Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди важнейших событий современной истории особое значение имеет объединение двух германских государств. Присоединение ГДР к ФРГ существенно изменило как экономическую, так и политическую ситуацию в Германии. Роль Германии в Европе и в международных отношениях по всему миру значительно возросла. Федеративная Республика Германия (ФРГ) расположена в центре Европы. Объединение подвело черту под сложной и многогранной проблемой и стало окончательным решением германского вопроса, возникшего в результате Второй мировой войны.
Немецкий народ воссоединился в единое государство. Рассадник международной напряженности в Центральной Европе устранен. С экономической точки зрения объединенная Германия - индустриальная страна. Он имеет высокие экономические показатели и является одной из крупнейших и наиболее развитых стран мира. Основными внешнеторговыми партнерами в 1990-е и 2000-е гг. Были Россия, США и страны ЕС.
Глава I. «Перестройка» в СССР и ее влияние на международные отношения
I.1. Внутренние процессы в СССР и их итоги
В начале 1980-х годов советская экономическая система исчерпала свой потенциал развития и превзошла свое историческое время. После индустриализации и урбанизации управляемая экономика не смогла модернизироваться, то есть глубоких преобразований, охватывающих все аспекты жизни общества. Во-первых, в радикально изменившихся условиях он не смог гарантировать хорошее развитие производительных сил, защитить права человека и сохранить международный престиж страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, работающим и альтруистическим населением все больше отстает от Запада. Советская экономика не могла удовлетворить растущий спрос на разнообразие и качество товаров народного потребления.
Промышленные предприятия, не заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отказывались даже от 80% новых технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики отрицательно сказалась на обороноспособности страны. В начале 1980-х годов СССР начал терять конкурентоспособность в единственной отрасли, в которой он успешно конкурировал с Западом в области военной техники .
Экономическая база страны больше не соответствует положению великой мировой державы и нуждается в срочном обновлении.
В то же время колоссальный рост образования и осведомленности людей в послевоенный период, появление поколения, не знавшего ни голода, ни репрессий, сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей людей, бросили вызов. сами принципы, лежащие в основе советской тоталитарной системы. Сама идея плановой экономики рухнула. Все чаще планы государства не реализовывались и постоянно перекраивались, нарушались пропорции в отраслях народного хозяйства. Утрачены достижения в области здравоохранения, образования и культуры.
Стихийное вырождение системы изменило весь образ жизни советского общества: были перераспределены права менеджеров и компаний, усилились ведомственность и социальное неравенство.
Изменился характер производственных отношений внутри компаний, стала падать дисциплина труда, распространились апатия и равнодушие, воровство, неуважение к честному труду, зависть тех, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось неэкономическое принуждение к работе. Советский, отчужденный от распространения произведенного продукта, стал исполнителем, который работает не по совести, а по принуждению. Идеологическая мотивация работы, сложившаяся в послереволюционные годы, была ослаблена вместе с верой в скорое торжество коммунистических идеалов .
В начале 80-х годов прошлого века все без исключения слои советского общества испытывали психологический стресс. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких изменений, но интерес к ним был другим. Более широкой и информированной советской интеллигенции становилось все труднее переносить подавление свободного развития культуры и изоляцию страны от внешнего цивилизованного мира. Он остро осознавал вред ядерного противостояния с Западом и последствия войны в Афганистане.
Интеллектуалы хотели истинной демократии и свободы личности.
Большинство рабочих и служащих связывали необходимость перемен с лучшей организацией и заработной платой, более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства надеялась стать истинным хозяином своей земли и своего труда .
Однако в конечном итоге совершенно другие силы определили направление и характер реформы советской системы. Они были продиктованы экономическими интересами номенклатуры советского правящего класса. Его разработка заканчивается в начале 80-х годов. Номенклатура отягощена коммунистическими условностями, зависимостью личного благополучия от служебного положения. Чтобы защитить себя, узаконить свое правление, он пытается изменить социальную систему в своих интересах. Чтобы стать независимой от правительства и стать настоящим собственником, номенклатура должна была уничтожить государственно-социалистическую собственность и соответствующую государственную надстройку, которые десятилетиями были основой ее правления и процветания. Этот шаг расколол объединенный правящий класс. По одну сторону «баррикад» стояли так называемые «партократы», привыкшие видеть в правительственных учреждениях не более чем кормушку и ни за что не нести ответственности.
В узко эгоистических интересах "партократы" стремились любой ценой сохранить устаревшую систему. Другая, большая часть правящего класса, объективно действующая в интересах всего общества, бессознательно поддерживала радикальные оппозиционные силы, требовавшие обновления и реформ.
