- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Социализации детей воспитывающихся в детских домах
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Психология и педагогика
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Социализации детей воспитывающихся в детских домах "?47 страниц
32 источника
Добавлена 25.06.2021 Опубликовано: studservis
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
1.1 Социализация как социально-педагогическая категория 6
1.2 Социализированность и критерии готовности к жизни 7
1.3 Особенности социализации воспитанников детского дома 12
2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА (НА ПРИМЕРЕ ГКОУ ДЕТСКИЙ ДОМ №6 Г.НИЖНИЙ НОВГОРОД
2.1 Управление процессом социализации воспитанников ГКОУ Детский Дом №6 г. Нижний Новгород
17
2.2. Методические рекомендации социализации воспитанников детского дома
22
2.3. Анализ результатов и выводы по исследованию социализации детей в ГКОУ Детский Дом №6 г. Нижний Новгород
29
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМА
36
Заключение 41
Список используемой литературы 44
Приложение 47
Фрагмент для ознакомления 2
Проблемы сирот всегда стояли перед обществом и, скорее всего, возникнут в ближайшее время. Дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся в любом обществе - богатом или бедном, так как никто не застрахован от рисков, которые могут ждать нас в следующую смену. Но в последнее время все больше внимания уделяется социальным сиротам или, как их иногда называют в литературе, "брошенным детям". Это дети, которые воспитываются в детских домах с живыми родителями. Это дети, родители которых бросили свое образование, забыли о них или не выполняют свою воспитательную функцию должным образом. Эти дети составляют основной контингент детских домов. Таких детей воспитывают в детском доме, воспитатели заменяют им как отцов, так и матерей, в них проходит начальный период жизни.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
1.1. Социализация как социально-педагогическая категория
Человек-это социальное существо. Он растет, развивается, становится человеком в обществе. Без общества человек становится антиобщественным. С детства человек окружен обществом. При рождении он вступает в социальный круг семьи, становится ячейкой этого общества. Будучи частью общества, человек приобретает определенный опыт, который было бы трудно приобрести без общества. Социализация - это процесс усвоения индивидом моделей поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе .
Социализация-это сложный, двусторонний процесс. Процесс социализации проходит через всех, от небольшого семейного круга до крупных учреждений. Можно определить сущность социализации следующим образом: социализация-это приобретение опыта существования в обществе и применения этого опыта на практике. Уровни, стадии социализации. Процесс социализации личности происходит на трех уровнях. Биологический: под этим уровнем мы понимаем связь человека с природой. Психологический уровень: в процессе социализации выделяются две стороны индивида, как субъекта, так и объекта социальных отношений. Под субъектом понимается активное начало личности, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность).
Таким образом, процесс социализации человека, по существу, выступает как результат двух процессов: первый из них определяется деятельностью самого человека, а второй-логикой развертывания внешних проблемных ситуаций по отношению к нему. Социально-педагогический уровень. Установить связи в сообществах. Например, ребенок, найдите сообщества с рецепта конкретного общества и обеспечивает. P. Berger различает два типа социализации: социализация первичная, к которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, и вторичную, которая означает, что любой пост-процесс, посредством которого человек уже общался интегрируется в новые секторы общества.
Социализация проходит ряд этапов. Первый период-детство (от рождения до года). Это первый этап в жизни каждого человека. Это начало знакомства с окружающей средой, формирование своего первого института, семьи. Вторая стадия-раннее детство (от 1 до 3 лет), на этой стадии уже немного приходит осознание себя как субъекта действия. Третий период-дошкольное детство (3-7 лет), основным видом деятельности в этом возрасте будет игра. Именно через нее ребенок поймет и познает мир в этом возрасте. Следующий период-школьный возраст (7-14 лет). Этап активной образовательной деятельности. знание себя и своего окружения через полученные образовательные знания. Юношеский возраст 14-25 лет. Учение считается одним из самых важных этапов в жизни каждого человека. Основная деятельность-общение и работа. Именно в этом возрасте чаще всего устанавливается мировоззрение человека, его привычки и отношение к миру. Этот этап, безусловно, важен, и нарушение социализации в этот период может закончиться ошибкой.
1.2. Социализированность и критерии готовности к жизни
Исследователь А. В. Мудрик считает, что "социализация человека происходит в результате его взаимодействия с факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов". Взаимодействие с ними, их влияние на детей, подростков, молодежь не только дополняют друг друга, но в какой-то степени противоречат друг другу.
То, как это взаимодействие происходит в спонтанной, относительно направленной и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит от изменения себя на протяжении всей вашей жизни и в целом от вашей социализации.
