Фрагмент для ознакомления
2
Индивидуально-проблемный метод в занятиях по физическому воспитанию учащихся рассматриваем как метод развивающего обучения, предусматривающего содействие осознанию учеником личных проблем (в состоянии своего здоровья, физического развития уровня физической подготовленности и т. д.), самостоятельный поиск (под руководством и консультированием преподавателя) путей решения этих проблем и обучения составлению соответствующих индивидуальных оздоровительных программ, а также их коррекции в течение дальнейшей жизни, и который применяется с целью формирования творческой личности способной управлять сохранением, восстановлением или улучшением своего здоровья и физического состояния.
Содержание проблемного обучения на уроках физической культуры может быть следующим .
1. Общая физическая подготовка.
Действия учителя. Характеристика общефизических упражнений: название, описание, назначение, дозировка, последовательность выполнения, правила составления и изменения комплексов, определение педагогического эффекта занятий.
Действия ученика по изучению литературы; самостоятельный подбор, обоснование и демонстрация на уроке физической культуры индивидуальных упражнений ОФП, комплекса утренней гимнастики. Обязательное ведение дневника самоподготовки и самоконтроля.
2. Легкая атлетика.
Действия учителя. Ходьба как основной жизненный двигательный акт человека: значение в жизни, осанка, мужская и женская ходьба, походка. Варианты ходьбы в зависимости от характера опоры (подъем, спуск, пересеченная местность, снег, песок, вода, лед, асфальт, булыжник, проселочная дорога, паркет).
Действия ученика. Самостоятельное изучение теории ходьбы по книгам; ходьба на месте перед зеркалом; видеозапись походки и ее анализ; самостоятельная разработка различных вариантов ходьбы; развитие красивой ритмичной походки с правильной осанкой.
3. Формирование.
Действия учителя. Теоретическая и практическая информация о здоровом образе жизни, рациональном питании, принципах составления индивидуальных программ, основах индивидуального тестирования.
Действия ученика. Самостоятельное приобретение дополнительных знаний путем изучения специальной литературы, через интернет. На основе индивидуального тестирования определение соответствующих проблем и решение их.
Из приведенных выше примеров видно, что метод проблемного обучения идет от приобретения знаний к постановке задач и двигательным действиям ученика в направлении проверки знаний и умений на опыте. Нельзя забывать, что учащиеся средних классов должны быть подготовлены к самостоятельной работе и вооружены знаниями о гигиене физических упражнений и правилах техники безопасности .
Поэтому учащиеся должны усвоить, что данный предмет не уступает по значимости другим общеобразовательным дисциплинам, изучаемым в школе, что физическая культура является важнейшим средством укрепления здоровья, а ее главной задачей является формирование общечеловеческих ценностей, таких как физическое и психологическое здоровье, физическое совершенство.
Использование проблемного обучения на занятиях по физической культуре позволяет ученикам средних классов:
- улучшить познавательную активность (восприятие, представление, память, мышление, речь);
- устанавливает потребность учащихся понимать и выполнять устные инструкции, развивает творческое мышление .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникушина Е.А. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения / Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, А.О. Дмитриева и др. – Томск: В-Спектр, 2020. – 212 с.
2. Арапов К.А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников / К.А. Арапов, Г.Г. Рахматуллина // Молодой ученый. – 2017. – №8. – С. 290-294.
3. Ведмеденко Б.Ф. Теоретические основы и практика воспитания молодежи средствами физической культуры / Б.Ф. Ведмеденко. – М.: Мысль, 2012. – 126 с.
4. Злобина М.Е. Физическая культура школьника / Г.Н. Герма¬нов, М.М. Кубланов, М.Е. Злобина: учеб. пособие. – Воронеж: Ис¬токи, 2008. – 333 с.
5. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 2011. – 80 с.
6. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.
7. Лернер И. Процесс обучения и его закономерности / И. Лернер. – М.: Знание, 2010. – 96 с.
8. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 2017. – 175 с.
9. Овчаров В.С. Настольная книга учителя физической культуры Методическое пособие / В.С. Овчаров. – Минск, 2008. – 318 с.
10. Оконь В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. – М.: Просвещение, 2015. – 204 с.
11. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 158 с.
12. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М., 2000. – 126 с.
13. Проблемное обучение в современном мире: VII Международные Махмутовские чтения (Елабуга, 5-6 апреля 2018 г.): сборник статей / науч. ред. Д.М. Шакирова. – Казань: Отечество, 2018. – 384 с.
14. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. / Под ред. Е.В. Ковалевской. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – 193 с.
15. Рослякова Л.М. Проблемное обучение как образовательная технология / Л.М. Рослякова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. – Уфа, март 2015 г. ‒ Уфа: Лето, 2015. ‒ С. 206–210.
16. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании / О.А. Солодухина // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 10. – С. 12–13
17. Теория и методика физического воспитания. Общие основы теории и методики физического воспитания: Учебник в 2-х томах / Под редакцией Т.Ю. Круцевич. – Том 1. – М.: Олимпийская литература, 2010. – 423 с.
18. Юркина С.В. Место проблемной ситуации в обучении младших школьников // Начальная школа плюс до и после. – 2019. – № 8. – С. 29-32.
19. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2019. – № 1. – С. 74-84
20. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.