Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что систематизация законодательства как важный фактор его развития с необходимостью выходит на уровень содержательных компонентов правовой системы, конкретизируя ценности и цели правовой идеологии в соответствующем политическом контек-сте.
Важность рассмотрения вопросов систематизации законодательства также объясняется тем, что она является одной из наиболее сложных проблем теории права. Сложность данной проблемы определяется тем обстоятельством, что си-стематизация, выражая закономерности эволюции права, затрагивает многие его аспекты, без изучения которых невозможно определить механизмы, формы и методы систематизации как средства развития права, выработать юридико-технические принципы ее проведения. В дополнение к сказанному следует отме-тить и общественную природу права как нормативной системы, его включен-ность в политический процесс, что, несомненно, означает обусловленность его изменений данными сферами.
Необходимость разрешения теоретических и практических проблем си-стематизации законодательства также связана с тем, что масштабное и динамич-ное развитие законодательства в России и иностранных государствах придает особую актуальность выбору форм законодательных и иных правовых актов, а также их сопоставлению и соотношению. Накопление громадного нормативного материала обостряет проблему согласованности норм и отраслей законодатель-ства, их доступности для граждан и правильного применения. Сказанное объяс-няет интерес к формам упорядочения законодательства.
При этом для Российской Федерации особенно важным является решение проблемных вопросов кодификации законодательства. Среди таких форм си-стематизации законодательства, как инкорпорация, консолидация и кодифика-ция, последняя занимает особое место именно по причине, что в качестве цели рассматривает качественную переработку законодательства на основе соответ-ствующих правовых идей и принципов, отражающих ценностные начала госу-дарственной политики.
В зависимости от того насколько удачно будут разрешены проблемный вопросы в сфере систематизации законодательства, находится общее состояние правовой сферы государства.
Все это и обусловило актуальность проблемы в теоретическом аспекте, предопределив круг рассматриваемых вопросов.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в об-ласти систематизации законодательства.
Предмет исследования – систематизация законодательства и ее значение для совершенствования правового регулирования.
Цель исследования - комплексный анализ проблем систематизации зако-нодательства и ее значения для совершенствования правового регулирования.
Для достижения поставленной цели в курсовой решались следующие за-дачи:
- проанализировать систему, цели и принципы систематизации зако-нодательства;
- исследовать основные виды систематизации законодательства;
- исследовать тенденции развития системы законодательства и систе-мы права.
Методы исследования: анализ, синтез, нормативный, комплексный, фор-мально-юридического и др.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение и биб-лиографический список.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1.1 Понятие систематизации законодательства
Государство постоянно издаёт много новых нормативно-правовых актов. Правотворчество в стране идёт быстрыми темпами. Каждый год при¬нимается несколько тысяч новых нормативных актов. Эта тенденция характерна для большинства стран мира.
Правотворчество в стране не может остановиться на определённом этапе, а всё время находится в развитии. Это объясняется динамизмом социальных от-ношений: возникают новые потребности и интересы в общественной жизни, из-меняются действующие социальные связи, отмирают старые отношения. Всё это требует правового регулирова¬ния. Правотворчество должно не отставать от быстро меняющейся действительности.
В государстве существует острая потребность регулярно занимать¬ся упо-рядочиванием всего огромного множества нормативных актов. Иначе эти акты станет невозможно отыскать и, следовательно, при¬менять на практике. Данная проблема хорошо осознавалась ещё в далёком прошлом. Древний Рим создал развитую правовую систему. Все действующие правовые нормы Рима были со-браны и системати¬зированы в едином акте — Своде законов Юстиниана («Cor-pus iuris civilis»). Российская империя за сотни лет существования издала мно¬го тысяч указов, манифестов, циркуляров и пр. Они были собраны и систематизи-рованы в едином документе — Своде законов Российской империи, который со-стоял из 15 огромных томов .
Систематизация законодательства — деятельность по упорядо¬чиванию и совершенствованию нормативно-правовых актов.
Систематизация ставит следующие цели:
1. Приведение всех актов в единую научно обоснованную систему.