Не существует единой точки зрения на то, что представляет собой социализация человека. Интерпретации социализации во многом зависят от того, какой подход к социализации они рассматривают.
В мейнстриме субъект-объектного подхода к пониманию социализации социализация в ее общем виде понимается как "формирование признаков, определенных государством и требуемых этим обществом". Социализация определяется как "эффективное соответствие индивида социальным "предписаниям" .
Многочисленные исследования посвящены выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые гарантируют соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в будущем.
Стало довольно часто думать, что социализация будет успешной в случае способности человека ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Рассматриваются различные механизмы этого руководства. Один из них основан на концепции "ситуационной адаптации": "входя в новую ситуацию, индивид связывает новые ожидания других со своим "я" и тем самым приспосабливается к ситуации".
Исследователи, рассматривающие социализацию как субъект-субъективный процесс, значительно интерпретируют социализацию. Они считают, что социализированный человек не только адаптирован в обществе, но и способен быть субъектом собственного развития и, в некоторой степени, общества в целом .
Исследователи, работающие над субъективно-субъективным подходом, подчеркивали особенности личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность изменять свои ценностные ориентации; способность находить баланс между своими ценностями и требованиями роли; ориентация не на конкретные требования, а на понимание общечеловеческих моральных ценностей.
В рамках концепции социализации, социализация-это достижение человеком определенного баланса адаптации и разделение в обществе .
О степени адаптации человека в обществе свидетельствует ряд признаков:
1) выполнение характерных для общества ролевых ожиданий и требований в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и т.д.), а также знаний, навыков и установок, необходимых для их реализации;
2) наличия и степени формализации целей в жизни-реалистичные в этом обществе и идей о путях социально приемлемых и средств их достижения (т. е. мера согласованности самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды,);
3) уровень образования, необходимый на данном возрастном этапе.
Социализация детей, подростков и молодежи в любом обществе происходит в разных условиях, характеризующихся наличием многочисленных опасностей, негативно влияющих на развитие детей. Поэтому объективно существуют целые категории детей, подростков, молодежи, которые становятся жертвами неблагоприятных условий социализации. Их можно условно разделить на потенциальные и скрытые, которые, в свою очередь, представлены различными типами категорий.
1.3 Особенности социализации воспитанников детского дома
Проблема социализации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время в ситуации серьезных социально-экономических изменений особенно уязвимы воспитанники детских домов. Федеральные и местные органы власти, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и внедряют новые способы и способы социализации этой категории граждан. Однако проблемы социализации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно сложны, проведенные исследования (работы М. И. Буянова, И. А. Залыгина, А. И. Захарова, Е. М. Рыбинского, Е. О. Смирнова и др.) позволяют констатировать, что результатом пребывания в учреждениях жилищного типа является наличие в социальном психологическом состоянии воспитанников таких признаков, как слаборазвитый социальный интеллект, зависимость, арендные помещения, восприимчивый тип, повышенный уровень девиантного поведения [8]. Несмотря на попытки создать системы взаимодействия между различными структурами и органами, работающими с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: детскими домами, детскими домами и исправительными учреждениями, адекватные условия для общения детей и подростков, оказавшихся в трудных ситуациях, до сих пор не созданы. Можно выявить несколько проблем, которые мешают или тормозят процесс социализации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .
Проблема 1. Отсутствие квалифицированных специалистов в детских домах. К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что в нашей стране нет специальности "воспитатель детских домов" и нет учреждений, готовящих учителей к работе в условиях этого специфического типа детских учреждений. Поэтому многие педагоги и педагоги психологически не готовы к этим условиям труда и очень часто уходят. Дети вынуждены привыкать к тому, что взрослые вокруг них-постоянно меняющиеся временные работники, что является фактором, негативно влияющим на развитие и социализацию ребенка.
Проблема 2. эмоциональные и личные уродства Деструктивное воздействие социального положения, усиление материнской, коммуникативной, эмоциональной и сенсорной депривации на общее развитие ребенка - одна из важных причин социальной дезадаптации воспитанников детских учреждений. Специфический социально-психологический аспект ребенка, жизнь которого проходит вне семьи, обусловлен сочетанием ограниченных социальных воздействий с дисфункциональным биологическим фактором развития. Хотя круг общения сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно широк с раннего детства, потребность в эмоционально теплом контакте не находит удовлетворения, так как ребенку нужен определенный тип материнской эмоциональной стимуляции. На самом деле широкий круг общения с эмоционально поверхностным стилем отношения к конкретному ребенку в среде детского дома не может компенсировать дефицит эмоционального тепла. При широком спектре общения адекватные поведенческие стереотипы развиваются у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с большим трудом. Многочисленные контакты со сверстниками, которые перегружают и истощают психику ребенка, могут не способствовать формированию личности и ее безболезненной социальной адаптации.
