Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данной работы основана на том, что сегодня человечество находится на пороге новой эпохи, непосредственно связанной с процессами информатизации и цифровизации. Внедрение новых технологий оказывает большое влияние на все сферы общественной жизни. Безусловно, это влечет за собой не только положительные, но и отрицательные аспекты, которые, в свою очередь, затрагивают конституционные права и свободы человека и гражданина. Речь идет о том, что люди, находясь в информационном пространстве, подвержены многим опасностям и правонарушениям со стороны злоумышленников. Именно поэтому актуальными и необходимыми являются вопросы, связанные с защитой граждан в цифровом поле, а также с совершенствованием правового регулирования в области информационно-телекоммуникационных технологий. Государство должно принимать различные меры по совершенствованию защитных механизмов, создать соответствующее законодательство или отрасль права, в которой будут четко и ясно сформулированы меры по борьбе с киберпреступностью, ответственность за их нарушение. Без сомнения, в рамках реализации данных идей главенствующую роль будут занимать как Конституция и различные отрасли права Российской Федерации.
1. Цифровизация государства
1.1. Понятие цифровизации
Как известно, прогресс не стоит на месте. Речь, безусловно, идет об ускорении процесса модернизации различных сфер жизни общества, который дифференцируется на другие процессы - процесс автоматизации, процесс цифровизации, который непосредственно связан с исследуемой темой, поэтому его, на мой взгляд, следует разобрать более подробно.
Углубляясь в историю развития процесса цифровизации, прежде всего, следует отметить, что впервые употребление термина в одной из работ ученого Роберта Вакхалови (1971) . Далее упоминания цифровизации предписывают двум другим ученым, а именно Дону Тапскотту и Николасу Негропонте . Необходимо отметить, что ученые говорили по большей части об экономической цифровизации. Так, Дон Тапскотт в своей книге, которая называется «Электронно-цифровое сообщество», упоминает понятие «цифровизация экономики». В 1995 году Н. Негропонте тоже издал собственную книгу, - «Быть Цифровым». В ней был упомянут вышеназванный термин, который, по мнению многих ученых, ушел в массы и стал употребляться на постоянной основе. Следует также сказать, что авторы книг поднимают вопросы внедрения цифровых технологий в жизнь человечества и выдвигают ряд различных предположений о возможных направлениях развития общества в грядущую цифровую эпоху и т.п.
Необходимо отметить, что сегодня термин цифровизации понимается в узком и широком смысле. Так, С.Н. Легков понимает цифровизацию в узком смысле. Под цифровизацией он понимает преобразование информации в цифровую форму, которое в большинстве случаев ведет к снижению издержек, появлению новых возможностей и т.д.
1.2. Цифровизация как одно из направлений государственной политики в РФ
Политика Российской Федерации имеет широкий ряд различных направлений. Среди списка приоритетных направлений выделяется поддержание сотрудничества с другими странами, укрепление обороноспособности государства, различные меры внутренней политики РФ, например, ряд социальных преобразований, направленных на поддержание благосостояния народа и т.п., а также в последнее время все чаще идут разговоры о цифровой трансформации сфер жизни российского государства. На реализацию этой задачи будет отведена немалая часть бюджета страны, о чем будет сказано позднее.
В действительности сегодня цифровизация как направление государственной политики РФ считается одним из наиболее важных и перспективных. В декабре 2020 года В.В. Путин на конференции Artificial Intelligence Journey заявил о том, что ближайшее десятилетие будут оцифрованы все сферы жизни российского общества. Один из тезисов президента РФ гласил, что на цифровизацию государственного управления, а также перевод государственных услуг в цифровой формат будет выделено порядка нескольких миллиардов рублей.
Более того, следует взять во внимание тот факт, что вообще процесс цифровизации является трендом в любом современном государстве. Для России это направление будет развиваться усиленно, ведь, как уже отмечалось ранее, сам президент объявил следующее десятилетие, можно сказать, «десятилетием цифровизации». Далее рассмотрим этот аспект более подробнее.
Прежде чем рассмотреть аргументацию в подтверждение вышесказанному, следует разобраться и понять, в чем выражается цифровизация в государственном управлении. Так, ученые дискутируют друг с другом и часть из них сходится во мнении, что существует три пункта, которые я бы назвал тремя принципами и одновременно последствиями государственной цифровизации. Собственно, назовем их.
А) Принцип открытости. Он выражается в том, что уже сейчас государственные органы и их представители имеют собственные интернет-сайты, а также страницы в социальных сетях. Кроме того, здесь важно упомянуть о том, что различные решения, постановления, проекты, тендеры, документы уже находятся, что называется, в открытом доступе, т.е. любой желающий может посмотреть, сколько денег было выделено из бюджета страны на ту или иную различного рода деятельность и тд.
