Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема возрастных изменений и связанных с ними нюансов жизнедеятельности выступает все более отчетливо в связи с развитием служб социальной и психологической помощи. Актуалность работы обусловлена потребностями в более подробной разработке теории и практических экспериментов в сфере улучшения социального благополучия лиц пожилого возраста. Предметом исследования становятся личностные изменения, кризисные периоды личности на данном этапе жизни. Целью работы становится комплексное рассмотрение всех аспектов психологических изменений, а для ее достижения основной пласт работы делится на ключевые задачи: рассмотрение теоретических концепций, сбор примеров проблемных явлений из практической деятельности психологов, социальных работников. Предмет исследования – изменение личностных структур на этапе развития, соотносимом с пожилым возрастом.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1. Предмет, задачи, методы и методики возрастной психологии
Вопросами познания психологических особенностей зрелости стали заниматься в связи с появлением акмеологии и исследованиям, проводившимся под руководством Б.Г. Ананьева. В настоящее время меняются прежние представления о старости, все очевиднее становятся возможности удлинения жизни за счет внутреннего саморазвития, выработки его психологической устойчивости против старения.
Предметом возрастной психологии является изучение общих закономерностей психического развития человека в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому. [12]
Теоретические задачи возрастной психологии концентрируются, в основном, на создании истинной модели развития. Прикладные задачи представляют собой:
построение систем коррекции психологического развития;
построение методов диагностики о оценки психологического развития;
профилактика возможных нарушений в процессе развития
Понятие «возраста» в психологии рассредоточено по нескольким подкатегориям: хронологический, психологический, биологический, субъективный, социальный.
1.2. Кризис пожилого возраста и пути амортизации стресса, связанного с ним
На протяжении всей жизни человек проходит определенные этапы психологического и социального эволюционирования, зафиксированные в лексической единице – «развитие».
Механизмы развития – понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития. [16] Их примерами служат:
интериоризация – как присвоение форм социальных отношений (Л.С. Выготский);
подражание формам поведения другого;
рефлексия как механизм «раздвоения», фиксации данной формы поведения как собственной [16]
Усвоенные с детства, они продолжают управлять непроизвольными реакциями и поступками человека на протяжении всей жизни. Неправильно было бы думать, что подобные механизмы одинаково воздействуют на всех. На амплитуду их действия оказывает влияние, к примеру, гендерная принадлежность.
В течение жизни личность проходит свой путь развития не односторонне, а комплексно. Области развития:
1) Психофизическая – включает в себя внешние и внутренние изменения тела человека;
2) Психосоциальная – обозначает изменения в эмоциональной и личностной сферах;
3) Когнитивная – предполагает все аспекты познавательного развития
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что процесс развития человека принципиально безграничен, так как развитие представляет собой основной способ существования личности.
Развитие личности на этапе зрелости имеет свои специфические психологические особенности: продолжение выполнения профессиональных и социальных ролей, изменение образа жизни в связи с уходом детей из родительской семьи, менопауза, изменения в физическом и интеллектуальном развитии и др. [14] Но примеры из жизненных ситуаций несколько расходятся с основной «схемой»: с развитием медицины все больше супружеских пар могут позволить себе родить детей в районе 50 лет и активно пользуются такой возможностью. Данный социальный феномен присущ лицам из обеспеченных слоев населения, каких, безусловно, меньшинство.
1.3. Особенности отношения общества к пожилым в России
Образ пожилого человека и пожилого возраста в глазах представителей других поколений России скорее негативен, чем позитивен. Бедность и неадекватность современным условиям (как в плане жизненного опыта, так и по параметрам приспособленности к современной жизни), пассивность представляются многим россиянам наиболее «выдающимися» характеристиками пожилого возраста. Но эти представления меняются, когда речь идет о близких пожилых людях. Для социальной политики это может означать необходимость организации возможностей для более частого значимого взаимодействия пожилых и молодых людей в целях снятия психологического эффекта «свой-чужой». Успешными примерами таких программ становятся программы по обучению молодежи пожилыми людьми (к примеру, рукоделию), и наоборот – обучение пожилых молодыми (например, навыками работы на компьютере), а также совместные мероприятия военно-патриотического характера. [11]
Для российской реальности типично преобладание женского населения в общей популяции лиц пожилого возраста. Отсюда следует остро встающая проблема брачного одиночества женщин и связанных с ней эмоциональных проблем: подавленности, отчуждения, угнетенности. Каково же отношение общества к пожилым и стоит ли ждать от него снисхождения и понимания?
1.4. Методы и методики выявления личностных проблем пожилых лиц
Современной наукой накоплено множество подходов к ускоренному «распознаванию» структуры личности, индивидуальных особенностей человека.
