Фрагмент для ознакомления
2
В античности термином «амнистия» обозначалось примирение после войны или каких-то внутренних раздоров. Когда она объявлялась, поданные в суды жалобы не разбирались, приостанавливалось производство по уже рассматриваемым делам, отменялись вынесенные наказания.
Например, в Афинах при Солоне в отношении Алкмеонидов, в Риме после убийства Цезаря и т.д. Думается, этот изначальный смысл амнистии должен сохраняться и в наши времена.
Итак, амнистия (в переводе с греческого - прощение) - это мера, которая применяется по решению государственной власти к тем лицам, в отношении которых совершение уголовного деяния является доказанным фактом или в отношении которых ведется уголовное преследование. Суть амнистии состоит в полном либо частичном освобождении от наказания или же замене наказания на более мягкое.
Природа амнистий базируется на соображениях гуманизма. Но, на сегодняшний день амнистии, довольно часто используются с целью решения практических и даже политических задач. Например, амнистии могут быть объявлены, чтобы уменьшить число учреждений исполнения наказаний или освободить определенный круг лиц, допустим, с целью прекратить национальный или вооруженный конфликт и т.п.
Углубляясь в историю вопроса, заметим, что для российской государственности, амнистии, чем-то новым и неизвестным, не являются. За прошедшие последние 150 лет, было объявлено 40 амнистий, то есть по одной в четыре года. Здесь обратим внимание, что увеличение числа государственных прощений выпал на 90-е годы прошлого века. В период перестройки амнистия была объявлена 10 раз, что, в процентном соотношении, составляет четверть от всех амнистий в России за указанный исторический период. Во многом, это было связано с последствиями вооруженного конфликта в Чечне и результатами формирования новой политической системы России.
В царской России амнистии объявлялись в связи с восшествием на престол монарха, важными военными победами и в честь заключения мирных соглашений. В советский период правители объявляли амнистии, приуроченные к важным идеологическим праздникам и датам. Впоследствии советская власть связывала значительное количество амнистий с годовщинами победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Анализируя исторический аспект рассматриваемого вопроса, представляется уместным обратить внимание на то, что на протяжении всей российской истории, в народе всегда довольно настороженно относились, да и сейчас относятся к «государеву решению о прощении». Негативное отношение к амнистиям демонстрируют многие политические деятели, а также и ученые. Основная причина указанных опасений, это возможный выход на свободу элементов, обладающих высокой степенью антисоциальной мотивации и склонности к рецидиву.
С сожалением приходится констатировать, что история Россия свидетельствует о наличии такого печального опыта. В частности, вспомним, что в результате объявления амнистий 1953 и 1957 годов, было освобождено довольно большое число опасных преступников, совершивших общественно опасные деяния, позже опять севших за решетку.
Однако в настоящее время, уже можно вести речь о положительной ситуации по отношению к последующей реабилитации лиц, получивших свободу по акту амнистии. На сегодняшний день, процентное соотношение рецидива в группе амнистированных составляет не более 5%, что свидетельствует об их социализации, трудовом устройстве и надлежащем медицинском обслуживании.
Таким образом, можно сделать следующие общие выводы. В античности термином «амнистия» обозначалось примирение после войны или каких-то внутренних раздоров (в переводе с греческого амнистия- прощение) - это мера, которая применяется по решению государственной власти к тем лицам, в отношении которых совершение уголовного деяния является доказанным фактом или в отношении которых ведется уголовное преследование. Суть амнистии состоит в полном либо частичном освобождении от наказания или же замене наказания на более мягкое.
Природа амнистий базируется на соображениях гуманизма. Но, на сегодняшний день амнистии, довольно часто используются с целью решения практических и даже политических задач.
Соответственно, можно утверждать, что амнистия - это исключительный акт, для принятия которого должны быть очень веские основания. Ее возможные последствия должны быть тщательно выверены. Если амнистии объявляют часто, по случайному принципу или надуманным основаниям, то это признак нестабильной политической ситуации, несовершенной правовой системы и несправедливого общественного устройства.