Важно, что здесь есть и свои подводные камни. Имеется в виду, что у открытости есть свои плюсы и минусы. Пример плюса открытости проявляется в том, что люди, переходя на сайт или социальную страницу государственного органа могут посмотреть публикации, в которых государственный орган рассказывает о каких-либо нововведениях, государственных инициативах и тд. Примером минуса этой самой открытости служат неприятные ситуации с самими представителями государственных органов. Например, тот или иной чиновник области N поехал на отдых и выставил публикацию нас свою страничку в социальных сетях во время препровождения его с близкими людьми за границей. Ведь все мы прекрасно осведомлены тем, как реагирует общество на такое. Чаще всего Интернет и общественность начинает порицать чиновника и обвинять его в краже бюджетных средств и тому подобное. Возникают разбирательства, которые влекут за собой (или могут повлечь) неприятные последствия как для самого представителя государства, так и для тех, кто, как говорится, поднял бунт на корабле.
Б) Принцип эффективности. Здесь говорится о том, что благодаря цифровизации происходит ускорение различных процессов и темпов, например, устранение бумажной волокиты и очередей за выдачей какого-либо документа, например, получения того же медицинского страхования и т.п. Иначе говоря, происходит уничтожение бумажной волокиты, очередей в окнах регистрации и бесконечных скитаний граждан по различным кабинетам.
В) Принцип нововведений и новаторства, который основывается на том, что последствия цифровизации влекут за собой различные новшества. Полагаю, что будущими плодами цифровизации станут новые эффективные и усиленные системы безопасности. Сегодня Интернет – это настоящий рассадник преступности и беззакония. На борьбу с этим у правоохранительных органов не хватает сил и опыта, т.к. сетевое пространство еще до конца не изучено, в т.ч. и методы борьбы с киберпреступностью. Одной из целей цифровизации является защита человека в цифровых условиях, поэтому создание инновационных систем безопасности в рамках реализации данного направления будет одним из приоритетов.
2. Права человека в условиях цифровизации
2.1 Общая характеристика прав человека в условиях цифровизации
Прежде, чем говорить о правах человека в эпоху цифровизации, следует отметить, что появление и использование цифровых и информационных технологий в Российской Федерации началось далеко не вчера. То, в каком виде мы это себе представляем и как это выглядит в действительности, уже используется на протяжении уже более 20 лет. За это время трансформировались все сферы общественной жизни и вместе с ними условия существования человека.
Говоря о цифровых технологиях, необходимо подчеркнуть, что правовое регулирование вопросов в этой области требует к себе особого внимания, поэтому его нельзя назвать достаточным и системным. Прежде всего, это касается вопросов реализации, охраны и защиты прав человека в информационном пространстве. В области правового регулирования цифровизация имеет ряд особенностей, которые выделил В.В. Новинский в статье «"Цифровые права" человека: сущность, система, значение». Говоря цифровизации как о новой форме информатизации, он выделил моменты, которые, на мой взгляд, можно назвать плюсами и преимуществами цифровизации в области права. Вкратце, эти моменты можно определить следующим образом:
- При помощи цифровизации скорость информации от момента создания до предоставления тем или иным заинтересованным субъектам увеличивается;
- Цифровизация помогает воспринимать ту или иную информацию и распространять ее получателям в зависимости от того, в какое время следует ее предоставить;
- Цифровизация стирает различные границы в процессе познания и внедрения в действительность новых преимуществ и результатов в области права и тд.
В современном обществе информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) – это вектор развития, который заполнил собой все сферы общественной жизни. Без всякого сомнения Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, большая часть которой непосредственно связана с ним. Полагаю, в этом можно убедиться на примере последних исследований на тему количество пользователей интернета во всем мире. Так, по информации международного агентства «We Are Social» по состоянию на январь 2021 количество людей, которые пользуются Интернетом, составило 4,66 млрд человек во всем мире, а это, если быть точным, 59,5 % населения земного шара . Здесь нет ничего, на мой взгляд, удивительного, ведь все те вещи, процессы, явления, которые в прошлом казались невозможными и в какой-то степени абсурдными, теперь активно используются при непосредственном участии Интернета. Так, А.А. Бастрикова и М.В. Булгакова в своей работе «Роль Интернета в современной жизни» называют ряд новшеств и преимуществ, принесенные в жизнь при помощи Интернета . Согласно содержанию данной статьи, среди плюсов Интернета называется дополнительное образование, покупки и оплата товаров и услуг, работа-онлайн, создание ряда новых и, соответственно, востребованных профессий, а также знакомства, общение на расстоянии, личная жизнь и др., - все это стало, безусловно, доступно и упростило жизнь человека. То есть, важнейшим преимуществом Интернета является «молниеносный обмен информацией». Думается, что за доли времени можно совершить то или иное действие, на которое в реальности, бывает, может уйти и несколько дней.
