Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее время мотивация персонала как отдельная функция управления персоналом приобретает все большее значение в силу того, что современные предприятия и организация стали больше ориентированы на качество товара, что напрямую зависит от человеческого фактора.
Актуальность темы исследования связана с неоспоримостью того, что грамотно выстроенная корпоративная система мотивации персонала повышает конкурентоспособность фирмы. А ее отсутствие может привести к краху бизнеса.
Исследованием развития системы мотивации и вознаграждения персонала в коммерческой организации занимались такие ученые, как: Гуров В. И., Маслоу А. Г, Шапиро С. А., Одегов, Ю. Г., Пашуто, В. П., Кондратьев О.В., Солодовникова, А., Яковлева, Т. Г., Кибанов, А.Я., Яровой М., Яковенко Л., Страхов С.А., Кускеева О.О., Баташева М. А., Листик Е.М.
Целью работы является оценка существующей системы управления стимулированием труда в ООО «ТРК-Пермь» и разработка мероприятий по ее совершенствованию. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- определить экономические вопросы стимулирования труда персонала организации;
- провести анализ стимулирования труда в ООО «ТРК-Пермь;
- разработать предложения по совершенствованию стимулирования труда в организации.
Объектом исследования является ООО «ТРК-Пермь».
Предметом исследования служит система стимулирования труда в ООО «ТРК-Пермь».
В процессе написания работы были использованы общенаучные методы, такие как, дедукция и индукция, анализ и синтез научной литературы по рассматриваемой проблематике, логический и специальные методы – ретроспективный анализ, сравнительно-правовой, анкетирование, анализ документов.
Теоретическая значимость поученных результатов заключается в рассмотрении перспектив развития стимулирования персонала в коммерческой организации.
Практическая значимость заключается в возможности применения разработанных приложений, по развитию системы стимулирования, в любой коммерческой организации.
Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
1. Экономические вопросы стимулирования труда персонала организации
1.1. Теоретические основы организации стимулирования работников
Задача трудовой мотивации персонала с целью повышения эффективности экономической деятельности всегда остро стояла перед менеджментом фирм1.
Многие компании используют в основе своей мотивационной деятельности выводы, сделанные такими известными исследователями как А. Маслоу, Ф. Герцберг, С. Адамс, В. Врум и др.
Однако наиболее широко применяются 2 основные теории: иерархия потребностей по А. Маслоу и теория надобностей К. Альдерфера так как они наиболее точно описывают те мотивы, которые побуждают людей работать эффективнее.
Так же проанализируем концепцию партисипативного управления и теорию «Z» У. Оучи, как пример современных подходов к мотивации персонала, используемых в различных фирмах.
Согласно пирамиде А. Маслоу, у человека есть 5 основных потребностей (рисунок 1)2.
Пирамидообразная модель иерархии потребностей А. Маслоу подчеркивает невозможность перехода на новый уровень без удовлетворения потребностей, находящихся в основании пирамиды. Например, если человек долгое время не удовлетворял потребность в еде, навряд ли он сможет эффективно заниматься бизнесом или любоваться пейзажами3.
Значение пирамиды потребностей А. Маслоу для современного бизнеса состоит в том, что руководители компаний начали выстраивать корпоративную систему мотивации учитывая неоспоримые потребности каждого человека.
Пирамида А. Маслоу послужила основой теории мотивации Клейтона Альдерфера, которую называют «теорией трех факторов» или «теорией потребностей».
Рисунок 1 - Пирамида потребностей Маслоу
По мнению К. Альдерфера у человека существует лишь 3 основных потребности в (рисунок 2):4
- существовании;
- социальных связях (уважении);
- росте (самовыражении)
Рисунок 2 - Теория К. Альдерфела (ERG)
Альдерфел установил следующие закономерности:
- чем меньше удовлетворены потребности существования, тем сильнее они проявляются;
- чем слабее удовлетворены социальные потребности, тем сильнее действие потребности существования;
- чем меньше удовлетворены потребности личностного роста, тем сильнее становятся социальные потребности.
Теория Альфреда полезна при мотивации сотрудников тем, что, зная степень удовлетворенности одних потребностей можно мотивировать сотрудника на удовлетворение иных потребностей. Данную теорию активно используют при построении корпоративной системы мотивации5.
