Когнитивный параметр в этой модели - это связь между когнитивным опытом и компетенцией коммуникативной личности, ее коммуникативной потребностью и конкретной коммуникативной ситуацией.
В зависимости от того, как используется коммуникативный потенциал, человека можно отнести к тому или иному типу. Опытный коммуникант-манипулятор должен постоянно осознанно выполнять эту функцию (внимание к коду и процессу общения, корректировка его хода).
Заключение
Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.