Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема готовности к школьному обучению в отечественной психологии и педагогике изучалась в различных аспектах. При этом в литературе выделяют самые разные виды готовности (личностная, интеллектуальная, волевая, эмоциональная, физическая, готовность в социальном плане и др.).
Многие родители, понимая важность и необходимость перестройки всей деятельности ребенка (с игровой на учебную), готовы сделать все, чтобы помочь ему вступление в новую фазу жизни. Но часто основную свою задачу они видят в том, чтобы ребенок овладел как можно большим объемом «школьных» навыков и умений. Родители полагают, что если ребенок еще в детском саду научится читать и писать, то в I классе ему останется только совершенствовать и закреплять свои знания. Но не все идет так как хотелось бы родителям. Прежде всего то, что ребенок до школы умеет читать и писать совсем не говорит о том, что он готов психологически к обучению в школе.
Давайте рассмотрим основные составляющие психологической готовности к школьному обучению:
- личностная готовность ребёнка к школе – самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе.
- социальная готовность (коммуникативные навыки ребёнка): умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и со взрослыми.
- мотивационная готовность (наличие учебной мотивации).
- волевая готовность к школе – заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни.
- интеллектуальная готовность к школе – речь идёт об интеллектуальном развитии ребёнка, сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, чтобы у него к моменту поступления в школу сложились психологические черты, которые отличают школьника, а именно сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребёнка (6—7 лет), необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет.
Предмет исследования –
процесс диагностики готовности ребенка от 6 до 7 лет к обучению в школе. Базой исследования является:
Цель курсовой работы – раскрыть особенности организации изучения готовности ребенка к школьному обучению..
Цель исследования конкретизируется через решение следующих задач:
- выявить уровень интереса к данной проблеме в психологической науке;
- определить основные характеристики психологической готовности детей к обучению в школе;
- подобрать методики с помощью которых можно качественно выявить уровень готовности к школьному обучению детей экспериментального класса.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы: наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет, диагностические задания для определения готовности детей к школьному обучению; анализ психолого-педагогической литературы; изучение опыта учителей _________________________________________________________
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее теоретические положения и методики могут быть использованы не только для определения готовности детей к школе, но и для организации, коррекционно-развивающей работы учителей начальных классов.
Гл ав а I. Те ор ет ич ес ки е ос но вы из уч ен ия пс их ол ог ич ес ко й го то вн ос ти де те й к шк ол е.
1. 1. Кр из ис 6-7 ле т.
К 6 го да м на чи на ет ся фо рм ир ов ан ие пс их ол ог ич ес ко й го то вн ос ти к шк ол ьн ом у об уч ен ию , и ст ан ов ле ни е ее пр ед по сы ло к св яз ан о с кр из ис ом 6—7 ле т. Вы де ле ни е эт ог о кр из ис а в ра зв ит ии ре бе нк а св яз ан о с им ен ем Л. С. Вы го тс ко го . Он от ме ти л, что ст ар ше го до шк ол ьн ик а ха ра кт ер из ую т ма не рн ич ан ье ; ка пр из но ст ь; на ро чи то вы чу рн ое , ис ку сс тв ен но е по ве де ни е; ве рт ля во ст ь; па яс ни ча ни е. Он на чи на ет ст ро ит ь из се бя шу та ; го во ри т «не св ои м го ло со м» ; гр им ас ни ча ет , и в це ло м его от ли ча ют об ще й не мо ти ви ро ва нн ос ть ю по ве де ни я, уп ря мс тв о, не га ти ви зм . [1 0, с. 9 7] .
Ан ал из ир уя эти пр оя вл ен ия , Л. С. Вы го тс ки й об ъя сн ил их ут ра то й де тс ко й не по ср ед ст ве нн ос ти , не пр ои зв ол ьн ос ти по ве де ни я, ко то ра я ис че за ет как ре зу ль та т на чи на ющ ей ся ди фф ер ен ци ац ии вн еш не й и вн ут ре нн ей жи зн и. Др уг ой от ли чи те ль но й ос об ен но ст ью эт ог о кр ит ич ес ко го пе ри од а Л. С. Вы го тс ки й сч ит ал во зн ик но ве ни е ос мы сл ен но й ор ие нт ир ов ки в со бс тв ен ны х пе ре жи ва ни ях : ре бе но к вд ру г сам от кр ыв ае т фа кт на ли чи я со бс тв ен ны х пе ре жи ва ни й, от кр ыв ае т их пр ин ад ле жн ос ть ему и то ль ко ем у, и са ми пе ре жи ва ни я пр ио бр ет аю т для не го см ыс л. Это об ус ло вл ен о по яв ле ни ем сп ец иф ич ес ко го но во об ра зо ва ни я — об об ще ни я пе ре жи ва ни я (и нт ел ле кт уа ли за ци ей аф фе кт а) : ми р, как та ко во й, во кр уг ре бе нк а все тот же, но ме ня ет ся от но ше ни е к не му со ст ор он ы ре бе нк а. [1 0, с. 9 9] .
