Фрагмент для ознакомления
2
2.1 АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В исследовании приняли участие 46 детей старшей группы детского сада в возрасте 5-6 лет.
В исследовании по выявлению коммуникативных умений и навыков девочек и мальчиков использовались методики «Лесенка» и Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна.
Тест «Лесенка», авторы С. Якобсон и В. Щур
Источник: http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200900408.
Стимульным материалом для теста «Лесенка» является рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Такая лестница была оформлена в виде бланка. Образец представлен в приложении.
К тесту дается следующая инструкция:
«Посмотрите на бланке лесенку. На самой нижней ступеньке лесенки ставят очень плохих детей: злых и завистливых. На ступеньке выше стоят ребята чуть получше. Еще ступеньку выше (показываем на доске или бланке) ставят хорошие дети, и дальше чем выше, тем дети лучше, а на самую верхнюю ступеньку ставят только самых хороших ребят. На какую из ступенек вы поставите сами себя? Нарисуйте себя на той ступеньке, которую вы заслуживаете».
Проведение теста имеет следующую процедуру.
Ребенку дают лист на нем с нарисованной лестницей и объясняют значение каждой ступеньки. Важно удостовериться или правильно понял ребенок объяснение, при необходимости следует его повторить.
Если ребенок поставит себя на 1 или 2 ступеньку, это означает низкую (заниженную) самооценку. Если ребенок выбирает 3, 4 или 5 ступеньку – это свидетельствует о нормальной (адекватной) самооценке. Если дошкольник выбирает 6 или 7 ступеньку, это говорит о высокой или завышенной самооценке.
Описание методики Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна.
Источник: https://www.eztests.xyz/tests/personality_rubinstein/
Ребенку предлагают семь параллельных друг другу отрезков длиной 10 см каждый. Все отрезки является шкалой, которая измеряет оценку ребенка по таким характеристикам: здоровье, рост, характер, ум, авторитет у сверстников, положение в семье, положение в школе. Шкала роста представляет тренировочную, остальные – зачетные.
К тесту дается следующая инструкция:
«Представьте, что всех людей можно разместить на таком отрезке по росту. На самом верху отрезка находятся самые большие люди – великаны, в самом низу (показывать) – люди очень маленького роста. А где ты находишься? А где твой учитель? А где твой друг? А где бы ты хотел оказаться?».
После того, как ребенок на определенном уровне оценивает себя по всем пунктам, точки соединяют и интерпретируют полученную кривую.
При сильно завышенной самооценке линия проходит справа по краю: идеальное представление о своей личности и своих возможностях. Такой ребенок свои неудачи игнорирует ради сохранения самооценки, привычной для него, его дел и поступков. Любую неудачу воспринимает как следствие отношения неблагоприятного к нему.
При адекватной самооценке кривая будет расположена немного правее середины между 5 и 6 делением.
Крайняя левая линия заниженной самооценки будет указывать на неуверенность в себе ребенка, невозможность им реализовывать свои способности и задатки. Такие дети перед собой не ставят труднодостижимые цели и слишком к себе самокритичны.