Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция РФ (ч. 3 ст. 19) определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы, это соответствует ст. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах, где также закреплены равные возможности мужчины и женщины для реализации своих прав. Это положение не должно истолковываться буквально.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что общепризнаны социальное значение материнства и роль женщины в продолжении рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях в этой сфере (ст. 38 Конституции РФ). Особая забота государства о материнстве и детстве также отражена в Трудовом кодексе РФ, в котором отдельно предусмотрены особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязательствами. Для таких лиц предусматриваются различные гарантии и льготы.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с провозглашением и реализацией прав женщин.
Предметом настоящей работы являются нормы действующего законодательства, закрепляющие права женщин.
Задачами работы ставится:
• изучить понятие и особенности прав женщин в системе российского законодательства;
• рассмотреть реализацию прав женщин в Российской Федерации;
• проанализировать международные договоры, затрагивающие права женщин;
• исследовать концепции и декларации по вопросам прав женщин.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ППРАВ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
1.1. Понятие и особенности прав женщин в системе российского законодательства
Социальные права и свободы как собирательная категория представляют собой группу прав, направленных на обеспечение и защиту общественно значимых материальных и иных благ. В структуре социальных прав можно выделить: во-первых, право на охрану здоровья и медицинскую помощь (в том числе право на благоприятную окружающую среду) и, во-вторых, право на социальное обеспечение.
Для начала предлагается рассмотреть право на охрану здоровья и медицинскую помощь (далее также - право на охрану здоровья), которое непосредственно установлено ч. 1 ст. 41 Конституции России. Также Конституция России определяет, что медицинская помощь осуществляется государственными, муниципальными и частными учреждениями здравоохранения (ч. ч. 1 и 2 ст. 41), причем в государственных и муниципальных учреждениях - бесплатно. Конституция РФ конкретизирует сферу государственной деятельности по обеспечению охраны здоровья: принятие и реализация федеральных программ укрепления здоровья населения, развитие физической культуры и спорта, способствование санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию (ч. 2 ст. 41). Экологическое благополучие Конституцией России закреплено отдельно - ст. 42 и заключается в праве на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Правовое регулирование рассматриваемых отношений на основе положений Конституции России продолжено в Федеральных законах от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (далее - Закон N 323-ФЗ) и от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-ФЗ) и проч.
Статьей 52 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены особые права беременных женщин и кормящих матерей на обеспечение полноценным питанием, а также право детей в возрасте до трех лет на обеспечение полноценным питанием.
Частью 3 ст. 52 определены основные параметры механизма реализации соответствующих прав:
1) основанием для получения питания является заключение врача;
2) обеспечение питанием происходит через специальные пункты питания и организации торговли. Данный способ распространения (доведения до потребителей) продуктов питания не является единственным;
3) обеспечение питанием регулируется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлены лишь наиболее общие требования, касающиеся обеспечения питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей до трех лет. Установление механизма реализации прав указанных категорий граждан в части полноценного питания отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Проведенный анализ показывает, что в настоящее время имеется нескольких проблем, связанных с разнообразием подходов в различных субъектах Российской Федерации, касающихся регулирования права матерей и детей на обеспечение полноценным питанием.
В ряде субъектов Российской Федерации устанавливаются дополнительные по сравнению со ст. 52 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» требования к лицам, обладающим данным правом. Например, Закон Московской области конкретизирует, что в отношении беременных женщин требуется заключение врача акушера-гинеколога, а в отношении кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет - заключение участкового врача-педиатра.
Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 12.01.2007 N 1 «Об обеспечении детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания в Республике Башкортостан» право на бесплатное обеспечение продуктами детского питания имеют дети в возрасте от 0 до 2 лет 11 месяцев 29 дней, постоянно проживающие в Республике Башкортостан, состоящие на амбулаторном учете по месту жительства в учреждениях здравоохранения Республики Башкортостан, находящиеся на смешанном или искусственном вскармливании, в семьях, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на ребенка, установленной в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 4 Закона Республики Башкортостан «О порядке определения и установления потребительской корзины и прожиточного минимума в Республике Башкортостан». В Определении Верховного Суда РФ от 05.03.2014 N 49-АПГ14-3 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 29.11.2013, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 2 Положения о порядке бесплатного обеспечения детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания, утв. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.01.2007 N 1 (в ред. Постановлений от 3 апреля и 5 апреля 2013 г.)» была сформулирована позиция, согласно которой обеспечение граждан полноценным питанием на бесплатной основе относится к сфере социальной поддержки и социального обеспечения семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей). Следовательно, соответствующие обязательства являются полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Поэтому органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры социальной поддержки граждан с учетом возможностей соответствующего бюджета.
