Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что на данный момент в психологической науке всё большую необходимость приобретает изучение уровня психологического благополучия личности и возможного улучшения качества жизни людей, путём построения позитивного отношения к событиям реальности, которые формируются посредством способности субъекта к актуализации своей личности. Данное явление строится на таких аспектах как: удовлетворённость межличностными отношениями, способность реализовать свои возможности, способность быть независимым. Именно смысложизненные ориентации определяют характер отношения человека с другими людьми и с окружающей средой, также оказывают влияние на реализацию определённых потребностей человека. Из этого следует, что смысложизненные ориентации связаны с феноменом благополучия личности, а значит их изучение позволяет нам понять в чём заключается специфика психологического благополучия субъекта.
В зарубежной и отечественной литературе смысложизненные ориентации изучены достаточно подробно. Так, разработаны пути обретения смысла жизни. К.Г. Юнг считает, что он формируется у человека в процессе индивидуализации, М. Чиксентмихали связывает смыслообразование с присутствием у человека определённой цели, стремления её воплощения, готовность столкнуться с последствиями достижения цели.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1. Проблема психологического благополучия в научной литературе
Проблема психологического благополучия интересует психологов еще с середины 20 века и не теряет своей востребованности и в современном мире. Данный вопрос освещён во многих работах отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно отметить следующих исследователей (М. Аргайл, Н. Брэдберн, Э. Динер, К. Рифф, М. Селигман, Р. Эммонс, Н.К. Бахарева, М.В. Бучацкая, А.В. Воронина, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова и др.). Данная проблема напрямую связана с развитием такой области как позитивная психология, сторонники которой М. Селигман, М. Чиксентмихайи считают, что она призвана помочь человеку развить положительные черты характера, которые помогут достигнуть счастья.
В отечественной и зарубежной психологии выделяют свои подходы к определению понятия «психологическое благополучие». При рассмотрении данной проблемы в зарубежной психологии стоит обратить внимание на такие подходы как гедонистический и эвдемонический.
Согласно гедонистическому подходу, благополучие человека зависит от удовлетворённости или неудовлетворённости, которые образуются в результате влияния на человека определённых эмоций. Например, в структуре Н. Бредберн предусматривается баланс между «позитивными аффектами и негативными аффектами». [3, с.10]. Это означает, что жизненные ситуации, вызывающие положительные эмоции(радость, удовольствие, счастье) отражены в сознании как положительные эмоции-аффекты, а ситуации, в которых мы испытываем отрицательные эмоции отражаются в виде негативных эмоций-аффектов. Кроме того, представитель данного подхода М. Аргайл связывает понятие «психологическое благополучие» с понятием «счастье».
Автор считает, что «Счастье можно рассматривать как осознание своей удовлетворенности жизнью или как частоту и интенсивность позитивных эмоций. Индивидуально-психологически счастье предстает как переживание удовлетворенности жизнью, полноты бытия «Счастье можно рассматривать как осознание своей удовлетворенности жизнью или как частоту и интенсивность позитивных эмоций. «Индивидуально-психологически счастье предстает как переживание удовлетворенности жизнью, полноты бытия» [1, c. 42].
С точки зрения эвдемонического подхода, представителями которого являются К. Рифф, Э. Деси, Р. Райан, психологическое благополучие рассматривается как возможность самореализации человека, где ключевой момент играет личностный рост. Сторонники этого направления считают, что не только события, которые носят позитивный характер составляют основу психологического благополучия, но и негативные переживания могут повысить психологическое благополучие, так как происходит более глубокое осмысление жизни и личностных целей.
Так, К. Рифф считает, что психологическое благополучие это позитивное функционирование личности, которое определяют такие компоненты как: реализация своего потенциала, развитие личности, доверительные отношения с окружающими, наличие целей и стремление к их достижению и др. Вышеперечисленные структуры включены в модель психологического благополучия К. Рифф. В неё входят следующие 6 аспектов: личностный рост, целенаправленность жизни, контроль над окружением, позитивные отношения с другими, самопринятие, автономия.
1.2. Смысложизненные ориентации: определение, характеристика и особенности во взрослом возрасте
Проблема поиска смысла жизни является важнейшим вопросом, охватывающим различные научные отрасли. Данное явление занимает одно из ведущих мест в таких дисциплинах как теология, психология, философия. Мы можем встретить различные трактовки в определении представленного феномена, начиная с времён античности и заканчивая этапом современного времени. Первые попытки в объяснении того, что же представляет собой смысл жизни мы видим еще в 3 веке н.э. Например, Аристотель определял смысл жизни как стремление к счастью, состоящее из таких благ как тяга к познанию, возможность отдавать любовь другим и получать её от других, приобретение знаний и навыков.