Фрагмент для ознакомления
3
СП ИС ОК ИС ПО ЛЬ ЗО ВА НН ОЙ ЛИ ТЕ РА ТУ РЫ
1. Бе зр ук их М. М. , Еф ре мо ва С. П. Ре бе но к ид ет в шк ол у. – М., 19 98 , 24 0с .
2. Бо жо ви ч Л. И. Ли чн ос ть и ее фо рм ир ов ан ие в де тс ко м во зр ас те . - М., 19 68 , 14 8с .
3. Ве нг ер А. Л. Пс их ол ог ич ес ки е ри су но чн ые те ст ы: ил лю ст ри ро ва нн ое ру ко во дс тв о. – М.: ВЛ АД ОС – ПР ЕС С, 20 05 . – 159 с.
4. Ве нг ер Л. А. , Му хи на В. С. До шк ол ьн ая пс их ол ог ия : Уч еб но е по со би е для пе ду чи ли щ. – М.: Пр ос ве ще ни е, 19 88 . – 335 с.
5. Во зр ас тн ая и пе да го ги че ск ая пс их ол ог ия : Хр ес то ма ти я / Со ст .: И. В. Ду бр ов ин а, В. В. За це пи н, А. М. Пр их ож ан . – М.: Ac ad em ia , 20 03 . – 368 с.
6. Во зр ас тн ая пс их ол ог ия : Ли чн ос ть от мо ло до ст и до ст ар ос ти : Уч еб но е по со би е для ву зо в / Под ре д. М. В. Ге ра си мо ва , М. В. Го ме зо , Г. В. Го ре ло ва , Л. В. Ор ло ва . – М.: Пе да го ги ка , 20 01 . – 272 с.
7. Во сп ит ан ие и об уч ен ие де те й ше ст ог о го да жи зн и: Кн. для во сп ит ат ел ей / Под ре д. Л. А. Па ра мо но во й, О. С. Уш ак ов ой . – М.: Пр ос ве ще ни е, 19 99 ., 158 с.
8. Вы го тс ки й Л. С. Пе да го ги че ск ая пс их ол ог ия . – М.: Пе да го ги ка – Пр ес с, 19 99 . – 536 с.
9. Вы го тс ки й Л. С. Пс их ол ог ия . – М.: Из да те ль ст во «Э КС МО -П ре сс », 20 02 . 108 с.
10. Ги нз бу рг М. Р. Пс их ол ог ич ес ко е со де рж ан ие ли чн ос тн ог о са мо оп ре де ле ни я // Во пр ос ы пс их ол ог ии . – 19 94 . – № 3.
11. Гу тк ин а Н. И. Пс их ол ог ич ес ка я го то вн ос ть к шк ол е. – М.: Ак ад ем ич ес ки й пр ое кт , 20 00 . – 168 с.
12. Гу тк ин а Н. И. Пс их ол ог ич ес ка я го то вн ос ть к шк ол е. - 4-е из д. - СП б. : Пи те р, 20 04 .
13. За по ро же ц А. В. Из бр ан ны е пс их ол ог ич ес ки е тр уд ы. - М., 19 86 .
14. Йи ра се к Я. Ди аг но ст ик а шк ол ьн ой зр ел ос ти .- В кн .: Шв ан ца ра И. и др. Ди аг но ст ик а пс их ич ес ко го ра зв ит ия .- Пр аг а, 19 78
15. Ле он ть ев А. Н. Пс их ол ог ич ес ки е ос но вы до шк ол ьн ой иг ры . Из бр ан ны е пс их ол ог ич ес ки е пр ои зв ед ен ия , в 2 то ма х. , Т. 1. - М.: Пе да го ги ка , 19 83 .
16. Ли си на М. И. , Си лв ес тр у А. И. Пс их ол ог ия са мо по зн ан ия у до шк ол ьн ик ов – Ки ши не в: Вы сш ая шк ол а, 19 93 . – 452 с.
17. Ос об ен но ст и пс их ич ес ко го ра зв ит ия де те й 6-7 ле тн ег о во зр ас та / Под ре д. Д. Б. Эл ьк он ин а, Л. А. Ве нг ер а. - М., 19 88 , 136 с.
18. Ру би нш те йн С. Л. Ос но вы об ще й пс их ол ог ии . - СП б. : Пи те р, 20 01 - 705 с.
19. Са по го ва Е. Е. Пс их ол ог ия ра зв ит ия че ло ве ка . - М.: Ас пе кт пр ес с, 20 01 - 460 с.
20. Эл ьк он ин Д. Б. Пс их ич ес ко е ра зв ит ие в де тс ки х во зр ас та х: Из бр . пс их ол ог ич ес ки е тр уд ы. – 2-е из д. , ст ер . – М.: Во ро не ж, 19 97 . – 416 с.
21. Эл ьк он ин Д. Б. Пс их ол ог ия ра зв ит ия . М.: Ак ад ем ия , 20 01 . – 144 с.