Данная позиция, высказанная высшим судом Российской Федерации, представляется весьма спорной, поскольку не учитывает ряд обстоятельств:
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установил закрытый перечень требований к лицам, которые обладают правом на полноценное питание. Сужение круга лиц, первоначально определенного нормой Федерального закона, - это прямое несоблюдение предписаний ч. 3 ст. 55 Конституции РФ;
исходя из того что право на полноценное питание зафиксировано в ст. 52 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которой закреплены права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья, данное право следует относить к правам в сфере охраны здоровья граждан. Соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в таком случае предопределяются исходя из такого направления регулирования, как «координация здравоохранения», а не «социальная защита, включая социальное обеспечение» (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ);
право на получение медицинского питания является не средством социальной защиты, а элементом права на медицинскую помощь, поскольку в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЯНИКОВ
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Заключена 21.12.1965 // Ведомости ВС СССР. 18 июня 1969 г. N 25. Ст. 219.
3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Заключена 18.12.1979 // Ведомости ВС СССР. 23 июня 1982 г. N 25. Ст. 464.
4. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Заключена 18.12.1990 // Советский журнал международного права. 1991. N 3 - 4. С. 136 - 172.
5. Венская Конвенция о праве международных договоров. Заключена в Вене 23.05.1969 // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLII, 1988.
6. Конвенция о правах инвалидов. Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 // Собрание законодательства РФ. 11 февраля 2013 г. N 6. Ст. 468.
7. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12. С. 5 - 11.
8. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
10. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
11. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
12. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» // Собрание законодательства РФ, 06.03.2000, N 10, ст. 1130.
13. Закон Московской области от 27.02.2006 N 26/2006-ОЗ «О порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье, N 38, 04.03.2006.
14. Постановление Правительства Камчатского края от 12.12.2012 N 555-П «Об определении размеров ежемесячных денежных выплат для обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, проживающих в Камчатском крае». // СПС «КонсультантПлюс».
15. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 N 2383-О // СПС «КонсультантПлюс».
16. Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 года N 617-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
17. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 1240-О // СПС «КонсультантПлюс».
18. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» // Российская газета, N 27, 07.02.2014.
19. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. N 37-КГ14-4 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2014 N 49-АПГ14-3 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 15.04.2014 по делу N 11-3778/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Апелляционное определение Московского городского суда от 16.09.2014 по делу N 33-21339/14 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Апелляционное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 26.08.2015 по делу N 33-3069/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
24. Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 27.04.2015 по делу N 33-1909/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Апелляционное определение Омского областного суда от 11.02.2015 по делу N 33-889/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
26. Акимова Ю.А. Конституционно-правовое содержание принципа гендерного равноправия в современных государствах // Современное право. 2016. N 12. С. 136.
27. Бартенев Д.Г. Запрещенные профессии для женщин: новый повод для диалога Конституционного Суда России и Комитета ООН? // Международное правосудие. 2016. N 3. С. 39.
28. Горян Э.В. Международно-правовой и национальные механизмы обеспечения прав занятых в домашнем хозяйстве женщин-мигрантов // Международное право и международные организации. 2016. N 3. С. 355.
29. Избиенова Т.А. Льготы или «антильготы» занятости для женщин и лиц с семейными обязанностями // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. N 2. С. 32.
30. Подольная Н.Н. Межрегиональная трудовая миграция как средство реализации трудовой функции домашних хозяйств региона // Региональная экономика: теория и практика. 2015. N 3(378). С. 58.
31. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования / В.А. Баранов, А.В. Буянова, Н.С. Волкова и др.; под ред. О.Н. Петюковой. М.: Деловой двор, 2015.
32. Шахназарян Н.Р. Международные женские миграции: коммерциализация сферы домашнего труда // Диаспоры. 2013. N 2. С. 181.