Смысл жизни непосредственно оказывает влияние на направленность личности, которую выбирает для себя каждый человек, поэтому данное явление тождественен определению «смысложизненные ориентации». Рассмотрим трактовку последнего определения в работах психологов. Такие авторы как: В.Э. Чудновский, А.А. Бодолев, Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромов, Н.Л. Карпова считают, что смысложизненные ориентации представляют собой иерархию первоочерёдных и второстепенных смыслов, их непосредственное взаимодействие. Авторы отмечают, что изменения в структуре влиянии «больших» и «малых» смыслов друг на друга приводит к изменению сущностной характеристики смысла жизни [24, c. 130].
Более чёткое определение понятия «смысложизненные ориентации» впервые даёт А.Н. Леонтьев в 1947 году. Он считает, что «смысложизненные ориентации каждого человека – это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования» [18, c. 129]. Схожую трактовку в определении данного понятия даёт О.В. Смирнова. Согласно её взглядам смысложизненные ориентации – это вектор, который задаёт личности направление в поиске цели человеческого бытия [16, c. 64].
Кроме того, учёными выделяются категории смысложизненных ориентаций. Так, В. Франкл отмечает наличие следующих ценностей: ценности творчества (например: определённый труд человека), ценности переживания(в первую очередь это такое чувство человека как любовь) , ценности отношения (те отношения к ситуации выход из которой человек не в силах найти) [15, c.147].
По мнению Л.Н. Гумилёва ценности можно представить в виде уровней. Автор предлагает следующую структуру ценностей: первый уровень – трансцендентный, он содержит отношение людей к определённым религиям и идеологиям. Человек в данном случае стремится найти ориентиры в жизни не связанные с материальными благами. Второй уровень – культурные ценности и ценности общества. Здесь автор говорит о видение человеком своего смысла жизни в том, чтобы служить своей Отчизне и обществу в целом. Третий уровень отражает индивидуальные ценности человека, которые для каждого представлены в определённых сферах жизни. Однако учёный говорит о том, что в большинстве своём первостепенные ценности для каждого человека во все времена являются одинаковыми. Так, среди таких ценностей он отмечает: здоровье, стремление к получению статусной должности, успех в деятельности, создание семейных уз [6, c. 42].
Также учёными придаётся немаловажное значение рассмотрения вопроса о становлении и изменении смысложизненных ориентаций на протяжении всей жизни человека. Изучение особенностей смысложизненных ориентаций в период взрослости должно производиться в совокупности с изучением характеристики изменения всех составляющих, оказывающих влияние на личность в определённом периоде, а именно биологический и социальный факторы, так как именно среда, в которую попадает человек и физиологическая сформированность субъекта оказывает влияние на приобретение тех или иных ценностей.
Период взрослости в первую очередь знаменуется завершением формирования важнейших биологических составляющих индивида.
1.3. Связь психологического благополучия личности и смысложизненных ориентаций взрослых людей
Психологическое благополучие и смысл жизни являются одними из самых востребованных направлений исследования в современной социальной психологии и психологии личности. Особенную актуальность изучение рассматриваемой проблематики приобретает в период ранней взрослости, поскольку для формирующейся личности важно испытывать ощущение благополучия, удовлетворенности жизнью, так как это будет способствовать формированию адекватной картины мира и своего места в нем, что в свою очередь позволит найти смысл жизни и свое истинное призвание.
Исследователи отдают большое значение рассмотрению взаимосвязи психологического благополучия и смысложизненных ориентаций. Среди учёных, занимающихся данным вопросом можно отметить следующие имена: В. Э. Чудновский, Л.В. Куликов, П.П. Фесенко, М. Аргайл, М. Фридмен, Д.В. Щебельская.
Данные явления имеют взаимовлияющие друг на друга компоненты Так, изучению составляющих именно психологического благополучия личности предусматривается определение не только (и не столько) прямой оценки удовлетворенности жизнью или уровня счастья, но, прежде всего, представлений о соотношении жизненных событий, их цепочек и целостного бытия с ценностно-смысловыми образованиями. Такое исследование открывает перспективы анализа психологической картины благополучия, ее мировоззренческих факторов, важно для понимания содержательной организации этого явления, выявления тех новообразований личности, определяются условиями социализации, ее ситуативного и глубинного традиционного, что вытекает из истории жизни и отношений многих поколений (Д.А. Леонтьев) [13, с.507].