Проблема 3. "закрытие" детского дома. Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, становятся жертвами процесса социализации из-за их длительного пребывания на полном государственном содержании в учреждениях искусственного социального обеспечения. Воспитанники детского дома характеризуются однообразием и унификацией стилей поведения, что приводит к недостаточному развитию социализации в конкретных социальных ситуациях. Природа закрытого социального пространства Учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации социальных норм и социального опыта, что они узнали, формирование единой позиции и социальной роли, позиции сироты-проявляются в будущем в том смысле, что сироты, выпускники не ценят свою жизнь, ведут образ жизни, асоциальных и преступником, или, наоборот, становятся первыми жертвами различного рода преступлений .
2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА (НА ПРИМЕРЕ ГКОУ ДЕТСКИЙ ДОМ №6 Г.НИЖНИЙ НОВГОРОД
2.1 Управление процессом социализации воспитанников ГКОУ Детский Дом №6 г. Нижний Новгород
Исследование проводилось на базе детского дома ГКОУ №6, Нижний Новгород. Тип учреждения:казенная часть. Детский дом осуществляет свою деятельность в соответствии с государственным назначением. Предметом деятельности детского дома является осуществление полномочий в сфере обслуживания, образования и воспитания детей дошкольного и школьного возраста, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью деятельности детского дома является создание реабилитационного пространства в системе сопровождения воспитанников детского дома, которое поможет выявить риски дезадаптации и ресурсы для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для развития их социальной компетентности.
Основные задачи детского дома:
- Создание благоприятных условий пребывания, близких к дому, способствующих интеллектуальному, эмоциональному, духовному, моральному и физическому развитию детей;
- Уделение приоритетного внимания семейной структуре сирот, ориентация деятельности учреждения на решение проблем семейной структуры детей и сокращение продолжительности пребывания учащихся в детском доме;
- Развитие института сопровождения суррогатов, кровных семей и выпускников детских домов;
- Создание открытой среды развития, обеспечивающей удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников, обучение и развитие полезных навыков и навыков, собственный жизненный опыт детей, воспитываемых в детском доме;
- Проведение полноценной социально-педагогической реабилитации воспитанников детского дома;
- Предупреждение безнадзорности, бездомности, преступлений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
- Создание условий для обновления преподавательского состава и постоянного повышения профессиональной компетентности педагогических работников.
Программа организации воспитательно-воспитательного процесса детского дома предусматривает выполнение государственной функции базового развития воспитанников детского дома. Основным условием достижения этих целей является включение ребенка на каждый этап деятельности с учетом его способностей и способностей. Достижение этой цели достигается поэтапным решением совместных задач детского дома и образовательных учреждений и работой на каждом этапе развития.
Детский дом укомплектован персоналом в соответствии с штатным расписанием. В детском доме усилиями администрации и учителей создана благоприятная воспитательно-воспитательная среда, налажен контакт между воспитателями детского дома и учебными заведениями. Дети живут в комфортных условиях, посещают школьные и городские мероприятия, а также имеют возможность удовлетворить свои когнитивные потребности посредством занятий в пресс-центре и использования дистанционного обучения. Выходные и детские праздники заняты интересными поездками и необычными мастер-классами. Учащиеся распределяются по различным учебным заведениям области в соответствии с их физическими и умственными характеристиками с учетом их индивидуальных особенностей. Нижний Новгород осуществляет социально-педагогическое сопровождение с момента поступления ребенка в детский дом, при его адаптации к условиям проживания в детском доме, при подготовке ребенка к школе, адаптации в первом классе, при переходе на среднюю связь, профориентации и социализации выпускников, работе с детьми "группы риска". 6 Нижний Новгород: - принцип стратегии заключается в том, что сопровождение -это функция Службы специальной встроенной в целом, задачи по защите прав детей имеет стратегическое значение для всей организации; - принцип непрерывности, который предполагает совершенствование и укрепление услуг и функций, существующих наряду с созданием новой модели их реализации; - принцип открытости системы, что означает, что как Учреждения, так и свои услуги, выступают в качестве системы открыто; - приоритетность превентивных мер социально-педагогической поддержки, направленных на предотвращение возникновения факторов риска, конфликтных ситуаций, сохранение и укрепление нормальных условий жизни, благоприятных для индивидуального развития ребенка, что предполагает создание эффективных механизмов ранней диагностики детских проблем; - принцип сложности, позволяющий создать систему поддержки детей в детском доме, в которой ребенок имеет возможность решать все свои проблемы: проблемы здравоохранения, образования, коммуникации, профориентации и т.д.; – индивидуальный подход к каждому ребенку, основанный на анализе его медико - социально-психологических и педагогических особенностей;-сложность решения проблемы каждого ребенка с учетом конкретной ситуации. Все назначенные принципы взаимосвязаны друг с другом, поэтому пренебрежение хотя бы одним из них неизбежно повлечет за собой нарушение других принципов, что грозит разрушить целостность системы.
