Фрагмент для ознакомления
2
Задания на обобщения для школьников:
Два из приведённых шести слов объединены общим признаком, остальные четыре к ним не подходят. Нужно выписать два подходящие друг к другу слова и написать рядом признак, который их объединяет.
Например: лето, месяц, начало, весна, гром, небо. Ответить надо так: лето, весна – времена года
1. Урожай, центнер, магазин, сумма, грамм, сантиметр.
2. Вода, мираж, пустыня, олень, дерево, тундра.
3. Рыба, берег, Волга, горизонт, Киев, Днепр.
4. Сладкий, добрый, глубокий, спелый, горький, железный.
5. Предлог, суффикс, падеж, предложение, приставка, слово.
6. Грамм, дециметр, прямоугольник, задача, расстояние, километр
7. Чёрный, хитрый, горький, узкий, жёлтый, грязный
8. Слово, начало, суффикс, глагол, запятая, корень
9. Космонавт, радуга, Земля, спутник, Марс, горизонт
10. Математика, урок, число, учебник, история, человек Верные ответы:
№ задания ответы
1. Центнер, грамм – меры веса
2. Пустыня, тундра – природные зоны
3. Волга, Днепр – реки
4. Сладкий, горький – вкус
5. Суффикс, приставка – части слова
6. Дм, км – меры длины
7. Чёрный, жёлтый – цвета
8. Суффикс, корень – части слова
9. Земля, Марс – планеты
10. Математика, история – предметы, науки
2.2 Особенности выявления доминирующего типа мышления у разных возрастных групп
В эксперименте принимали участие обучающиеся МКОУ Чуйский лицей:
- Дошкольники 4-5 лет – 7 человек;
- Младшие школьники 10 лет – 4 человека индивидуальная диагностика и 10 человек групповая диагностика (методики «Аналогии» и «Обобщения»);
- Восьмиклассники 13-14 лет – 10 человек. Результаты представлены в таблицах приложения 4.
Кубики Косса. Результаты исследования по данной методике представлены в таблицах 1- 3 приложения.
Наибольшее затруднение у детей всех возрастов вызвало изображение под номером 8: в детском саду с ним справился лишь один ребенок, еще один смог собрать, пользуясь картинкой с сеткой; среди учеников восьмого класса с восьмым изображением не справился один участник, трое собрали по сетке. Так же небольшие затруднения возникли с заданиями 6 и 7.
По таблицам были подсчитаны средние значения. Для восьмиклассников - это 7,7 баллов, для младших школьников – 7,75 баллов, по дошкольникам – 5,43 балла.
Рисунок 1. Результаты выполнения методики «Кубики Косса»
Учитывая то, что дошкольники часто собирали картинки только с использованием сетки, можно сказать, что пространственное мышление (наглядно-образное) у них сформировано недостаточно. В тоже время и у младших школьников и подростков наблюдались затруднения заданиями 6 и 7, и некоторым тоже помогали задания с сеткой. Тем не менее, результаты младших школьников и подростков оказались практически одинаковыми (7,7 и 7,75: погрешности связаны с маленьким количеством младших школьников, принимавших участие в эксперименте) и на порядок выше. Учитывая это, можно сказать, что наглядно-образное мышление у них почти сформировано.
Матрицы Равена. Результаты исследования по данной методике представлены в таблицах 4- 6 приложения.
Данная методика используется для диагностики логического мышления (установление закономерностей). Для дошкольников и младших школьников предъявлялся самый простой вариант заданий – серия А, состоящая из 10 картинок. Для подростков использовалась серия С, состоящая из 12 картинок.
Детям-дошкольникам данный тест дался плохо. Из всех без ошибок его выполнил только один мальчик. Самыми трудными заданиями оказались 9 и 10. У восьмиклассников успеха было больше - трое справились, трое допустили по одной ошибке, остальные – по 2. Практически никто не справился с заданием 12.
Мы подсчитали среднее значение, для восьмиклассников - это 11 баллов из 12, для дошкольников – 7,43 из 10 баллов, для младших школьников - 8,75 из 10 баллов.