2.1. Понятие и сущность амнистии
Амнистия (в пер. с греч. «прощение») , представляет собой меру, применяемую по решению органа государственной власти к совершившим преступные деянии лицам, что выражается в полном либо частичном освобождении от назначенного виновному наказания, замене его на более мягкое либо в полном в прекращении преследования по уголовному законодательству . Таким образом, амнистия выступает в качестве акта гуманизма и милосердия государства, подразумевающий юридическое смягчение участи указанных лиц .
Таким образом, нужно различать общую и частичную амнистию. Первая распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные, при соблюдении обязательных условий соответствующего акта, вторая – на отдельную категорию лиц, совершивших преступления (например, лица несовершеннолетнего возраста, женщины).
Институт амнистии не является специфической чертой российского уголовного права. Во многих странах амнистия применяется очень редко, несмотря на то, что в конституциях этих стран предусмотрено издание актов об амнистии (Франция, Италия, Швейцария, Греция, Япония). В ряде стран мира акты об амнистии вообще не принимаются (США, ФРГ, Великобритания, Австрия) .
Амнистия как самостоятельный институт отечественного уголовного права получила свое развитие в советское время и сегодня выступает эффективным средством гуманизации карательной политики. В действующий УК РФ включена отдельная статья, которая посвящена порядку объявления и правовым последствиям акта амнистии (ст. 84). Правом издания такого акта в силу ст. 103 Конституции РФ обладает Госдума ФС. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК РФ амнистия предусматривает: освобождение от уголовной ответственности, наказания, а также его сокращение и замена на более мягкое, 5) освобождение от дополнительного наказания, снятие судимости .
В уголовно-правовом контексте, значение амнистии в следующем:
1) выражение гуманизма, подразумевающее облегчение судьбы виновных;
2) быстрейшая адаптация осужденных для нормальной жизни в обществе, стремящихся исправиться;
3) дополнительная мотивация законопослушного образа жизни;
4) амнистия выступает важной частью государственной уголовной политики и мер противодействия преступности .
Обычно, амнистия, не может распространяться, на: совершивших особо тяжкие преступления; 2) повторно осужденных за умышленные преступные деяния; 3) ранее освобождавшихся от наказания по амнистии либо помилованию, но снова совершивших преступное деяние .
Нереабилитирующий характер амнистии исключает возможность освобождения лица от уголовной ответственности, поскольку последняя уже возникла в виде правового отношения. Но, в случаях, установленных законодательством, отношения уголовной ответственности могут быть прекращены по нереабилитирующему основанию. Как следствие, амнистия предполагает освобождение лица от уголовной ответственности, ее можно считать освобождением от применения мер, в которых она реализуется. Иначе говоря, при амнистии уголовно-правовая ответственность наступает, но не реализуется или ее реализация прекращается .
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ существует обширный контроль за соблюдением основных прав и свобод человека посредством судебного права. Положение ст. 10 Конституции РФ закрепляет важнейший принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
В связи с этим, в научной литературе отмечается, что нормы об амнистии фактически игнорируют указанные требования полностью, нарушают принцип равенства граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), поскольку амнистия распространяется только на те преступления, которые совершены до издания акта об амнистии. Таким образом, виновное лицо до принятия акта амнистии искусственно ставится в более привилегированное положение по сравнению с лицом, которое совершило то же самое преступление после объявления акта амнистии по основаниям, которые не имеют отношения к целям уголовного наказания .
Можно утверждать, что при амнистии не соблюдается (реализуется), а даже нарушается важнейший уголовно-правовой принцип – принцип индивидуализации уголовного наказания.
Объявление амнистии осуществляется, как уже отмечалось, Госдумой РФ путем принятия постановлений, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы (простое большинство или не меньше 226 голосов), подписываются Председателем Госдумы, подлежат официальному опубликованию.