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
2.1. Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования – выявить особенности смысложизненных ориентаций взрослых людей с разным уровнем психологического благополучия.
Гипотеза исследования: взрослые люди с разным уровнем психологического благополучия будут иметь свои особенности в структуре смысложизненных ориентаций, а именно взрослые люди с высоким уровнем психологического благополучия больше направлены на осмысленность жизни, её цели, эмоциональную насыщенность жизни и самореализацию в отличие от взрослых людей с низким уровнем психологического благополучия, в жизни которых не отмечается стремления к реализации вышеописанных компонентов.
2. Шкала психологического благополучия К. Рифф, в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко позволяет оценить субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия.
Опросник содержит 84 пункта, при этом на каждую из шести шкал приходится по 14 утверждений.
Бланк методики представляет список утверждений, испытуемому необходимо выразить степень своего согласия или не согласия с тем или иным утверждением, поставив отметку на шкале, содержащей 6 возможных градаций от «абсолютно согласен» до «абсолютно не согласен».
Обработка результатов сводится к подсчёту набранных баллов и переводу баллов в тех случаях, когда пункт имеет обратную связь с базовой характеристикой благополучия. Набранные баллы суммируются в следующие шкалы: «Самопринятие», «Автономия», «Управление средой», «Личностный рост», «Позитивные отношения с окружающими», «Цели в жизни». Далее рассчитывается индекс общего психологического благополучия путем суммирования баллов, полученных по всем шести шкалам теста.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Приступим к анализу и интерпретации полученных нами результатов в исследовании. Сначала раскроем особенности СЖО взрослых людей, которые мы изучили с помощью методики «Смысложизненные ориентации взрослых» (Д.А. Леонтьева) (рисунок 2.1).
Средний балл показателя смысложизненных ориентаций взрослых людей в целом по выборке наиболее выражен по шкале «Цели в жизни» (Мх = 26,3). Взрослые люди имеют какие-то цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, но эти цели не всегда ясные. В целом, они живут сегодняшним днем.
Шкала «Процесс жизни» у испытуемых выражена на среднем уровне (Мх = 24,8). То есть взрослые люди воспринимают процесс своей жизни как в меру интересный, но не всегда эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. В целом, у них средняя удовлетворенность своей жизнью в настоящем.
Локус контроля – жизнь (Мх = 24,1) у испытуемых выражен на среднем уровне. Они верят в то, что человек может контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, но некоторые аспекты жизни не подвластны сознательному контролю.
Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией (Мх = 21,1) у испытуемых находится в пределах нормы, но ближе к низким значениям. Взрослые люди несколько критично оценивают пройденный отрезок жизни, ощущают, что он был недостаточно продуктивен и осмыслен.
Шкала «Локус контроля – Я» (Мх = 18,3) у испытуемых выражена на среднем уровне. В целом взрослые люди представляют себя как личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле, но также они считаю, что не все события собственной жизни можно контролировать.
Таким образом, на основе результатов выяснилось, что в среднем, жизнь испытуемых является достаточно осмысленной. Взрослые люди достаточно целеустремленны, но несколько не удовлетворены своей жизнью в настоящем и прошлом. Они считают, что обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями, о ее смысле, и считают, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, хотя некоторые вещи не подвластны сознательному контролю.
У большинства испытуемых (54%) средняя осмысленность жизни. Они удовлетворены некоторыми аспектами своей жизни в настоящем, не всегда имеют четкие цели в будущем, считают, что могут что-то изменить в своей судьбе, но какие-то события их жизни не подвластны контролю.
У 30% респондентов мало осмысленная жизнь они не удовлетворены своей жизнью в настоящем, не имеют ясных целей в будущем, считают, что мало могут изменить что-то в своей судьбе.
У 16% взрослых людей выявлена высокая осмысленность жизни, у них есть жизненные цели и они получают удовлетворение при их достижении, уверены в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи и добиваться результатов.
Результаты сравнительного анализа показали значимые различия на уровне тенденции у женщин и мужчин в показателях осмысленности жизни и локуса контроля Я. То есть отмечаются тенденции, что жизнь женщин немного более осмыслена, они более целеустремленны, больше уверены в контроле своей жизнью, нежели мужчины.
2.3. Психологические рекомендации взрослым людям по развитию психологического благополучия личности
Работу по развитию психологического благополучия личности следует проводить поэтапно.
