Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что социально-психологический климат в коллективе – показатель уровня развития коллектива. Потому важно регулярно проводить диагностику и отслеживать динамику, выявлять свойства, скрепляющие коллектив или разрушающие его.
Объект – психологический климат.
Предмет – управление психологическим климатом.
Цель работы заключается в том, чтобы проанализировать сущность психологического климата и управления им на примере компании «Мегафон-Ритейл».
В связи с этой целью ставится ряд задач:
- раскрыть понятие и сущность психологического климата в организации
- выделить основные задачи управления психологическим климатом в коллективе компаний
- выявить методы формирования положительного психологического климата персонала
- дать общую характеристику деятельности организации
- провести анализ системы управления персоналом компании
- произвести анализ состояния психологического климата в коллективе «Мегафон-Ритейл»
- определить основные проблемы управления персоналом в компании
- разработать мероприятия по улучшению психологического климата в «Мегафон-Ритейл»
- дать оценку предложенных мероприятий.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты психологического климата.
Во второй главе производится анализ управления психологическим климатом в «Мегафон-Ритейл».
Для раскрытия темы были использованы учебные пособия по управлению персоналом, материалы «Мегафон-Ритейл», ресурсы Интернет.
1.Теоретические основы управления психологическим климатом в коллективе организации
1.1. Понятие психологического климата в коллективе организации
Психологический климат в коллективе – это настроение коллектива, общий дух и атмосфера. От него зависит успех работы всей команды и продуктивность каждого из участников. Эту теорию используют в педагогике, на производстве и в других областях. Это уместно даже в отношении семьи, ведь она тоже маленькая группа. Однако чаще эта тема беспокоит руководителей трудовых коллективов. Давайте разберем основы теории психологического климата с точки зрения психологии.
Психологический климат в коллективе - это моральная и психологическая обстановка в группе. Она обнаруживается и проявляется прежде всего в эмоциональной сфере: настроение каждого из участников, система симпатий и антипатий, моральные ценности каждого из членов группы. Через него определяются и в нем отражаются установки и привычные модели поведения участников, в том числе привычные способы добиваться личных и общих целей, выстраивать взаимоотношения, разрешать конфликты и т.п.
В отечественной психологии понятие «психологический климат в коллективе» было введено психологом Н.С. Мансуровым (конец 50-х – начало 60-х годов XX века). Однако в психологии до сих пор ведутся споры о тождественности терминов «психологический климат» (ПК), «социально-психологический климат» (СПК) и «морально-психологический климат» (МПК). Большинство психологов полагает, что это одно и то же. Другие специалисты видят разницу в акцентах и продолжают исследования. Если кратко, то выделяют такие особенности понятий [8, c.54]:
1. ПК отражает специфику взаимодействия личности с социальной средой (трудовой коллектив) и с физической средой (условия труда). Это понятие чаще используют, когда описывают, изучают психическое состояние отдельных участников коллектива.
2. СПК отражает специфику взаимодействия личности с социальной средой. Это понятие чаще используют, когда описывают межличностные отношения участников коллектива.
3. МПК отражает особенности отношения участников коллектива друг к другу, труду и жизни организации на основе личных ценностей. Это понятие чаще используют для описания того, как самочувствие каждого из участников влияет на их продуктивность, отношения с другими участниками коллектива и отношение к работе.
Некоторые психологи, например, Г.А. Виноградова выделяют дополнительные типы климата: эмоционально-психологический и нравственно-психологический климат.
Настроение, установки, ценности, убеждения интересы участников коллектива влияют на психологический климат, но в то же время ПК (общая атмосфера) влияет на настроение, установки, ценности отдельных участников коллектива.
Структура климата в трудовом коллективе включает в себя два элемента:
1. Отношения между людьми.
2. Отношение к труду.
Межличностные отношения бывают двух типов (ответвление в структуре в сторону):
• отношения по горизонтали, то есть между подчиненными;
• отношения по вертикали, то есть между подчиненными и начальством.
Каждый из трех типов отношений влияет на сплоченность коллектива, удовлетворенность сотрудников и их мотивацию к продолжению работы в этом коллективе.
Психологический климат бывает благоприятным и неблагоприятным. В первом случае все участники чувствуют себя хорошо, а общее дело ладится. Во втором случае чувствуется накал эмоций в коллективе, часто возникают конфликты, участники пребывают в стрессе.
Рассмотрим в виде сравнительной таблицы, что характерно для двух видов психологического климата.
Таблица 1 – Критерии психологического климата [10, c.114]
Критерий сравнения Благоприятный климат Неблагоприятный климат
Настроение Оптимистичное Пессимистичное
Сплоченность Члены группы поддерживают друг друга, помогают друг другу Наблюдаются разрозненность, зависть, ненависть
Характер межличностных отношений Все участники настроены доброжелательно Преобладает агрессивный тип поведения
Рабочая атмосфера Все удается легко и непринужденно, все работники нацелены на успех и выдвигают адекватные требования друг к другу В каждом действии ощущается напряжение, присутствует страх наказания, участники коллектива слишком требовательны друг к другу или, наоборот, присутствует вседозволенность
Общение Участники коллектива открыто взаимодействуют друг с другом Каждый из участников озабочен только своими проблемами, холоден к другим, закрыт
Формирование благоприятного психологического климата в коллективе жизненно необходимо для организации. При таких условиях повышается производительность труда и продуктивность каждого из работников, минимизируется риск несчастных случаев и конфликтов не производстве. Все руководители стремятся к созданию благоприятного ПК в коллективе.