Вполне логично предположить, что в зависимости от состава депутатов и победившей на выборах политической партии меняются правила реализации положений уголовно-правового института амнистии. Подобная ситуация представляется недопустимой, в связи с чем необходимо разработать и принять Закона об амнистии, целью которого будет формирование единых правил (механизма их реализации) объявления в стране амнистии. При этом нужно отметить, что закрепленный на конституционном уровне институт помилования, подобно институту амнистии, также очевидно противоречит таким важнейшим принципам права, как принцип разделения властей и осуществления правосудия только судом, принцип верховенства закона, принцип равенства перед законом и судом, принцип публичности рассмотрения уголовного дела и состязательности сторон и т.п.
Амнистия и помилование зачастую выступают как препятствие в реализации конституционно-правового принципа полного возмещения виновным лицом ущерба, причиненного потерпевшим от совершенного уголовно-правового деликта (ст. 52 Конституции РФ). В таком контексте достаточно очевидным представляется то, что институты амнистии и помилования противоречат базовым положениям Конституции РФ. С другой стороны, данные институты прошли проверку временем, практикой правоприменения, призваны дополнить несовершенство и неполноту действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства, компенсировать его карательные публично-правовые начала .
Целью амнистии, полагаем, является смягчение участи лиц, совершивших преступления, характер и обстоятельства совершения которых свидетельствуют о небольшой степени общественной опасности как совершенного деяния, так и совершившего их лица. Снятие (погашение) судимости осужденных, которое предусматривается и регулируется ст. 86 УК РФ, является достаточно распространенным проявлением амнистирования. Если рассматривать амнистию в таком ракурсе, то поскольку при ее объявлении по материалам о преступлениях, по которым еще не возбуждено уголовного дела, выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению (ст. 5 УПК РФ), сам акт амнистии превращается в противоправное основание, которое оставляет преступление без наказания .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 2. – Ст. 198.
5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 года №6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» // СПС «Консультант Плюс»
6. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2006 года № 3498-4 «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа» // СПС «Консультант Плюс» 2021.
7. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 апреля 2006 года № 3043-IV «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России» // СПС «Консультант Плюс» 2021.
8. Постановление ГД ФС РФ от 26.05.2000 № 398-III ГД (ред. от 28.06.2000, с изм. от 05.07.2001) «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 22. – Ст. 2286.
9. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 декабря 1999 года № 4784 «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе» // СПС «Консультант Плюс» 2021.
10. Постановление ГД ФС РФ от 10.06.1998 № 2580-II ГД «О распространении действия Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 1199-II ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике» на лиц, уклонившихся от военной службы» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 26. – Ст. 3018.
11. Постановление ГД ФС РФ от 09.02.1996 № 60-II ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 года» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 8. – Ст. 722.
12. Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 15.10.2019) «О едином учете преступлений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. – № 5.
13. Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 13.09.1990 № 2-8 «О несоответствии норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, определяющих основания и порядок освобождения от уголовной ответственности с применением мер административного взыскания или общественного воздействия, Конституции СССР и международным актам о правах человека» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР, 1990, № 39, ст. 775.
Материалы судебной практики
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.04.2003 № 7-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» в связи с жалобой гражданки Л.М. Запорожец» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 18. – Ст. 1748.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 № 11-П «По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года № 492-III ГД // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 3059.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.10.1996 № 18-П «По делу о проверке конституционности статьи 6 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина О.В. Сушкова» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 45. – Ст. 5203.
17. Определение Верховного Суда РФ от 08.07.2002 № 3-Д02-21пр. Документ опубликован не был // СПС Гарант 2021.
18. Постановление 23 Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 (ред. от 14.03.1963) «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям». Документ опубликован не был // СПС Гарант 2021.
Учебная и научная литература
19. Аветисян С.В. Амнистия, помилование и обратная сила уголовного закона // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2012. – №4. – С. 48.
20. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18 октября 2015 года по уголовному делу № 22-6945/2015 // СПС «Гарант» 2021
21. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 9 июля 2015 года по уголовному делу № 22-3385/2015 // СПС «Гарант» 2021.
22. Аскеров Э. Акты об амнистии и помиловании // Законность. – 2005. – № 11. – С. 53-54.