2.2 Методические рекомендации социализации воспитанников детского дома
Государственной программы по развитию и воспитанию ребенка в детском доме пока нет. Многие детские дома разрабатывают собственные программы, в основном направленные на профессиональную подготовку детей. Однако важнее создать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они узнали все, что могут сделать дети из благополучных семей. Они должны иметь представление о жизни в нормальной семье, об отношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к дому, к организации повседневной жизни.
Программа разработана в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе практического опыта Каменского детского дома № 1, Камен – на-Оби, Алтайский край, программы Г. И. Плясова "воспитание семьянина из детского дома". Эта программа обеспечивает всестороннее развитие и образование детей, и их подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома.
В каждой семье от 10 до 12 детей, некоторые из которых связаны с родственными отношениями. Они живут в условиях, близких к домашним.
Программа предназначена для длительного использования. Программа охватывает все аспекты развития и воспитания ребенка и его готовности к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома.
Программа "Мой дом" включает в себя пять теоретико-практических блоков:
1 блок - " семья и ее функции»;
Блок 2 - " духовные и моральные основы семьи»;
Блок 3 - "домашняя работа в семье",
блок 4 - " семейная экономика и бюджет»;
Блок 5 - "самосовершенствование".
В каждом блоке разрабатываются темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указаны способы их решения).
Программа циклична, ребенок, находясь в детском доме, осваивает ее дважды: в более молодом возрасте-простым и доступным способом, а в старости-более глубоким и глубоким.
Даты определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю в каждом из блоков программы.
Блок "самосовершенствование" построен на основе разработанного ГК Селевко курса "самосовершенствование" в соответствии с возрастными характеристиками детей.
Помимо основной части, в программе предусмотрены дополнительные курсы: "Азбука кухни"," человек в доме","швея". Цель этих классов-предоставить более подробные и глубокие знания и развить навыки, необходимые для управления определенным типом дома.
В процессе реализации программы используются следующие методы: пояснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы со студентами.
В процессе работы со студентами предусмотрено использование следующих методов и форм работы:
Специально организованные занятия:
Разговор;
Истории воспитателя;
Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;
Семейные чтения;
Анализ ситуации по конкретной теме;
Обсуждение;
Устный дневник;
Разговор за семейным столом;
Проекция;
Изложение высказываний по конкретной теме;
Практическая деятельность;
Написание рукописной семейной газеты;
Эссе детей на определенную тему;
Дом " Эрмитаж "(рисунки на ту или иную тему или поделки для украшения комнат и т.д.);
Изготовление семейных фильмов;
Оформление рукописного журнала (сказки для детей, придуманные старшими).
Семейные экскурсии, экскурсии.
Встречи с интересными людьми и специалистами из разных областей.
Семейные вечера на выбранную тему.
Развлечения в кругу семьи (конкурсы, конкурсы, пение песен, драматизация сказок, чтение стихов и т. д.).
семейные игры.
Анкеты, тесты.
Час семейного отдыха.
2.3. Анализ результатов и выводы по исследованию социализации детей в ГКОУ Детский Дом №6 г. Нижний Новгород
Изучение особенностей социализации детей ГКО детский дом №6, Нижний Новгород.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. измерить уровень социализации воспитанников ГКО детского дома №6 Нижнего Новгорода в возрасте 12-17 лет.
2. Диагностика эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между учениками групп.
3. анализ полученных данных.
База исследования: ГКО детский дом №6, Нижний Новгород. Начало исследования-март 2021 года.
Для измерения уровня социализации используется методика К. Роджерса и Р. Даймонда.
Эта методика позволяет выявлять проблемы инвалидности, выявлять отклонения в психологическом состоянии воспитанников детского дома, анализировать и предотвращать проблемы на начальном этапе их возникновения. Предназначен для студентов 12-17 лет.
Описание метода: Метод состоит из 101 утверждения, которые субъект оценивает по 7 – балльной шкале (от 0 до 6 баллов), как свои и не свойственные ему (от 0 – не полностью относится ко мне, до 6-точно ко мне).