При здоровом ПК в коллективе удовлетворяются как индивидуальные потребности участников, так и общие цели группы. При этом задачи и действия коллектива не противоречат нормам и законам общества.
В психологии принято рассматривать психологический климат на двух уровнях (два типа):
1. Статический уровень. Это та часть климата, которая обусловлена устойчивыми характеристиками коллектива: система симпатий и антипатий, отношение к труду, ценности и убеждения работников. Такой уровень климата устойчив к влиянию негативных внешних факторов. Достичь такого уровня – верх мастерства. Статический климат характерен для старых коллективов, но даже таким группам не всегда удается выйти на этот уровень.
2. Динамический уровень. Это та часть климата, которая меняется ежедневно и зависит от настроения, актуальных жизненных проблем и важных событий в жизни работников. Этот уровень характерен для свежих, молодых коллективов. Однако и в старом коллективе может быть динамический, то есть неустойчивый климат. Он слаб перед влиянием внешних факторов.
При статическом климате участники ощущают себя в безопасности. На динамическом уровне присутствует напряжение, ощущение нестабильности.
Для диагностики состояния психологического климата в группе были разработаны специальные психологические тесты, но кроме этого психологический климат в коллективе определяется по внешним общим признакам.
Признаки неблагоприятного психологического климата:
• большая текучка кадров;
• низкое качество продукта;
• частые несчастные случаи на производстве;
• негативные отзывы сотрудников.
Признаки благоприятного психологического климата в коллективе:
• демократический стиль руководства;
• адекватная система наказаний и поощрений;
• конструктивная критика;
• взаимопомощь и высокий уровень эмпатии;
• чувство групповой сплоченности и ответственности за себя и все производство;
• положительные отзывы сотрудников.
1.2. Факторы, влияющие на управление психологическим климатом
На психологический климат влияют личные и коллективные факторы. Рассмотрим их подробнее.
Личные факторы, влияющие на психологический климат в организации:
1. Удовлетворение от работы. Кому-то нравится однотипная и монотонная деятельность. Кому-то нужна активность и работа в условиях многозадачности. Кто-то более усидчив, а кто-то менее. Кто-то мастерски креативит, а кто-то идеально работает по инструкции. Рабочие задачи должны соответствовать особенностям личности, тогда человек будет доволен собой, а это, в свою очередь, влияет на создание благоприятного психологического климата в коллективе.
2. Перспективы в карьере. Конечно, есть люди, которым комфортно долгие годы быть на одной и той же должности, получать одну и ту же зарплату. Но большинству людей интересен карьерный рост. Это повышает мотивацию, как и адекватная система поощрений и наказаний. Чем больше у сотрудников свободы, прав, возможностей, тем благоприятнее психологический климат в коллективе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации
2. Архипова Н.И. Теория и практика работы с кадрами. – СПб.: ГУиГерцена, 2019. – 255 с.
3. Данилина Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: монография/Динилина Е.И. - Электрон. текстовые данные.— М.:Дашков и К, 2017. – 208 с.
4. Дзанагова Т.Я. Организация труда персонала: монография/Дзанагова Т.Я. - Электрон. текстовые данные.— Ставрополь.: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. – 146 с.
5. Десслер Гари. Управление персоналом: монография/Десслер Г. - Электрон. текстовые данные.—М.:БИНОМ, 2018. – 800 с.
6. Егорова Е.А. Экономика и социология труда: монография/Егорова Е.А. - Электрон. текстовые данные.—М.: Евразийский открытый институт, 2016. – 313 с.
7. Иванова-Швец Л.Н. Управление персоналом: монография/Иванова-Швец Л.Н. - Электрон. текстовые данные.—М.: Евразийский открытый институт, 2015. – 312 с.
8. Карякин А.М. Управление персоналом. – М.: Флинта, 2019. – 438 с.
9. Кибанов А.Я. Социология труда. – М.: ИНФРА, 2017. – 584 с.
10. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФА-М, 2017. – 200 с.
11. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: Учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 447 с.
12. Конталев В.А. Управление персоналом. Основы теории организационной культуры: монография/Конталев В.А. - Электрон. текстовые данные.—М.:МГАВТ, 2018. – 254 с.
13. Кузнецова В.Б. Экономика управления персоналом и социология труда: монография/Кузнецова В.Б. - Электрон. текстовые данные.—Оренбург: ОГУ, 2015 . – 226 с.
14. Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организацией. – М.: Инфра-М, 2019. – 337 с.
15. Малколм М. Практика работы с персоналом. – М.: Тришна Джексон, 2019. – 312 с.
16. Маслова В.М. Управление персоналом: монография/Маслова В.М. - Электрон. текстовые данные.—М.: Дашков и К, 2016. – 118 с.
17. Миколайчик З. Решение проблем в управлении. – М.: Дашков и К, 2019. – 319 с.
18. Михайлина Г.И. Управление персоналом: монография/Михайлина Г.И. - Электрон. текстовые данные.—М.: Дашков и К, 2018. – 280 с.
19. Николаев Н.С. Системы качества управления персоналом: монография/Николаев Н.С. - Электрон. текстовые данные.—М.:Русайнс, 2016. – 260 с.
20. Рофе И.А. Экономика труда. – М.: Кнорус, 2018. – 224 с.