Однако при таких возможностях есть свои недостатки, которые, по мнению этих специалистов, могут привести к краху. В данной работе акцентировано внимание на уход из реальности человека, потерю речевых навыков, так как умение красиво и умно говорить появляется при чтении полезной литературы. Также в качестве проблемы Всемирной Паутины отмечается зависимость от неё.
Главные минусы связаны, конечно, с безопасностью личности в Интернете. Огромное количество случаев различных правонарушений, «киберпреступности», а также неприспособленность действующего права, его отставание и негибкость ставят под угрозу безопасность человека в этой среде. Рассмотрим более подробнее, какие именно факторы и моменты могут негативно влиять безопасность личности во Всемирной Паутине.
2.2 Актуальные вопросы реализации прав человека в цифровом пространстве.
Как известно, цифровизация уже охватила многие сферы общественной жизни. Процесс ее внедрения требует к себе особого внимания. Мы говорили уже ранее о том, что на данный момент есть много разных нюансов относительно реализации прав граждан в цифровом пространстве. Полагаю, следует разобрать детально, какие сейчас существуют недостатки, а также вопросы, которые касаются прав личности в условиях цифровизации.
Ввиду того, что цифровизация является новым и не до конца изученным направлением, на мой взгляд, существование проблем в области цифрового правового регулирования не является каким-то удивительным событием и фактом. И.В. Гончаров в своей работе отмечает, что хоть эпоха цифровых технологий и создает «новые и принципиально иные возможности реализации прав человека и гражданина», однако с ней появляются и «угрозы для обеспечения этих прав и свобод» .
Рассмотрим конкретные примеры нарушений и преступлений в отношении граждан в информационном пространстве. Типичным правонарушением является кража денег со счетов и банковских карт. Государство борется с этим, поэтому законодательством уже предусмотрено наказание по части 3 пункта «г» статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) . Однако, на мой взгляд, зачастую воры в Интернете гораздо более продвинуты, чем служители правопорядка, поэтому хоть и есть наказание и улучшаются механизмы по поиску цифровых доказательств по поимке преступников, но пока неосведомленность, доверчивость граждан, а также отсталость полиции в технологиях в должной не могут бороться с этим. Об этом свидетельствуют данные статьи российского информационного агентства «ТАСС». Так, согласно ее содержанию, в 2020 году число краж с банковских карт и счетов достигло отметки почти 154,2 тысячи по сравнению с 2019 годом, где статистика подобных правонарушений сводилась к 81,4 тысячи .
Обратимся к Конституции РФ, а именно к главе 2 о правах и свободах человека. В 1 части статьи 24 сказано, что «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» . Тем не менее, очень часто номера телефонов абонентов распространяются по просторам Всемирной Паутины, и, говоря о нарушениях прав граждан, я бы хотел напомнить, что одной из самых известных и наиболее типичных проблем пользователей смартфонов, непосредственно связанных с утечкой номера мобильного телефона, являются бесконечные спам-звонки и спам-сообщения. Это происходит в связи с тем, что Исходя из этого, следует обратиться к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021), где в части 2 статьи 18 сказано, что «не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки)» . По моему мнению, данная норма устанавливает запрет на так называемый спам, т.е. массовую рассылку рекламы и иной коммерческой информации тем лицам, которые не изъявляют воли ее получать.
Заключение
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что сама по себе исследуемая тема актуальная и объемная. Исследовав и изучив вопросы, связанные с защитой прав в эпоху цифровизации, думается привести ряд выводов и положений, которые вытекают из данной работы. Прежде всего, стоит признать, что информационные технологии быстро вошли в нашу жизнь и изменили окружающий нас мир. Мы часто говорим, как хорошо, что прогресс не стоит на месте, радуемся тому, что есть Интернет, границы и возможности которого не имеют конца и края и т.п. В этом нет сомнений, прогресс – явление, в основном, положительное, ведь обществу нельзя стоять на месте. Однако вместе с тем появляется масса вопросов и проблем, затрагивающих права и свободу человека. Действующие методы и механизмы не могут полностью обеспечивать безопасность личности, поэтому возникает необходимость в совершенствовании регулирования отраслей законодательства и, в целом, прав и обязанностей граждан в цифровом поле.