«Никакая психологическая работа невозможна без установления основных принципов этой науки. Прежде чем приступить к постройке, надо заложить фундамент» - Н.Н. Ланге. [3]
Метод — это обобщенный способ действия, совокупность однородного класса психодиагностических методик. Методика — это конкретный приемы, средства, формы для достижения диагностической цели. Например, метод тестов имеет сотни конкретных воплощений: тест Д. Векслера, тест Р. Амтхауэра и пр. Проективный метод конкретизируется в методиках: "Незаконченные предложения", чернильные пятна Г. Роршаха и пр. [2]
Возрастная психология оперирует эмпирическими и организационными методами для решения поставленных задач.
К организационным методам относят:
1. Метод поперечных срезов, стратегия которого заключается в сопоставлении фактов на выборках, различающихся только по параметру хронологического возраста. Участники — представители разных возрастов периода зрелости.
2. Сравнительный метод во главу угла ставит сравнение показателей между группами из прредставителей разных возрастных слоев (к примеру, с интервалом в 2 года).
3. Комплексный: один объект изучается учеными из разных областей.
4. Близнецовый метод основан на принципе наследственной обусловленности признаков.
5. Лонгитюдный предполагает фиксацию изменений на разных временных отрезках развития.
Группа эмпирических методов включает наблюдение и самонаблюдение, осуществляемые преднамеренно, систематично и целенаправленно для дальнейшего анализа и объяснения. Лонгитюдный способ позволяет наблюдать в течение длительного времени (дневники пожилых, отражающие развитие их мыслительных операций и пр.)
Социальные проблемы лиц пожилого возраста сосредоточены, в основном, в сфере здоровья, материального состояния и одиночества. Для их выявления социальными работниками чаще используются опросы.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
2.1. Этапы эмпирического исследования и подбор диагностических средств
Социальные и психологические эмпирические исследования зачастую называются наблюдением. Исследование проводится по определенной программе и плану. Чем старше возраст респондентов, тем короче должны быть интервалы между фиксацией черт поведения. Широкое распространение в исследовательской практике получил инструментарий психодиагностических методов, благодаря его скорости и высокой степени достоверности получаемых результатов.
Начало работы психолога-диагноста обусловлено наличием внешнего запроса, который задан контекстом диагностической ситуации. В зависимости от него индивидуально подбирается линейка диагностических средств. Общая схема работы проходит по 4 основным этапам:
1. Сбор анамнеза и формулировка задач.
2. Описательное обобщение и гипотетический конструкт.
3. Переход от описательного обобщения к теории личности (создаётся рабочая модель изучаемого случая).
4. Психодиагностическое исследование завершается разработкой программы действий, которые необходимо осуществить в связи с полученными результатами и разработкой соответствующих рекомендаций. [1]
2.2. Практическое применение методов и диагностических методик исследования лиц пожилого возраста
Диагностика возрастных изменений начинается с наблюдения и эксперимента как основных методов исследования в психологии развития. [13]
Наблюдение (первейших метод) представляет собой достаточно трудоемкий процесс, требующий существенных затрат времени. Для ускорения психодиагностического процесса применяются эксперименты, распределенные по методикам и методам.
Проективные методики (см. Приложение 1)
Тесты межличностных взаимоотношений (см. Приложение 2)
Изучение социально-обусловленных черт (см. Приложение 3)
Особенности эмоционально-личностной сферы (см. Приложение 4)
Тесты на процессы мышления (см. Приложение 5)
Защитно-компенсаторные механизмы (см. Приложение 6)
Биологически-обусловленные черты (см. Приложение 7)
Уровень интеллекта (см. Приложение 8)
2.3.Анализ результатов эмпирического исследования социально-психологических проблем личности пожилого возраста
После получение «сырых» баллов тестов проводится их обработка, сопоставление с результатами интервью, наблюдения. На этом этапе происходит обращение к структуре личности.
Профессиональный психолог понимает, что синтез и заключение психологодиагностической работы должно опираться на принцип приоритета качественных параметров (результатов наблюдения) над количественными (числовых результатов тестов). Хороший специалист всегда способен провести отбор существенных свойств личности, раскрыть внутренние связи между ними, мудро оперируя теориями личности. Конечным звеном психодиагностики становится написание заключения.
Психолог-диагност должен уметь структурировать полученную информацию, производить тонкий анализ, включающий не только описание самого явления, но и попытки разобраться в причинах полученного результата.
2.4. Рекомендации по написанию психодиагностического заключения: структура, объем, возможные ошибки
Заключительным этапом исследования проблем личности пожилых лиц становится написание психодиагностического заключения, публикация результатов социологических опросов.
Результаты психодиагностического обследования могут воплощаться в следующих фомах:
- психологическая интерпретация (на базе проективных и стандартизированных методик);
- психологические портреты(общий, частный, экспресс);
- психодиагностические заключения [10]
Обязательные пункты психодиагностического заключения включают: анкетные данные (ФИО, возраст, пол), отношение к исследованию и манера поведения в процессе ответов на вопросы. Описание должно вестись по смысловым блокам, а не по методикам. Язык психодиагностического заключения должен исключать термины, а также разговорный стиль речи. Стиль изложения следует выбирать вероятностный, однако рекомендации не должны быть слишком расплывчатыми, обязательным компонентом их считается конкретное побуждение к действию. Возможна дифференциация по адресатам: родственникам, соц. работникам, мед.персоналу.
