Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические представления о педагогическом общении с подростками 5
1.1. Педагогическое общение как основа работы педагога 5
1.2. Особенности педагогического общения с подростками 13
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей педагогического общения с подростками 17
2.1. Программа эмпирического исследования: методы и критерии анализа 17
2.2. Результаты эмпирического исследования, их обсуждение 19
Выводы по 2 главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 43
Фрагмент для ознакомления
2
С целью выявления коммуникативных навыков школьников было проведено анкетирование учащихся из контрольной и экспериментальной групп.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы была использована методика Т. Г. Григорьевой «Умеете ли вы слушать?» (приложение 2).
Цель диагностики - выявить уровень сформированности коммуникативных навыков школьников-подростков.
В экспериментальной группе были получены следующие результаты: [23].
37,5 % опрошенных являются плохими собеседниками;
18,7 % учащихся являются средними собеседниками;
25,0% являются хорошими собеседниками;
18,8 % учащихся являются отличными собеседниками.
В контрольной группе были получены следующие результаты:
39,2 % опрошенных являются плохими собеседниками;
25,4 % учащихся являются средними собеседниками;
22,7% являются хорошими собеседниками;
12,7% учащихся являются отличными собеседниками.
Таблица 1
Уровень сформированности коммуникативных навыков школьников-подростков на констатирующем этапе ОЭР
Уровень сформированности коммуникативных навыков Экспериментальная группа (%) Контрольная группа (%)
Плохой собеседник 37,5 39,2
Средний собеседник 18,7 25,4
Хороший собеседник 25,0 22,7
Отличный собеседник 18,8 12,7
Таким образом, можно отметить, что большая часть учащихся экспериментальной группы имеет недостаточный уровень сформированности коммуникативных навыков. Четверть класса являются хорошими собеседниками, остальные являются средними и отличными собеседниками.
Далее проводилось анкетирование по методике Г. В. Бороздиной «Общительный ли вы человек?» (приложение 3). Цель применения методики - определить уровень общения школьников-подростков [4, с.101].
В экспериментальной группе были получены следующие результаты: [23]
50,0 % опрошенных имеет низкий коммуникативное уровень, данные учащиеся не намерены его менять в зависимости от ситуации;
31,2 % показали средний коммуникативный уровень, данные учащиеся искренны, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях;
18,8 % опрошенных имеют высокий коммуникативный уровень, данные ученики легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации и могут предвидеть впечатление, которое произведут на окружающих.
В контрольной группе были получены следующие результаты:
56,0 % опрошенных имеет низкий коммуникативный уровень, данные учащиеся не намерены его менять в зависимости от ситуации;
27,0 % показали средний коммуникативный уровень, данные ученики искренны, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях;
16,0 % опрошенных имеют высокий коммуникативный уровень, данные ученики легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации и могут предвидеть впечатление, которое произведут на окружающих.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Василишина Т. В. Эмпатия как фактор эффективности педагогического общения / Т. В. Василишина. – К.: Кондор, 2015. – 20 с.
2. Вербовая К. В. Понимание А. С. Макаренко своих воспитанников как эталон педагогической социальной перцепции / К. В. Вербовая, С. В. Кондратьева // Вопросы психологии. – 2019. - № 2. – С. 43-50.
3. Грехнев В. С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя / В. С. Грехнев. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с.
4. Гуткина Н. И. Психологичеськие проблемы общения учителя с подростком / Н. И. Гуткина // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 99-106.
5. Давыденко В. А. Историко-педагогический аспект эволюции взаимоотношений учителей и учащихся / В. А. Давыденко // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 5. - С. 95-101.
6. Змиевская С. Л. Влияние когнитивных структур личности учителя на результативность педагогического общения / С. Л. Змиевская. – К.: Кондор, 2018. – 17 с.
7. Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства / И. А. Зязюн. – М.: Просвещение, 2014. – 300 с.
8. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 2017. – 190 с.
9. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения / М. Ю. Кондратьев. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. - 304 с.
10. Леонтьев А. А. Психологическое общение / А. А. Леонтьев. – М.: Знание, 2013. – 48 с.
11. Леонтьев А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2015. – 189 с.
12. Мачуская Г.М. Формирование культуры общения субъектов учебно-воспитательного процесса / Г.М. Мачуская // Педагогика и психология. – 2017. - №3. – С. 2-8.
13. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. – М.: МГУ, 2016. – 216 с.
14. Петровский С. А. Психология о каждом из нас / С. А. Петровский. – М.: Изд-во Российского открытого университета, 2015. – 331 с.
15. Психология педагогического общения: Сб. учеб. тр. – Кировоград: КГПИ, 2014. – 191 с.
16. Седова Н. С. Общение учителя и учащихся на уроке // Изучение личности школьника учителем / Под ред. Из. В. Васильевой. – М.: Педагогика, 2015. – 260 с.
17. Семиченко С. А. Психология общения / С. А. Семиченко. – К.: Магистр-S, 2016. – 152 с.
18. Тоба М. В. Психологические детерминанты диалогового педагогического общения / М. В. Тоба. – К.: 2015. – 16 с.
19. Цветкова Т. К. Повышение культуры педагогического общения / Т. К. Цветкова // Вопросы психологии. – 2014. - № 32. – С. 176-177.
20. Ягупов В.В. Педагогика: Учеб. пособие. / В.В. Ягупов – К.: Лыбидь, 2012. – 560 с.
21. Литяга И. В. Некоторые аспекты проблемы общения В подростковом возрасте [Электронный ресурс]. - http://studentam.net.ua/content/view/7910/97/ (дата обращения: 27.05.2021).
22. Трубина К. В. Проблемы педагогического общения с подростками [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/npo-spo/vosproizvodstvo-i-pererabotka-lesnykh-resursov/library/2019/10/01/problemy-pedagogicheskogo (дата обращения: 27.05.2021).
23. Педагогическое общение как средство оптимизации взаимоотношений учителя физической культуры и школьников-подростков [Электронный ресурс] http://4ua.co.ua/pedagogics/ta2ad79a5d43a88421206d27_1.html (дата обращения: 27.05.2021).