Первый этап – ориентировочный, когда изучается запрос, проводится наблюдение за особенностями поведения, используются психодиагностические методы изучения эмоционально-личностных особенностей, взаимоотношений в семье, коллективе, отношений со значимыми людьми.
Не следует задавать прямых вопросов о душевном состоянии, лучше спросить о режиме дня, учебе, работе, хобби, можно одновременно выяснить ряд вопросов касающихся друзей и семьи.
После установления контакта можно переходить к вопросам, непосредственно относящимся к личностным особенностям, что помогает понять психологические причины его состояния. Обсуждаются также вопросы, касающиеся характера, взаимоотношений со друзьями, отношения к родителям, старшим.
Второй этап – развивающий, на котором проводится психологическая работа. Прежде всего, работа с самоотношением и ценностными ориентациями человека. Используются различные тренинговые упражнения, направленные на самопознание, осознание жизненной цели, на саморазвитие, личностный рост.
Эффективно включать в работу методы арт-терапии.
Музыкотерапия – это направление арт-терапии, подразумевающее лечение при помощи музыки. Терапия музыкой является системой психологической коррекции не только психического, но и физического здоровья индивида путем музыкально – акустических вибраций. Сеансы могут проводиться как сидя, так и лежа, в зависимости от целей. Перед началом сеанса направляющий устанавливает психологический контакт с клиентом, объясняет цели, задачи и необходимый итоговый результат. Сеанс музыкотерапии можно разделить на три этапа: подстройка, введение, закрепление. На этапе подстройки подбирается мелодия наилучшим образом соответствующая состоянию и настроению клиента. На втором этапе музыкальное произведение должно «нейтрализовать» отрицательные чувства, утешить, вселить надежду. На этапе закрепления – музыка должна вселить веру в себя и свои силы, зафиксировать достигнутый результат.
Библиотерапия – использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения.
Психотерапевтическое воздействие чтения проявляется в том, что описываемые в произведении ситуации, особенности их восприятия героями (связанные с ними чувства, переживания, желания, мысли), восполняют недостаток собственных образов, опыта и представлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей смысложизненных ориентаций взрослых людей с разным уровнем психологического благополучия. Актуальность проблематики обусловлена тем, что на данный момент в психологической науке всё большую необходимость приобретает изучение уровня психологического благополучия личности и возможного улучшения качества жизни людей, путём построения позитивного отношения к событиям реальности, которые формируются посредством способности субъекта к актуализации своей личности. Уровень психологического благополучия непосредственно зависит от ориентиров, которые ставит перед собой человек. Высокий уровень благополучия означает наличие у человека осмысленности жизни, присутствие чётких целей, планов, имеющих определённую структуру.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл / Под ред. М.В. Кларина; Пер. с англ. / М.: Прогресс, 2007. – 403 с.
2. Беляев, Г.Ю., Беляева, А.В., Микитенко, А.А. Формирование смысложизненных ориентаций на уровнях ценностей воспитания как профилактика суицидальных рисков у студентов [Текст] / Г.Ю. Беляев и др. // Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука ХХI века / Индивидуальный предприниматель Акелян Нарине Самадовна. – Краснодар, 2013. – Т VII. – С. 46-69.
3. Бородкина, Е.В. Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия / Е.В. Бородкина. – Текст: непосредственный // Молодой учёный. – 2009. – № 2(2). – С. 90-93. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/2/160/ (дата обращения: 21.04.2021).
4. Бочарова, Е.Е. Взаимосвязь субъективного благополучия личности и этнокультурной характеристики представителей контактирующих этносов [Текст] / Е.Е. Бачарова. // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 8. – С. 185-201.
5. Бредберн, Н. Структура психологического благополучия [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. Бредберн. – Ярославль: Изд-во Инфа, 2005. – 13 с.
6. Ветошкина, Н.Л., Кащенко, А.С. Особенности содержания смысложизненных ориентаций в молодёжной культуре. [Текст] / Н.Л. Ветошкина, А.С. Кащенко // Социальная интеграция и развитие этнокультур в еврозийском пространстве. – 2019. – № 8. – С. 332-334.
7. Воронина, А.В. Проблема психического здоровья и благополучия: Обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа. [Текст] / А. В. Воронина. // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 21. – С. 142-147.
8. Гаусс Э. В., Васильева О. С. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и представлений о счастье в разных возрастных группах [Текст] / Э. В. Гаусс, О. С. Васильева // Сб. тр. конф. «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни». – Ростов-на-Дону, 2014. – С. 36-38.
