Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения процессов, связанных с развитием просоциального поведения у школьников, важна в связи с формированием устойчивой системы ценностей в процессе школьного образования. Понимание особенностей развития процессов формирования просоциального поведения основано на изучении места младших школьников в структуре общества и определении их системы ценностей.
Понятие альтруизма изучали такие исследователи, как Ф. Г. Дорбжанский, Е. П. Ильин, А. Ф. Лазурский. Научный интерес к изучению просоциального поведения возник у ученых относительно недавно, ранее вопросы, касающиеся понимания помогающего поведения человека, рассматривались в рамках изучения альтруизма, эмпатии и вопроса морали. Термин "просоциальное поведение" появился в литературе в середине XX века. Ученые сформировали два основных подхода к содержанию просоциального поведения: отождествление просоциального поведения и альтруизма с действиями, совершаемыми в интересах другого человека, и подход, рассматривающий просоциальное поведение как действия, совершаемые в первую очередь для собственной выгоды. В отечественной психологии тема изучения просоциального поведения остается малоизученной.
Актуальность изучения проблемы просоциального поведения заключается в том, что в настоящее время для российского общества человеческий капитал его граждан становится одним из важнейших ресурсов развития общества в целом, а также ресурсом, позволяющим развивать личностные качества каждого человека.
Интерес к этой проблеме и ее серьезное изучение объясняется тем, что просоциальное поведение оказывает серьезное влияние на межличностные отношения и отношения между индивидом и обществом в целом.
Проблема исследовательской работы связана с необходимостью совершенствования процесса формирования устойчивого позитивного отношения к просоциальной деятельности в различных социальных формах ее проявления у школьников.
Объектом данной работы является процесс формирования установки на просоциальное поведение у школьников.
Предметом работы являются психологические условия формирования просоциального поведения у школьников.
Цель данной работы: изучить психологические условия формирования просоциального поведения у школьников.
Задачи данной работы:
1. На основе теоретического анализа литературы выявить содержание понятия «просоциальное поведение» в современных социо-гуманитарных исследованиях.
2. Выявить формы просоциальной деятельности, систематизировать факторы, влияющие на развитие просоциальной деятельности, и изучить психологические условия формирования просоциального поведения у старшеклассников.
Гипотеза исследования: - просоциальное поведение школьников и особенности связанных с ним установок обусловлены совокупностью психологических условий, учет которых ведёт к повышению у них уровней альтруизма и проявлению просоциальных тенденций.
В данной работе, в соответствии с целями и задачами исследования будут использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ научной литературы по исследуемой теме, обобщение научных материалов по теме исследования.
2. Метод анкетирования при исследовании группы испытуемых.
Эмпирическую базу исследования составили младшие школьники МБОУ СОШ № 5.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении понимания феномена просоциального поведения как многокомпонентного социально-психологического образования, обусловленного социальными и психологическими факторами.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретический анализ феномена просоциального поведения и форм, в которых он реализуется
1.1. Сущность просоциального поведения в современных гуманитарных концепциях
Прежде всего, мы должны рассмотреть значение слова "просоциальный". На латыни приставка pro означает действие в чьих-то интересах, а socialis-публичное.
Таким образом, понятие просоциального поведения содержит действия, которые характеризуются обеспечением активной деятельности в пользу другого человека или социальной группы. Зарубежные ученые начали обращать внимание на концепцию просоциального поведения с начала 1980-х годов. В широком смысле просоциальное поведение понимается как совокупность добровольных действий индивида, направленных на помощь другим людям. Ш. Тейлор, Л. Пипло и Д. Сир определяет понятие "помогающего поведения" через просоциальное поведение: "Необходимость подчеркивать просоциальную природу помощи действительно существует. Ведь помощь также может носить антиобщественный характер (помочь преступнику сбежать из тюрьмы, украсть деньги и т. д.)".
Таким образом, можно выделить одну из характеристик просоциального поведения – оно включает в себя действия, связанные с оказанием помощи или намерением оказать ее другим людям, независимо от характера его мотивов.
В. Занден определяет просоциальное поведение как действия, приносящие пользу другим людям, а также способы реагирования на людей, которые проявляют сочувствие, сотрудничество, помощь, содействие, альтруизм.
Г. М. Иващенко – как действия, направленные на благо другого человека. В то же время у помощника есть выбор, выполнять их или нет [11]. В. Е. Ким – как действия по оказанию помощи (помогающее поведение). Большой толковый психологический словарь – действия, направленные на благо общества и предпринимаемые организацией, индивидом бескорыстно, без расчетов на вознаграждение.
По мнению зарубежных исследователей, просоциальное поведение - это деятельность человека, направленная на благо других [37]. Существует также мнение, что понятие просоциального поведения должно включать любые действия, связанные с оказанием помощи, независимо от характера мотивов человека.