Таким образом, к началу 1980-х годов советская тоталитарная система фактически лишилась поддержки значительной части общества.
В условиях монопольного господства в обществе одной партии - КПСС и наличия мощного репрессивного аппарата изменения могли начаться только «сверху». Высшее руководство страны четко осознавало, что экономика нуждается в реформировании, но никто из консервативного большинства Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя ответственность за реализацию этих изменений.
Смерть Леонида Брежнева в ноябре 1982 года и приход к власти более здорового политика Юрия Андропова пробудили в обществе надежды на возможные перемены к лучшему в жизни.
Ю. В. Андропов, много лет руководивший КГБ, яснее других видел катастрофическое состояние советской экономики, коррупцию и разложение общества. Он отличался от многих политиков своего поколения своей высшей культурой и политическим реализмом. Андропов стремился увидеть общество в реальной динамике со всеми его возможностями и потребностями.
Новый советский лидер поставил перед собой цель разгрузить страну, преодолеть экономические трудности, укрепить дисциплину на производстве, в партийном и государственном аппарате. Плохое здоровье не позволяло Андропову осуществить все задуманное, в том числе и в области национальной политики. Но за те 15 месяцев, что он был у власти, привычные победные репортажи стали уступать место критическим оценкам состояния советского общества.
Глава II. Процесс объединения Германии как фактор международной политики
II.1. Характеристика советско-германских отношений во второй половине 1980-х гг.
В процессе объединения Германии исследователи придавали большое значение перестройке в СССР, которая оказала большое влияние на менталитет граждан ГДР. Народ Восточной Германии устал от ситуации в стране, где правительство не желало предпринимать конструктивных шагов в направлении реформ и соблюдало строжайшие правила, которые не позволяли людям свободно выражать свои мысли и бороться за свои права. Даже призывы Михаила Горбачева к переменам не находили должного отклика со стороны властей ГДР. Решающим шагом на пути к гласности, демократизации и перестройке общественного строя стало проведение в октябре 1989 года волны тысяч демонстраций, приведших к смене власти в ГДР. Новый генеральный секретарь СЕПГ Э. Кренц урегулировал многие вопросы, послужившие «зародышем» для обновления социальной и политической жизни страны. Он встретился с ведущими представителями церкви, участвовал в дискуссиях с представителями рабочего класса по острым политическим вопросам, снял запрет на публикацию оппозиционного журнала Sputnik .
Под влиянием произошедших изменений Государственный совет ГДР объявил амнистию всем осужденным к лишению свободы за незаконное пересечение границы с ФРГ. Горбачевская перестройка и непригодная для использования бюрократическая система Восточной Германии изменили баланс сил между двумя немцами, после чего процесс объединения перешел в руки Западной Германии. Все эти события отражены в научной литературе. .
Учитывая, что канцлер Г. Коль сыграл важную роль в процессе объединения, неудивительно, что исследователи обратили внимание на эту красочную фигуру. К.С. Вяткина в своем произведении «Гельмут Коль» проанализировал морально-этические условия формирования личностных качеств будущего «объединителя немецких земель», охарактеризовал особенности времени начала его политической деятельности. Автор отмечает, что «Коль был проникнут идеей германского единства в высшем классе гимназии, и в последующие годы он даже не выказывал тени сомнения в том, что он сможет дать свой ответ на этот вопрос. «Немецкий вопрос». Так и случилось. Исследователь отмечает, что преодолеть разделение Германии было очень непросто.
После избрания в ландтаг земли Рейнланд-Пфальц Г. Коль был своего рода представителем молодых христианских демократов, пытающихся продемонстрировать независимость по ряду проблемных вопросов. В частности, они выступали против коррупции и кумовства в партийных рядах, засилья старых чиновников. Автор отмечает, что в мае 1963 г. фракция ХДС, избравшая своим президентом Г. Коля, сумела создать второй центр политической власти. Одна из его уникальных характеристик как политика, по мнению К.С. Вяткин, умение формировать команду, предлагать людям еще неизвестным, но предприимчивым, видеть в них перспективных организаторов и руководителей. Его противники также признали этот дар выбора «правильных ударов».
Несмотря на довольно быструю и успешную политическую карьеру (в 37 лет Г. Коль уже занимал пост премьер-министра страны) и вхождение в элитный класс западногерманского общества, он был полностью свободен от какой-либо «звездной болезни», по словам исследователю. Напротив, как отмечал историк, Г. Коль считал важным встречаться с простыми людьми, общаться с ними, обсуждать такие острые внутренние проблемы, как отношения между властью и оппозицией, профсоюзами и предпринимателями, а также реализацию демократические права в земле Рейнланд-Пфальц и по всей стране.
