Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа направлена на изучение раздела труда английского философа XVII века Френсиса Бэкона «О достоинстве и приумножении наук», который называют «учением о деловых отношениях или Учение о жизненной карьере».
Эта работа выдающегося мыслителя эпохи научной революции стала возможной в результате изменения мировоззренческих установок в воззрениях на природу человека и его роли в структуре производства научного знания.
Актуальность «Учения о жизненной карьере» характеризуется постоянным социальным спросом современного общества на поиск новых способов и методов формирования человека как личности.
Несмотря на то, что трактат Ф. Бэкона «О достоинстве и приумножении наук» написан более четырёх веков тому назад, он не потерял своей актуальности и по сей день, столь новаторскими и обстоятельными были изложенные в нём идеи о достижении счастья человеком в рамках деловых отношений.
Целью курсовой работы является выявление актуальных сторон учения о жизненной карьере, правил и способов достижения поставленных целей в рамках деловых отношений.
Задачи исследования заключаются в рассмотрении характеристик правил поведения в формировании деловых отношений, выявлении их специфики, сторон и особенностей.
Объектом исследования в данной работе являются общие правила, касающиеся изучения других людей и самого себя на пути достижения доверительных деловых отношений и обретения личного счастья, которые предлагает к рассмотрению Ф. Бэкон.
Предметом исследования являются факты из жизни, подчёркивающие правила построения нормальных деловых отношений, ведущих к достижению поставленных целей.
Результаты работы заключаются в выявлении особенностей мировоззренческих установок, приведших к появлению «Учения о жизненной карьере», а также в выделении основных правил и положений, ведущих к достижению успеха в деловых отношениях, согласно учению Ф. Бэкона.
Для написания курсовой работы были изучены основные работы Ф. Бэкона: «О достоинстве и приумножении наук» и «Новый Органон», а также комментирующие статьи ведущих исследователей творчества Ф. Бэкона.
Новизна работы заключается в исследовании предпосылок возникновения нового мировоззрения, свойственной эпохе научной революции XVII – XVIII веков.
Данная работа состоит из «Введения», «Заключения» и двух глав: «Философский проект Ф. Бэкона» и рассматривает английского философа как методолога науки, давший вектор развития современному знанию и глава «Учение Ф. Бэкона о жизненной карьере», которая состоит из трёх подглав: 1) Объект и предмет в науке о деловых отношениях; 2) Общие правила истинного познания других людей в науке о жизненной карьере; 3) Общие правила познания самого себя. В конце работы расположен «Список использованной литературы».
Глава 1. Философский проект Френсиса Бэкона
Античность открыла человека как микрокосм, соразмерному макрокосму, то есть божественному. Человеческий ум, особенно если это ум философа ― божественен. И поэтому, если человек воспаряет своим умом к идеальному, божественному, он познаёт истину в её сути. И Платон, и Аристотель, в какой бы оппозиции не находились друг к другу, в этом положении были единодушны: человек божественен по своему уму.
Эта же традиция явно проявляется в раннем христианстве. «А мы имеем ум Христов», - говорит апостол Павел в «Первом послании к коринфянам» (2,16).
Если мы живём со Христом, правильной и нравственной жизнью, то мы имеем и ум Христов, - такова установка первых веков нового учения о Богочеловеке.
Любой христианин, будь то господин или раб, в своей вере в Христа, умом уподобляется божественному.
Средневековая христианская мысль одновременно продолжает традиции раннего христианства и традиции воззрений на познание мира Платона и Аристотеля. Мир познаётся умозрительно, то есть через приобщение к божественному уму. Человек может таким образом понять весь мир, в том числе и самые отдалённые от него явления.
Процесс познания мира происходит через правильные сочленения понятий. Правильная логика размышлений даёт нам воспроизведение мира явлений, но не через его познание, а через приобщение к идеальному, к божественно совершенному.
Познание мира в этой парадигме представляется умозрительным действием. Но здесь есть проблема, которая заключается в том, что этот идеальный мир не до конца доказуем эмпирически.
Критерием истины здесь выступает Святое Писание исходя из христианской традиции, а исходя из античной – логико-дедуктивная модель Птолемея-Аристотеля.
Но к началу Нового времени ситуация меняется. Коперник доказал, что математический эксперимент не соответствует умозрительному познанию. Это приводит к идее, что наш ум, творя идеальные модели, не идеален сам по себе.