Грамотно выстроенная мотивация – залог успеха компании. Если сотрудники заинтересованы в качественном выполнении своих обязанностей, приближающих компанию к поставленным целям, им не безразлично как свое профессиональное будущее, так и будущее компании – значит мотивация построена успешно.
Модель мотивационного процесса представлена на рисунке 36.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
2. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» // «Собрание законодательства РФ». 2000. N 26. Ст. 2729.
3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // «Собрание законодательства РФ». 1995. N 21. Ст. 1929.
4. Аликаев О.А. Кадровая политика / О.А. Аликаев. – Москва : Лаборатория книги, 2018. – 269 с.
5. Артеменко В.Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для студентов / В.Г. Артеменко. - Москва: Омега-Л; Издание 2-е, 2018. - 270 c.
6. Бариленко В.И. Экономический анализ (для бакалавров): Учебник / В.И. Бариленко, О.В. Ефимова, Ч.В. Керимова, М.Н. Ермакова. - Москва : КноРус, 2019. – 381 с.
7. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации) : Учебник / О.В. Баскакова. – М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2018. – 451 с.
8. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 224 c.
9. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента: в 2 т./ И.А. Бланк. 4-е изд., стер. – М.: Омега – Л, - Т.1. – 2018. – 656 с.
10. Борисова О.В. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.В. Борисова, Н.И. Малых, Ю.И. Грищенко, Л.В. Овешникова. - Москва: Юрайт, 2018. - 651 с.
11. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ / В.В. Бочаров. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 432 c.
12. Брусов П.Н. Современные корпоративные финансы (для бакалавров) / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова, Н.П. Орехова. – Москва: КноРус, 2018. – 337 с.
13. Васин Ю.П. Совершенствование кадровой политики предприятия / Ю.П. Васин. – Москва : Лаборатория книги, 2019. – 238 с.
14. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебное пособие / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: МГУ, 2019. – 497 с.
15. Все преимущества и недостатки теории «Z». [Электронный ресурс]. URL: https://berichnow.ru/motivaciya/teoriya-z-vse-ee-preimushhestva-i-nedostatki.
16. Джерри У. 151 быстрая идея. Как вдохновить персонал на работу / У. Джерри. - М.: Диля, 2018. - 587 c.
17. Драчева Е.Л. Менеджмент : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. - 17 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 304 с.
18. Иванова С.В. Мотивация на 100%: а где же у него кнопка? / С.В. Иванова. - М.: Альпина Бизнескукс, 2019. – 268 с.
19. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 301 c.
20. Кускеева О.О. Мотивация персонала / О.О. Кускеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 5-2. - С. 78-83.
21. Лазарев С.В. Мотивационные программы по удерживанию сотрудников в компании / С.В. Лазарев // Мотивация и оплата труда. - 2019. - №3. - С. 216-223.
22. Листик Е.М. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / Е.М. Листик. - М.: Изд. Юрайт, 2019. - 300 с.
23. Лукашевич В.В. Основы управления персоналом (для бакалавров) / В.В. Лукашевич. - Москва : КноРус, 2016. – 270 с.
24. Мандель Б. Р. Когда людям интересно, они поймут все на свете / Б. Р. Мандель // Ректор вуза. - 2019. - № 3. - С. 56-70.
25. Мескон М. Основы менеджмента. Классическое издание / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М: Вильямс, 2020. - 672 с.
26. Мухаметьянов Д.Х. Стимулирование как метод управления персоналом / Д.Х. Мухаметьянов // Экономика и социум. – 2014. – № 4. – С. 319-323.
27. Савицкая Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. 14-е изд., перераб. и доп. / Г.В. Савицкая. - Москва: ИНФРА-М, 2017. – 680 с.
28. Тебекин А.В. Теория управления [Текст] : учебник / А. В. Тебекин. - М.: Кнорус, 2017. - 342 с.
29. Трилиская Я.С. Применение модели Уильяма Оучи для анализа системы контроля в современных организациях / Я.С. Трилиская // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/4458.
30. Управление персоналом [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. Г.И. Михайлиной. - 3-е изд. - Москва : Дашков и К, 2020. - 279 с.