9. Гаусс Э. В., Васильева О. С. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и представлений о счастье в разных возрастных группах [Текст] / Э. В. Гаусс, О. С. Васильева // Сб. тр. конф. «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни». – Ростов-на-Дону, 2014. – С. 36-38.
10. Гнездилов, Г.В., Курдюмов А.Б., Кокорева Е.А. Возрастная психология и психология развития [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г.В. Гнездилов и др. – Москва: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2013. – 204 с.
11. Д. А. Леонтьев. Психология смысла [Текст]: Учебник / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2014. – 511 с.
12. Долгова, В.И., Аркаева, Н.И. [Текст]: Учебник / В.И. Долгова., Н.И. Аркаева. – Челябинск.: «Искра-профи», 2012. – 229 с.
13. Зайнуллина, Ю.С., Зиннатулина, А.Ф., Кириякова., Мухамадиева, М.Н., Сафин, И.Г. Смысложизненные ориентации и психологическое благополучие у студентов, активно занимающихся спортом [Текст] / Ю.С. Зайнуллина и др. // Территория инноваций. – 2018. – № 11. – С. 38-43.
14. Зотова, О.Ю. Психологическое благополучие личности [Текст]: Учебник / О.Ю. Зотова. – Екатеринбург : Изд-во Гуманитарный университет, 2017. – 312 с.
15. Ильин, Е.П. Психология взрослости [Текст]: Учебник / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 542 с.
16. Карапетян, Л.В. Исследование благополучия в отечественной психологии. [Текст] / Л.В. Карапетян. // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева – 2017. – № 2. – С. 132-137.
17. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Кузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. [Текст]: Учебник / А. А. Кроник и др. – М.: Смысл, 2003. – 284 с.
18. Паттурина, Н.П. Проблема зрелости в современной психологии [Текст] / Н.П. Паттурина. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2006. – № 17. – С. 113-126.
19. Погорская, В.А., Чернявская, В.С. Ценностные ориентации лиц с высоким и низким уровнями субъективного благополучия. [Текст] / В. А. Погорская., В.С. Чернявская // Российский психологический журнал. – 2017. – № 3. – С. 88-105.
20. Психологическое благополучие личности как один из показателей психологического благополучия личности [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Красноярск, 28-29 нояб. 2014 г. / А.Ю. Будаева, О.А. Халифаева.; науч. ред. и сост. И. О. Логинова. – Красноярск: Изд-во Версо, 2014. – 127 с.
21. Ревушкина, М.Б. Представление ценностях в учениях В. Франкла. [Текст] / М.Б. Ревушкина. // Вестник томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2015. – № 2(30). – С. 145-153.
22. Сахарова, Т.Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности. [Текст] / Т.Н. Сахарова. // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2012. – № 10-2. – С. 156-160.
23. Сахарова, Т.Н. Особенности смысложизненных ориентаций людей зрелого возраста [Текст] / Т.Н. Сахарова. // Развитие личности. – 2011. – № 9. – С. 102-116.
24. Смирнова, О.В. Особенности смысложизненных ориентаций личности в возрасте средней взрослости [Текст] / О.В. Смирнова. // Еврозийское научное объединение. – 2020. – № 21. – С. 363-365.
25. Федина, Л.В. Содержание смысложизненных ориентаций студентов педагогов-психологов [Текст] / Л.В. Федина. // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 9. – С. 78.
26. Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности [Текст]: автореф. дис. канд. психол.наук / П.П. Фесенко. – Москва : Изд-во Рос. гос. Гуманитар. ун-т (РГГУ), 2005. – 24 с.
27. Чудновский, В.Э., Бодалев А.А., Вайзер, Г.А., Вахромов, Е.Е., Карпова, Н.Л., Суворов, А.В. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности [Текст] / В.Э. Чудновский и др. // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 34-48.
28. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности [Текст]: Учебник / Р.М. Шамионов. – Саратов.: «Научная книга», 2004. – 296 с.
29. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон / Под ред. А.А. Алексеева; Пер с англ. / СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416 с.
30. Kоnareva I.N. and Sergienko M.I., Peculiarities of loneliness and life satisfaction in the late age, Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 1 (67), 4, 182 (2015).
31. Kоnareva I.N. and Sergienko M.I., The features of machiavellianism and communicative behavior in adolescence, Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 3 (69), 1, 56 (2017).
32. Sergienko M.I. and Kоnareva I.N., Peculiarities of self-attitudes and the level of claims among the working and non-working pensioners, Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 1 (67), 1, 166 (2015).