От идеи Бога в этот период развития философской мысли отказываться никто не собирался. За еретические идеи в 1600 году в Риме был сожжён на костре Джордано Бруно. Галилео Галилей, под натиском гнева Святой инквизиции, вынужден отречься от своих идей. Да и к Копернику были бы вопросы, если бы он выпустил свою книгу «Об обращении небесных сфер» сразу же после её написания. Но человеческая деятельность всё больше входило в противоречие со старой схемой понимания окружающей действительности.
Понимание этого противоречия приводит к мысли о том, что человеческий разум не совершенен, но объяснение этого несовершенства проходит опять в доминирующей христианской традиции: человеческий ум не совершенен в результате грехопадения.
Но уже сама эта идея является революционной по своей сути. Она даёт толчок к новому представлению о поисках знания. Всё больше и больше подвергается критике аристотелевский логико-дедуктивный принцип познания.
Человеческий ум не идеален, он не может познать мир непосредственным образом. Но познание мира возможно только через идеальное, но этим идеальным служит уже не созерцание, а активное идеальное, возникающее в математическом эксперименте и через эмпирическое наблюдение.
Бог воплощается в математике. Г. Галилей в письме к одному схоластическому последователю Аристотеля пишет: «…книгу философии составляет то, что постоянно открыто нашим глазам, но так как она написана буквами, отличными от нашего алфавита, её не могут прочесть все: буквами такой книги служат треугольники, четырёхугольники, круги, шары, конусы, пирамиды и другие фигуры» [6, с. 237].
Научная революция XVII – XVIII веков начинает своё шествие по странам Западной Европы в результате возникновения идеи о том, что человек – не совершенен.
Но эту идею органического несовершенства человека нужно было ещё обосновать.
И такой человек нашёлся. Им был английский мыслитель Френсис Бэкон (1561 – 1626 гг.).
Ф. Бэкон интересен нам потому, что он смог до конца объяснить суть новой научной картину мира. То, к чему подступали многие учёные, Ф. Бэкон осознал и описал.
Бэкон родился в семье лорда-хранителя большой королевской печати, то есть министра юстиции [1, с. 5]. Он получает превосходное образование: сначала учился в Кембридже в колледже Святой Тринити (1573 – 1582 гг.), где и усомнился в верности модели Аристотеля; затем несколько лет находился в составе английской дипломатической миссии в Париже [1, с. 6 – 7]; далее практиковал в известной юридической корпорации Грейс-Инн (1579 – 1582 гг.).
В 1586 г. Бэкон возглавил эту элитную юридическую корпорацию, став её старшиной. Продолжая семейное дело, он вёл обширную судебную практику, неоднократно выбирался в парламент. На слушаниях в парламенте Бэкон проявил себя как блестящий оратор, чьи речи пользовались безусловным успехом.
Когда в 1603 году на престол восходит Яков I., филантроп и покровитель наук, он приближает к себе Бэкона, посвящает его в рыцарское достоинство, даёт титул барона Веруламского, виконта Сент - Албанского, ценя в нём блистательного интеллектуала и знающего юриста. В 1616 г. Бэкон был назначен членом Тайного совета, через год – хранителем Большой королевской печати, а в 1618 г. – Верховным канцлером [1, c.13].при этом Бэкон не переставал активно заниматься научной, философской и литературной деятельностью.
Будущее человечества, его могущество и благосостояние Бэкон связывал с успехами в познании природы и её законов, а также с осуществлением на этой основе полезных для человечества изобретений. Человеческая власть над природой в этом «царстве» устанавливается через «Великое восстановление наук» [1,c. 57 – 577], к которому так стремился Бэкон.
В чем же основная суть учения Ф. Бэкона. Во-первых, он указывает, что природой можно властвовать, только подчиняясь ей. Мы должны изучать природу не извне, а изнутри.
Человек – это существо не стоящее над природой, и изучая её или самого себя, он остаётся частью этого природного мира, ― заявляет философ.
Это очень важное положение: научная революция была возможна лишь потому, что человек поставил себя в систему природы, а не находится над ней.
Во-вторых, возникновение новой методологии познания, основанного на анализе. До этого доминировала дедукция – из ума выводится модель и под неё подгоняются факты. Так работала аристотелевская силлогистика. Получалась парадоксальная ситуация: это знание было ложно и бесполезно.
На первое место в познании действительности выходит индукция, на основании которой набирается определённое число фактов и из них делается вывод. Этот вывод проверяется экспериментом