Сходные понятия с понятием просоциального поведения различают следующие понятия:" альтруизм", "помогающее поведение". Однако между этими понятиями есть некоторые различия. Исследователи отмечают разницу между понятиями в различии их мотивов действий. Таким образом, помогающее поведение характеризуется теми же действиями человека-помощью другому, но результаты этой деятельности не приносят никакой внешней награды. А деятельность, в которой человек сознательно не думает о получении собственной выгоды, относится к проявлению альтруизма.
Таким образом, просоциальное поведение-это концепция поведения человека, направленного на бескорыстную помощь другим. Альтруизм, помогающее поведение и другие подобные понятия являются формами просоциального поведения, и они различаются мотивами совершения действий. Основываясь на анализе определений, в этой статье мы возьмем определение Р. Чалдини в качестве ключевого определения.: "Просоциальная деятельность – деятельность человека, направленная на благо других" [30].
Для более полного понимания феномена просоциального поведения мы рассмотрим различные подходы к объяснению его специфики. Социобиологический подход объясняет просоциальное поведение в контексте тенденций, заложенных в человеке генетически. Этот подход объясняет вопрос о том, как естественная эволюция повлияла на развитие склонности человека помогать другим людям. С этой точки зрения просоциальное поведение рассматривается как результат естественного отбора, который увеличивает шансы индивида на продолжение рода. Для объяснения этого факта вводится понятие родственного отбора [26]. Концепция родственного отбора предполагает, что репродуктивный успех индивида, а также репродуктивный успех его родственников способствуют общему увеличению шансов на выживание среди рода [9].
Другая теория, называемая теорией взаимного альтруизма, предполагает, что просоциальное поведение способствует естественному отбору, если затраты, вложенные помощником, компенсируются выгодами, полученными в результате взаимодействия. Таким образом, просоциальное поведение определяется как взаимный альтруизм.
Однако такой альтруизм ограничен потребностью двух людей чувствовать взаимность друг к другу, что должно требовать высокого уровня доверия от их отношений, продолжительности их контактов. Если эти условия будут выполнены, то, по мнению исследователей, вероятность взаимной поддержки возрастает. Таким образом, мы можем заключить, что социобиологическая теория утверждает, что просоциальное поведение сохраняется, потому что оно способствует выживанию биологического вида. Примером этого также часто служат аналогичные действия у животных.
Личностный подход также рассматривает просоциальное поведение с точки зрения склонности помогать. Однако, в отличие от социобиологического подхода, эта тенденция не обязательно считается генетически детерминированной, но приписывается результату процесса социального обучения. В рамках этого подхода существуют две основные теории объяснения альтруизма: одна теория объясняет альтруистическое поведение эмоциональными состояниями человека, а вторая утверждает, что альтруизм определяется особенностями личности. В то же время исследователи отмечают, что просоциальные действия совершаются человеком на основе позитивного настроения. Однако отмечается, что эффект хорошего настроения недолговечен.
Другой подход, который также опирается на роль эмоциональных состояний в объяснении мотивов просоциального поведения, известен как модель "аффект как источник информации". Человек интерпретирует свое эмоциональное состояние, чтобы получить информацию о конкретной ситуации. Например, если человека просят оценить кого-то, он может дать свою оценку этому человеку, основываясь на своих чувствах к нему. Таким образом, можно констатировать, что теория личности фокусируется на определении просоциального поведения как следствия эмоционального состояния человека и основывается на получении им положительных эмоций, затем активно выражающихся в его индивидуальном желании совершать действия, направленные на помощь другим. Теоретики социально-когнитивного подхода отмечают необходимость того, чтобы просоциальное поведение было способно быстро обрабатывать большие объемы информации, в связи с тем, что такая деятельность требует взаимодействия процессов восприятия, мышления, принятия решений и реагирования.
Так, Б. Латан и Дж.Дарли [33] выделили следующие социальные нормы, регулирующие просоциальное поведение: норма социальной ответственности-отношение к помощи людям, которые в ней нуждаются; норма взаимности – люди склонны помогать тем, кто им помог; норма заслуг – человек получает то, что заслуживает. Поскольку любой социализированный член общества обладает определенным уровнем социальной идентичности, то есть склонностью соответствовать в своем поведении принятым в обществе социальным нормам. Особенность социальных норм заключается в том, что они не закреплены на законодательном уровне, но четко закреплены в общественной жизни. Основой их консолидации является процесс социализации человека, его взаимодействия с обществом. Потребность в соблюдении социальных норм и обязанностей вырабатывается у человека в процессе его социализации. Нормы социальной ответственности требуют, чтобы человек оказывал помощь тем, кто в ней нуждается.
Таким образом, модель просоциальной личности включает в себя три компонента: просоциальную мотивацию,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 1999. – 374 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб: праймЕВРОЗНАК, 2001. – 510 с.