23. Аюпова Г.Ш. Юридические последствия вынесения постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) применительно к ст. 264.1 УК РФ // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 1. – С. 132-137.
24. Бочарникова Л.Н., Бельский А.И. Проблемы реализации права на амнистию и помилование в российском законодательстве // Вестник БЮИ МВД России. – 2012. – № 1. – С. 40.
25. Васильев А.М. Амнистия и ее юридическое значение // Право и образование. – 2017. – № 9. – С. 59-60.
26. Виноградов А.В. Применение института амнистии в уголовном законодательстве России // Актуальные проблемы уголовной и уголовно-процессуальной политики: Материалы всероссийской научно-практической конференции 2015 года. – Омск: ОЮА, 2015. – С. 57.
27. Виноградов А.В. Указанное сочинение. – С. 58-59; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 февраля 1994 года №65-1 «Об объявлении политической и экономической амнистии» // СПС «Консультант Плюс» 2021.
28. Владимирова О.А. Некоторые вопросы освобождения от уголовной ответственности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2010. – № 74. – С. 16-17.
29. Греку В.П. Правовые проблемы механизма применения амнистии в современных условиях // Совершение социально-экономической и научно-образовательной сферы как средство преодоления кризиса в России: Материалы международной научно‐практической конференции. Серия «Научный вестник». – Кисловодск: МИЛ, 2015. – С. 168
30. Григорян В.А. Амнистия: теория и практика применения // Следователь. – 2004. – № 7. – С. 10.
31. Гришко А.Я. Амнистия. Помилование: Монография. – М.: Логос, 2018.
32. Ермолович Я.Н. Особенности применения института амнистии к военнослужащим Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. – 2015. – № 10. – С. 84-95.
33. Клейменов М.П., Клейменов И.М. Нераскрытая преступность: Монография. – М.: Норма, Инфра-М, 2019. – С. 63-102.
34. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.Н. Жевлаков и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 3-е изд. М.: Проспект, 20120 Т. 1. – С. 623.
35. Косулина А.Г. Либерализация уголовной политики как одна из детерминант преступного поведения лиц, осужденных к лишению свободы // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2010. – № 6. – С. 85.
36. Кохман Д.В. Современное состояние и тенденции эволюции актов об амнистии гуманистической направленности в Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ // Современное право. – 2017. – № 5. – С. 86-92.
37. Левашова О.А. Амнистия и помилование как поощрительные нормы уголовного права России: Автореф. дисс… на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Елец, 2014.
38. Левашова О.А. Амнистия и помилование как поощрительные нормы уголовного права России: Автореф. дисс…на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Елец, 2014. – С. 10.
39. Марова О.А. Практические аспекты применения амнистии и помилования в РФ // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2017. – № 10. – С. 162-163.
40. Облачинский А. И милость к падшим призывал... // ЭЖ-Юрист. – 2014. – № 4. – С. 3.
41. Раева А.С. За и против амнистии // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2008. – № 6. – С. 53.
42. Сарсенбаева Г.Ш. Амнистия как путь к исправлению // Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2017. – №1. – С. 136.
43. Сторожук М.И. Амнистия и помилование как законный интерес осужденного // Человек: преступление и наказание. – 2016. – № 3. – С. 51-52.
44. Тарханов И.А. Поощрение позитивного поведения и его реализация в уголовном праве (вопросы теории, нормотворчества и правоприменения): Автореф. дисс… на соискание ученой степени доктора юридических наук. – Казань, 2002.
45. Тихомиров Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2018. – С. 30.
46. Фаргиев И.А. Применение акта амнистии в судебной практике // Уголовное право. – 2019. – № 5. – С. 100-106.
47. Фильченко А.П. Амнистия как основание прекращения отношения уголовной ответственности // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 8. – С. 372-373.
48. Хмелевская Т.А. Теоретический анализ правовой природы амнистии и помилования // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2016. – № 29. – С. 67-68.
49. Чугаев А.И. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. – М.: Контракт. 2019. – С. 56-57.
50. Шоргина Е.В. Шоргина Е.В. Некоторые вопросы правовой и социальной природы института прощения в праве //