Фрагмент для ознакомления
2
Исследованию проблемы конфликтов посвящены изучения ряда выдающихся философов, общественных деятелей, психологов, педагогов, социологов таких как: А.Я. Анцупов, К. Боулдинг, Л.С. Выготский, П.О.Гриффин, Е.М. Дубовская, Г. Зиммель, Д.П. Зеркин, Л. Козер, В.А.Кременюк, К.Лоренс, К. Левин, Б.Т. Лихачев, О.В. Левин, У. Мак-Дуглас, М.И. Могилевский, К. Маркс, Л.А. Петровская, Г. Спенсер, И.Ф. Смолянинов 3.Фрейд, А.И. Шипилов и другие.
Первые попытки рационального осмысления конфликтов были предприняты древнегреческими философами. Так, античный философ – диалектик Гераклит стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания В период эпохи Возрождения известные гуманисты Т. Мор, Э.Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бекон выступили с резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов. Далеко не все ученые принимали конфликт исходной категорией социологических концепций, однако все без исключения были едины в том, что конфликты занимают существенное место в жизни общества и осуществление теоретических исследований в данной сфере необходимо с целью разрешения конфликтных ситуаций.
Со временем исследование конфликтов начало принимать практическую направленность. На первый план начал выступать вопрос о средствах и способах урегулирования конфликтов. Психология конфликта формируется на основе психологии личности, социальной психологии, психологии общения. Существенный вклад в исследование психологии конфликта привнесли работы К. Томаса, выделившего пять основных типов поведения людей в конфликтной ситуации (избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество) и придумавшего тестовую методику с целью установления склонности человека к какому-либо из этих типов. Дойч М., Д. Скотт, Д. Пруитт, Дж. Симпсон и др. обнаружили ряд отличительных черт коммуникации среди участников конфликта.
В педагогике конфликты исследуются на разных возрастных этапах социализации личности: - в дошкольном возрасте (А. А. Рояк, Т. И. Юферова и др.); - в школьном возрасте (В. М. Афонькова, Л. С. Славина и др.); - в подростковый период (Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева и др.); - в молодежных, студенческих группах (В. М. Басова, А. И. Шкиль). Имеются различные определения конфликта, однако все без исключения акцентируют внимание на наличии противоречия, которое принимает форму разногласий, если имеется в виду взаимодействие людей.
Приведем более известные определения этого определения в психологической науке. Н.В. Гришина анализирует конфликт как биполярное явление – противоборство двух начал, проявляющее себя в активности сторон, сосредоточенной на преодолевании противоречия, при этом каждая из сторон конфликта показана активным субъектом (субъектами).
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов дают такое определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых разногласий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся отрицательными эмоциями».
Большинство изученных нами работ позволяет выделить четыре типа конфликта:
1. Внутриличностный. В этом случае сторонами конфликта выступают две или более составляющих одной и той же личности, к примеру, выборочные черты, типы либо инстанции. В данном случае мы располагаем конфликтогенным столкновением выборочных особенностей личности и поведения человека.
2. Межличностный конфликт появляется между двумя (или более) отдельными личностями. При этом прослеживается столкновение из-за потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.
3. Личностно-групповой конфликт появляется зачастую по причине несоответствия действий личности с условиями группы.
4. Межгрупповой. В данном случае способно осуществляться столкновение стандартов поведения, общепризнанных норм, целей или ценностей различных социальных групп. В рамках нашего исследования изучаются конфликты в малой подростковой группе. Возможно, что это межгрупповые конфликты либо конфликты между личностью и группой.
По нашему мнению, последний – один из непростых видов конфликта, т.к. в данном случае более наглядно будут проявлены все без исключения отрицательные результаты конфликта по отношению к личности, реже к группе. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Конфликт может выполнять как позитивные (конструктивные конфликты), так и негативные (деструктивные конфликты) функции. Негативные функции конфликта нередко ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов, замедляют и затрудняют принятие решений.
В завершении параграфа, можно сделать вывод. Таким образом, существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. Выделяется четыре типа конфликта: внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой. Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы). Среди основных принципов конфликтного противоборства выделают: концентрацию сил; координацию сил; нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника; экономию сил и времени и др. В конфликтном поведении можно выделить следующие стратегии: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.
1.2.Причины и сущность конфликтного поведения: анализ детерминант
Конфликт - одна из более популярных форм организационного взаимодействия, да и всех иных взаимоотношений людей. Вычислено, то что на конфликты и их переживания уходит приблизительно 15% трудового времени персонала. К тому же больше времени расходуют на урегулирование конфликтов и управление ими руководители - в отдельных организациях вплоть до пятидесяти процентов рабочего периода. Конфликты занимают одно из основных зон в управлении персоналом не только в силу значимости связанных с ними временных расходов, но и из-за высокой организационной важности их инноваторских, созидательных, а в особенности разрушительных результатов. С целью диагностики организационного конфликта и управления им, следует понимать специфику данного вида взаимоотношений.
Конфликтные действия заключаются в противоположных действий соучастников возникшего конфликта. Данными поступками реализуются тайные от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Смена различных реакций, нацеленных на реализацию интересов каждых сторон и ограничевание интересов оппонента, составляет видимую нам общественную действительность конфликта. Т.к. действия оппонентов в большой степени оказывают влияние друг на друга, то следуют из предшествующих действий другого, т.е. взаимообусловливаются, таком случае в каждом конфликте они обретают вид взаимодействия.
Выбор личностью определенной стратегии поведения в конфликте существенно зависит от внешнего контекста, в котором находится личность, и тех условий, в которых развивается конфликт. Важной составной частью этого контекста является социально-психологическая среда (различные социальные группы с их специфическими особенностями), понимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь ближайшим окружением личности. Потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека. Непосредственный предмет социального интереса - это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага. Универсальной реакцией человека на возникающие противоречия, дезинтеграцию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) является преодоление этой дисгармонии.
Социальное положение, как подчеркивает В.Н. Мясищев, очерчивает границы доступного и возможного для человека поведения и воздействует на формирование его желаний и стремлений. Положение, отрефлексированное в потребностях, умонастроениях и жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности - в интересы, которые и выступают в качестве непосредственной причины выбора определенной стратегии поведения в конфликте.
В.В. Новиков подчеркивает, что значимую роль играет и социальнопсихологический климат коллектива, в котором находится человек. В соответствии с этим, важными социально-психологическими факторами, определяющими выбор личностью определенной стратегии поведения в конфликте, является характер межличностных взаимоотношений в коллективе, потребность человека в признании его как личности, потребность занимать определенный статус в структуре коллектива.