2. Создание условий для эффективного правотворчества.
3. Ликвидация пробелов в законодательстве.
4. Ликвидация дефектов в законодательстве (противоречия между ак-тами, устаревшие акты, «мёртвые» акты, неопределённые форму¬лировки статей законов, смутные юридические понятия, расплывча¬тые правовые конструкции и пр.).
5. Ревизия действующих актов с точки зрения их дублирования друг друга или частичного совпадения в регулировании общественных отношений.
6. Совершенствование формы и содержания нормативных актов для удобства применения и реализации права в целом.
7. Упорядочивание нормативных актов таким образом, чтобы мож¬но было быстро отыскивать необходимый нормативный акт, ту или иную норму права и правильно её толковать.
8. Создание условий для всестороннего и глубокого научного из-учения права.
9. Создание условий для правового просвещения и воспитания населе-ния, эффективного обучение студентов правовым наукам .
Систематизация законодательства — это не только постоянная форма упорядочения и совершенствования нормативно-правовых актов, но и способ совершенствования правовой системы государства. Совершенствование формы права необходимо сопровождается раз¬витием содержания права.
1.2 Цели систематизации нормативных правовых актов
Традиционно в общей теории права считается, что систематизация законо-дательства происходит на основе отраслей права, которые складываются объек-тивно. Соответственно, связь между системой права и системой законодатель-ства рассматривается как связь содержания и формы, поскольку система права характеризует внутреннее строение права, а система законодательства относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников пра-ва .
Однако в последние десятилетия нередко и среди теоретиков права, и сре-ди представителей отраслевых юридических наук данная аксиома стала подвер-гаться сомнению. Некоторые авторы указывают на значимость главным образом исследования лишь проблем системы законодательства . Встречаются также утверждения об отсутствии отраслей права как таковых и об их искусственном выделении в целях удобства кодификации и пользования правовыми нормами .
Позиция, безусловно, очень удобная, особенно для законодателя. Дей-ствительно, на практике нередко при подготовке проектов законов лица, пред-ставляющие субъекта законодательной инициативы, и непосредственные разра-ботчики законопроектов не обременяют себя необходимостью ознакомиться с результатами научных исследований по системе права, а также решить вопрос о том, какое место будущий правовой акт будет занимать в системе законодатель-ства и как будет соотноситься с другими правовыми актами. Вместе с тем, отри-цая существование отраслей права и систему права, мы лишаем систему законо-дательства того идеала, к которому следует стремиться. Законодательство, по-строенное только лишь на субъективных соображениях отдельных лиц, будет напоминать лоскутное одеяло, а не единую, согласованную систему. Таким об-разом, такой подход следует признать неконструктивным, он ведет к нивелиро-ванию базовых категорий юриспруденции, ничего не давая взамен и порождая хаос в правовом поле.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая от 26.01.1996. № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 08.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Российская газета. - 2001. - № 249.
Литература
6. Бaхвaлoв C.B. О развитии справочных правовых систем и перспек-тивах кодификации // Кодификация законодательства: теория, практика, техника. Материалы международной научно-практической конференции (Нижний Нов-город, 25-26 сентября 2015 года). - Н.Новгород: Изд-во Нижегор. Акад. МВД России, 2016. - С. 279-280.
7. Бoгдaнoвскaя И.Ю. Особенность систематизации в странах «общего права» // Право и политика. - 2013. - №7. - С. 48-52.
8. Барсегян А.Г. Перспективы развития системы официальной класси-фикации правовых актов в Российской Федерации // Законодательство. – 2013. - № 6. – С. 34-45.
9. Гончарова Л.Н. Кодификация как способ систематизации законода-тельства и форма правотворчества // Наука и образование: хозяйство и экономи-ка; предпринимательство; право и управление. - 2020. - № 11 (126). - С. 78-81.
10. Желдыбина Т.А. - Вопросы законодательной техники в процессе ко-дификации права // Российская юстиция. - 2016. - № 4. - С. 6-9.