Политик убедил сограждан в необходимости сильной государственной власти для достижения стабильности и порядка в обществе. По мнению автора, главной задачей Г. Коля как премьер-министра страны было поднять уровень и развитие современного государства и критиковать недостатки демократической жизни. Возглавляемое им правительство проводило политику, благодаря которой Германия осознала себя гражданами объединенной Европы. Исследователь, подчеркивая этот аспект, пытается обосновать тезис о том, что миссия Г. Коля в 1990 году, когда Германия объединилась, не была случайной, что она была предопределена всей деятельностью сегодняшнего политика.
В семидесятые годы. Г. Колю удалось провести административную реформу, которая способствовала сокращению административного персонала. В 1973 году он стал председателем крупнейшей оппозиционной партии и столкнулся с проблемой своего отношения к «новой восточной политике» В. Брандта. Как известно, это привело к признанию послевоенных границ в Европе, заключению целого ряда договоров с Советским Союзом, Польшей, Чехословакией и ГДР. Г-н Коль четко осознавал важность этих международных соглашений, несоблюдение которых повлечет за собой значительные осложнения.
Заключение
Для СССР Западная Германия имела стратегическое значение, она была форпостом коммунистического мира. В случае агрессии здесь в разные годы сосредоточивалась группировка советских войск численностью от пятисот тысяч до трех миллионов человек. Число базировавшихся здесь танков, бронетехники и самолетов исчислялось десятками тысяч. По сути, ГДР сыграла роль щита, и еще более удивительным является рвение и поспешность, с которыми Москва пыталась «вернуть» республику на «исторический след».
Переговоры между генсеком СССР Михаилом Горбачевым и канцлером Германии Гельмутом Колем о будущем Германии изначально носили отдельный характер: западные немцы узнали о намерениях советских властей только постфактум. Историки также отмечают, что, обсуждая очередное «воссоединение», Горбачев практически пошел по стопам Коли, согласившись со всеми выдвинутыми условиями. Кроме того, Москва приложила большие усилия, чтобы убедить Париж и Великобританию объединиться, которая после Второй мировой войны получила контроль над двумя из четырех немецких оккупационных зон.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Акопов С.Г. История России. 1953-1996. Личности и эпохи/ С. Г. Акопов, Н. Д. Гуреев. - М.: «Наука», 1997. – С. 154.
2. Ахтамзян А.А. Федеративная Республика Германия в конце XX века. // Новая Новейшая История, 1999. - №4. С. 23.
3. Вяткин, К. С. Гельмут Коль // Вопросы истории. 1995. № 3. С. 47- 51.
4. Горбачев М. С. Как это было: Объединение Германии. М.-СПб., 1999.
5. Козлов В. А. Крамола инакомыслия в СССР при Хрущеве и Брежневе 1953-1982 годы. По рассекреченным документам Верховного Суда и Прокуратуры СССР / В. А. Козлов // Отечественная История – 2003. - №4. – С.103.
6. Кузьмин И. Н. Крушение ГДР: История. Последствия. М., 1996.
7. Максимычев И.Ф. Крушение. Реквием по ГДР. - М.,1993. С. 72.
8. Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз? / Р. А. Медведев // Отечественная История – 2003. - №4. – С. 113.
9. Ольсевич Ю. Экономический кризис: причины или следствия «перестройки»: к дискуссиям на Западе / Ю. Ольсевич // Вопросы экономики – 1992. - №6. – С. 64.
10. Остапкович Г. О социиально-экономическом развитии СССР на рубеже 80-90-х гг. / Г. Остапкович //Вопросы экономики – 1998. - №7. – С. 156.
11. Орлов А. С. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: «Проспект», 2000. – С. 357.
12. Павлов Н.В. Германия между Бонном и Берлином//Международная жизнь. 2004. - №3. С. 38.
13. Терехов В. П. Как «закрывался» Германский вопрос // Международная жизнь. 1998. № 8. с. 62–95.
14. Цыганов В.Б. История государственного управления в России: Учеб. пособие: В 2 ч., Ч.2 – 2-е изд., с изм. и доп./ В. Б. Цыганов – Екатеринбург: «Полиграфист», 2000. – С. 306.
15. Чернова М. От застоя к перестройке / М. Чернова // История ПС – 1997. - №33. – С. 431.
16. Чистякова О. И. История отечественного государства и права: Учебник: В 2 ч., Ч. 2/ О. И. Чистякова – М.: «Право», 1997. – С. 250.