2.5 Рекомендации по оказанию помощи социально-психологического свойства лицам пожилого возраста
Эмоциональное благополучие пожилых людей зависит от социально-психологических факторов: от способов структурирования свободного времени и организации досуга. Специалист социальной сферы, помогая пожилому человеку изменить отношение к себе, к своему образу жизни, досугу, может существенно повлиять на степень удовлетворенности жизнью. [5]
Исследования, проведенные Перланом и его коллегами, вывели гораздо больше фактов одиночества среди пожилых людей, которые проживали с родственниками, чем среди других пожилых, которые жили одни. Оказалось, что социальные контакты с друзьями или соседями оказывают больше влияние на внутреннее благополучие пожилых людей, чем контакты с родственниками. Контакты с друзьями и соседями снижали их чувство одиночества и повышали чувство собственной пригодности и ощущение, что тебя уважают и другие. [15]
Отсюда вывод о том, что пожилому сегменту общества нужно создавать условия для общения со сверстниками, в среде которых они смогут почувствовать значимость, уважение к заслугам, будут обмениваться впечатлениями на основе долгого жизненного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенная работа по систематизации научных знаний в области социально-психологических проблем личности пожилого возраста наводит на мысль о рассмотрении пожилого возраста как кризисного периода в развитии личности, сопровождающегося переходом на новый этап с надстройкой новых смысловых образований. Потеря былого социального статуса, материального и физиологического благополучия, сопряженного с угасанием биологических функций, тем не менее оставляет место для психологического развития. Его основой становится изменение мировоззрения в сторону идентификации себя с родом людским, ощущением преемственности поколений, поиском новых увлечений и методов борьбы с одиночеством, неизбежно настигающим пожилого человека.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азарова Л.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика»/ Л.А. Азарова– Минск, 2016, 208 с.
2. Алмазова С.Л. Методы психологической диагностики: учебное пособие. Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т., — 2010, — 116 с.
3. Белова О.В. «Общая психодиагностика: методические указания»/О.В. Белова — Новосибирск, Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996, 27с.
4. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие/ Т.В. Бендас – Спб.: Питер, 2006. – 431 с.
5. Бобик Т.В. Исследование социально-психологических проблем пожилых людей/Т.В. Бобик: статья в Научном периодическом издании "IN SITU" Ярославль, Изд-во"IN SITU" — 2015, с. 116-118
6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика/ А.А. Бодалев, В.В. Столин – Спб.: Изд-во «Речь» 2006, – 440 стр.
7. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология/ А.К. Болотова, О.Н. Молчанова – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 526 с.
8. Дереча В.А. Психопатология: учебник и практикум для вузов/ В.А. Дереча – М.: Изд-во Юрайт, 2019, – 291с.
9. Игнатова Е.С. Психодиагностика/ Е.С. Игнатова – Пермь, Изд-кий центр «Perm University Press», 2018, 94 с.
10. Капустина Т.В., Асриян О.Б., Кадыров Р.В. "Психологическое заключение: виды, структура и содержание (учебное пособие)/ Т.В. Капустина, О.Б. Асриян, Р.В. Кадыров – Ульяновск, Изд-во Зебра, 2016 - 131 с.
11. Коновалова А.М. Психология зрелости и старения: Ежеквартальный научно-практический журнал №4/ А.М. Коновалова– М., Изд-во «Роспечать», 2013 - 21 с.
12. Кручинин В.А., Комарова Н.Ф. Психология развития и возрастная психология: Учебно-методическое пособие/ В.А. Кручинин, Н.В. Комарова – Нижний Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2016. – 219 с.
13. Муслумов Р.Р. Психология развития и возрастная психология: Практикум/ Р.Р. Муслумов – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2014. – 108 с.
14. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология/ И.В. Носко – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2003. – 124 с.
15. Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества/ Н.Е. Покровский -М.: Прогресс, 1989 — 624 с.
16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
17. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко – Москва: Гардарики, 2005. – 349 с.
18. Ястребов В.С., Михайлова Н.М., Сейку Ю.В. Старость и психическое здоровье: пособие для пациентов и членов их семей/ В.С. Ястребов, Н.М. Михайлова, Ю.В. Сейку – М.: Изд-во РБОО Центр социально-психологической и информационной поддержки «Семья и психическое здоровье, 2008, – 36 с.
Электронные источники:
19.Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития): Электронный учебник. [Электронный ресурс] - Режим доступа: ЭБС: chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru
20. Николаева Э.Ф., Чекина Л.Ф., Денисова Е.А. Возрастная психология [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие, Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017 – 91 с. - Режим доступа: ЭБС: dspace.tltsu.ru