11. Зарьков Д.С. К вопросу о понятии процесса консолидации норма-тивно-правовых актов// Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2019. - № 6 (131). - С. 53-60.
12. Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник. 2-е изд., пересмотр. - М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. – 462 с.
13. Кленова Т.В. Принципы кодификации уголовно-правовых норм // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Материалы Между-народной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25 – 26 сен-тября 2015 года) / Под ред. д.ю.н., проф. В.М. Баранова, к.ю.н., доцента Д.Г. Краснова. - Н. Новгород, 2016. - С. 843 - 844.
14. Козинец К.К. Исторический очерк российских систематизации зако-нодательства в форме свода законов // Право и современные государства. – 2014. - № 1. – С. 19-24.
15. Кононов П.И. О систематизации российского административного права и законодательства // Административное право и процесс. – 2014. - № 6. – С. 6-11.
16. Крашенинников П.В. Кодификация отечественного гражданского права. - М., 2015. – 403 с.
17. Крупнова Т.Б. Модернизация законодательства как реальность со-временного этапа систематизации законодательства // Конституция и модерни-зация законодательства. Материалы XV Международной школы-практикума молодых ученых-юристов. - 2020. - С. 849-856.
18. Лившиц Р.З. Отрасль права - отрасль законодательства // Советское государство и право. - 1984. - № 2. - С. 47.
19. Миронов В.О., Зин Н.В. Систематизация законодательства: понятие и виды // Право и государство: теория и практика. - 2019. - № 7 (175). - С. 48-50.
20. Об эффективности законодательства (в т.ч. бюджетного) см. подр.: Эффективность законодательства: вопросы теории и практика: Моногр. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельянцев. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИНФРА-М, 2016. - С. 210.
21. Осипенко С.В. Из опыта систематизации и кодификации российского законодательства// Право и образование. - 2019. - № 12. - С. 138-141.
22. Поленина С.В. Системность права и законодательства как фактор устойчивости общественных регуляторов // Концепция стабильности закона / Отв. ред. В.П. Казимирчук. - М.: Проспект, 2000. – 230 с.
23. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник. - М., 2017. – 616 с.
24. Рахманина Т.Н. Кодификация законодательства. - М., 2015. – 257 ч.
25. Рахманина Т.Н. Кодификация и системное развитие права // Коди-фикация законодательства: теория, практика, техника. - Н. Новгород, 2015. - С. 97-104.
26. Саврасова Л.Н., Петрова В.Д., Подкопаева Т.Ю. Социальное значе-ние и технико-юридические характеристики кодификации законодательства // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 62-16. - С. 62-65.
27. Система советского права и перспективы ее развития // Советское государство и право. - 1982. - № 8. - С. 95.
28. Скулыш Е.Д., Шамара А.В. Проблема систематизации законода-тельства об уголовной ответственности // Юридическая наука. – 2014. - № 1. – С. 127-133.
29. Тарбеева К.А. Понятие инкорпорации и основные ее классифика-ции// Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых тех-нологий. Сборник научных статей по итогам работы круглого стола с междуна-родным участием. - 2020. - С. 169-171.
30. Филатова Л.В. Вопросы систематизации законодательства в учетной деятельности органов государственной власти // Юридический мир. - 2012. - №2. - С. 33-36.
31. Хабриева Т.Я. Кодификация российского законодательства в усло-виях федеративного государства // Кодификация законодательства: теория, практика, техника. - Н. Новгород, 2012. - С. 30-39.
32. Храброва М.А., Фарои Т.В. Систематизация как вид правотворче-ства // Социально-гуманитарный вестник. Всероссийский сборник научных тру-дов. - Краснодар, 2018. - С. 150-153.
33. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учеб. - М.: Юрайт, 2012. – 644 с.
34. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учеб. - М.: Юрайт, 2012. - С. 245.
35. Черепанов В.А. О проекте Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. - 2014. - № 3. - С. 105-110.
36. Шитов Г.А. Методологические подходы к изучению систематизации современного законодательства // Закон и право. - 2020. - № 10. - С. 59-62.