Очевидно, что к восьмому классу подростки уже практически не имеют затруднений при решении задач на закономерности, у дошкольников логическое мышление ещё не развито, только формируется, у младших школьников результаты лучше, чем у дошкольников и хуже, чем у подростков.
Рисунок 2. Результаты выполнения методики «Матрицы Равена»
Задачи Пиаже. Результаты исследования по данной методике представлены в таблицах 7- 9 приложения.
Рисунок: из наших испытуемых возрастом от четырех до пяти лет, с этим заданием справилась только одна девочка.
Сохранение площади: при изменении конфигурации поля, на котором пасётся коровка, у всех детей 4- 5 лет, которых я тестировала, ответ был отрицателен.
Нарисовать уровень воды при переливании её в другой сосуд: в детском саду с данным заданием справился только один человек.
Нарисовать уровень воды в сосуде, который меняет положение: результат оказался ожидаемым: в детском саду все выполнили этот тест неверно.
Задание со сравнением площади, которую занимают 6 одинаковых квадратов, распложенных по-разному: дошкольники с этим заданием не справились. Все восьмиклассники справились с заданиями, ошибка испытуемого № 8 носит случайный характер. Средний балл выполнения заданий 2,9 (из 3).
Младшие школьники полностью справились с заданием «Банки в разных положениях», наполовину выполнили первую и третью задачу. Средний балл – 2 из 3-х. Можно предположить, что данные операции у них находятся на стадии формирования, но уже гораздо лучше развиты, чем у дошкольников.
Таким образом, наш эксперимент подтвердил то, что у дошкольников наблюдается эффект, установленный Ж. Пиаже – эгоцентризм мышления. В младшем школьном возрасте он иногда ещё мешает учащимся справиться с заданиями, а в подростковом возрасте он практически не проявляется.
Классификация. Результаты исследования по данной методике представлены в таблицах 10- 11 приложения.
Дошкольники совсем не справились с методикой с картинками. Им пришлось дать упрощённый вариант – несколько фигур: прямоугольник, треугольник, круг и квадрат зеленого, желтого, синего и красного цвета (Методика Ивановой). Разложить их требовалось два раза. Все раскладывали фигуры сначала по форме, а потом по цвету. Однако трое из ребят не смогли придумать ничего, кроме первого способа, а одна девочка предложила интересный способ классификации, разложив фигурки в форме разноцветных домиков (квадрат-само здание, треугольник-крыша, круг-окно). Результаты представлены в таблице 7 приложения.
Результаты восьмиклассников представлены в приложении 4 (таблица 8) и в приложении 5 (фотографии).
Анализ групп, которые складывали учащиеся 13-14 лет, показывает, что операцией классификации они владеют полностью, различия касаются более абстрактных («Всё живое») и конкретных (люди, животные, птицы, насекомые) понятий. Так, испытуемый 4 разложил картинки всего на 5 групп, его понятия были более абстрактными, обобщёнными:
Животный мир Растительный мир Транспорт
Предметы быта (посуда, мебель, инструменты) Люди и их одежда.
В эксперименте многие школьники проявили креативный подход, так, например, они раскладывали картинки по ситуациям:
Ситуация 1 – растения и лопата.
Ситуация 2 – инструменты и уборщица.
Ситуация 3 – школьные принадлежности и пиджак.
Ситуация 4 – одежда и ножницы, сантиметровая лента.
«Летающее» (самолёт, бабочка, птицы).
«Море» (моряк, пароход, рыбы).
Или раскладывали каждую группу ещё на две по признаку «цветная картинка» – «чёрно-белая картинка» (испытуемый 6):
Предметы быта (инструменты, посуда, мебель (цветные картинки). Предметы быта (инструменты, посуда, мебель (ч/б картинки). Животный мир (цветные картинки). Животный мир (ч/б картинки). Растительный мир (цветные картинки). Растительный мир (ч/б картинки). Транспорт (цветные картинки). Транспорт (ч/б картинки). Люди (цветные картинки). Люди (ч/б картинки).