3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.
4. Божович Л.И. Избрaнные психологические труды: Проблемы формировaния личности / Под ред. Д.И. Фельдштейнa. – М.– 1995. – 349 с.
5. Бегичева О.Л., Гришаева С.А., Поляков М.Б., Тимохович А.Н., Чуев С.В. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления – М.:Издательский дом ГУУ, 2017. – 131 с.
6. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. – Пг.: Колос, 1921. – 436 с.
7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест., 1998. – 551 с.
8. Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора. Соч., Т.3, – М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1939. – 841 с.
9. Джус К.Я. Характеристика альтруистического поведения личности. // Вестн. Кем.гос. ун-та. – 2005. – № 2. – С. 73-75.
10. Журавлев А. Л. Современные тенденции развития социальной психологии в России // Знание. Понимание. Умение. – 2011.– №4.– С. 20-28.
11. Иващенко Г.М. Восстановление социального статуса безнадзорных детей / Под ред. Г. М. Иващенко. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. – 128 с.
12. Иванов П.А. Методика формирования установки на просоциальное поведение у младших подростков. // Вестн. Московск. городск. пед. ун-та. Серия: Педагогика и психология. – 2015. – № 1. – С. 107-117.
13. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Изд.: Питер, 2009. – 576 с.
14. Ильин. Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. – СПб.: Изд.: Питер, 2013. – 510 с.
15. Ким В.Е. Диагностика альтруистических установок личности: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / В.Е. Ким; Моск. гос. Ун-т им. Ломоносова. – М., 1984. – 20 с.
16. Крайг Г.,Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
17. Мазур Ю.О. Социально-психологический тренинг личностного роста как средство развития просоциального поведения : диссертация канд. психол. наук : 19.00.05 / Ю.О. Мазур; Ярослав.гос. Ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль, 2008. – 213 с.
18. Майерс Д. Поведение и установки//Социальная психология. –СПб.: Питер, 1997. С.48-74.
19. Менжерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения / Прикладная психология. – №4. – 1999. – C.54-63.
20. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
21. Молчанова Н.В., Гриценко В.В. Тренинг просоциального поведения: практическое пособие / Н. В. Молчанова, В.В. Гриценко. – Смоленск: Маджента, 2013. – 88 с.
22. Нарицын Н.Н. Ты и Я, Я не Ты. – М.:Махаон, 2001. – 121 с.
23. Перспективы социальной психологии: учебное пособие. – М: Эксмо-Пресс, 2001. – 688 с.
24. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер; [Пер. с англ. Е.Ю. Чеботарева]. – М.:Вече, АСТ, 2000. – 592 с.
25. Серова Е. А.Просоциальное поведение молодежи как социокультурный феномен и факторы его формирования. // Вестник социально политических наук.Ярослав.гос. Ун-т им. П.Г. Демидова. – 2016. – № 15.– С. 37-40.
26. Смольникова Л. В. Ценностно-потребностная сфера личности старших подростков, склонных к агрессивному и просоциальному поведению : автореферат дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Ярослав.гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. – Томск, 2006. – 27 с.
27. Смотрова Т.Н., Гриценко В. В. Удовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности как показатель успешности социально-психологической адаптации соотечественников в России // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. - Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – №1. – 16 с.
28. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. – М., 1999. – С. 178-183.
29. Тейлор Ш., Пипло Л., Сире Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004. – 786 с.
30. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! – СПб.:Прайм-Еврознак, 2002. – 256 c.
31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – 480 с.
32. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1984. С.82-91.
33. Darley, J. M., and Batson, C.D., "From Jerusalem to Jericho": A study of Situational and Dispositional Variables in Helping Behavior" //JPSP. – 1973. – V. 27. – P. 100-108.
34. Davis, M.H. Measuring individual differences in empathy / JSAS Catalogue of Selected Documents in Psychology. – 1980. – V. 10. – 85 p.
35. Eagly A. H. Crowley M. Gender and helping behavior // American Psychological Association: Psychological bulletin. – 1986. – № 100 (3).–283 p.
36. Eagly A. H. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation.– Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1987. – 190 p.
37. Forgas, J.P. Responsibility attribution by individuals and groups: the effects of interaction episode // European Journal of Social Psychology.–1981.–V. 11.– P. 87-99.
38. Isen, A.M., Clark, M., Schwartz, M. duration of the effects of good mood on helping generosity // Journal of Personality and Social Psychology.–1976. – V. 34.–P. 385-393.
39. Latane, B., & Darley, J. Bystander "Apathy", American Scientist. – 1969.– V. 57.– P. 244-268.
40. Lerner, M. J. The belief in a just world: A fundamental delusion. – New York: Plenum Press, – 1980. – 194 p.