Для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы, используется социометрия Джейкоба Морено.
Социометрическая техника используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений с целью их изменения, улучшения и улучшения. С помощью социометрии можно изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой активности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляются на заключительном этапе разработки программы. В нем каждый член группы должен указывать свое отношение к другим членам группы в соответствии с выбранными критериями (например, с точки зрения совместной работы, участия в коммерческой задаче, досуга, игр и т.д.). критерии определяются в соответствии с программой соответствующего исследования: рассматриваются ли отношения в производственной группе, группе свободного времени, временной группе или стабильной группе.
Исследования по уровню социализации проводились в марте 2021 года среди воспитанников детского дома и учащихся 7-го класса Нижегородской средней школы № 17.
Показатели первичного уровня социализации учащихся детского дома и учащихся седьмого класса средней школы, показало, что проблем детей-сирот (поведение не соответствует нормам, требованиям системы социальных отношений, в том числе человека), хотя и находится в пределах нормального диапазона, по-прежнему гораздо больше, чем их сверстников, живущих в семьях. Дети-сироты также имеют более высокий уровень непринятия себя (несоответствие между "я совершенен" и "я реален"), непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль.
И дети, живущие в семьях, и сироты-рабы. Уровень внимания к решению проблем у учащихся превышает тот же уровень у учащихся. В целом анализ этих показателей позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация воспитанников детского дома, хотя и находится в пределах нормы, несколько ниже, чем у их сверстников, воспитанных в семьях.
Таким образом, чрезмерная опека и уход за опекунами лишают детей независимости. Дети, живущие в закрытых учреждениях с раннего возраста, растут в условиях недопонимания.
Казалось бы, в таких условиях следует ожидать, что воспитанники детских домов будут иметь относительно высокий уровень способности организовываться и планировать свое поведение. Как показали исследования, проведенные в детском доме, это далеко не так.
У учеников твердый режим дня, постоянные наставления взрослых, что нужно делать в тот или иной момент, контроль со стороны учителей-все это лишает детей необходимости планировать и контролировать собственное поведение, формирует привычку "шаг за шагом следовать указаниям других людей". Ребенок, воспитанный в семье, находится в менее строгой ситуации требований и контроля, имеет возможность участвовать в сложных и разнообразных мероприятиях взрослых (ремонт телевизора с отцом, приготовление обеда с матерью), научиться выполнять не только индивидуальные операции, но и осваивать довольно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в особой учебной ситуации, а при естественном включении в контекст деятельности, привлекательной для ребенка.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ
Исходя из особенностей учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с нормативных документов, основные из разных уровней, а также локальные акты образовательных организаций, желательно установить программы сопровождения процессов социализации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру, которая соответствует образовательной программе основного, что обеспечит единообразие методических документов, гарантирующих содержание и условия обучения учащихся. В программе сопровождения можно выделить 3 основных раздела: 1) целевой раздел, который включает в себя:
* определение целей и задач программы содействия социализации и социальной адаптации, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
* описание индивидуальных типологических особенностей учащихся, которые необходимы для определения форм, методов и механизмов деятельности образовательной организации, направленных на успешную социализацию и социальную адаптацию сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
* описание ожидаемых результатов программы сопровождения социализации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательной организации;
* определение системы оценки (мониторинга) результатов мониторинга процессов социализации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2) основной раздел содержит описание деятельности по консультированию, психологической, педагогической, правовой, социальной и иной помощи, помощи в образовании и трудоустройстве, защите прав и законных интересов, а также других мероприятий, направленных на социализацию и социальную адаптацию учащихся.
Реализация содержательного раздела возможна через: – системное (комплексное) взаимодействие всех специалистов образовательной организации; - сетевое взаимодействие с общественными организациями, учреждениями и организациями других ведомств и других образовательных организаций. Взаимодействие системной (комплексной) организуется путем реализации программ подготовки к самостоятельной жизни учащихся, программ сопровождения, программы сопровождения конкретных учащихся, которые включают в себя услуги для развития навыков в домашних, и культурных программ обучения и социализации и других программ, разработанных Учреждением для обеспечения социализации, социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определение содержания программ, состава необходимых специалистов, характера сопровождения осуществляется коллегиальным органом образовательной организации (которым может быть психологически-медико-педагогический совет учреждения) на основе индивидуальных психологических, характерных, соматических особенностей и медицинских показаний учащихся. Создание сетей предполагает привлечение специалистов из других организаций, включая образовательные организации, некоммерческие организации, учреждения других ведомств и представителей общественности, для оказания поддержки, социализации и социальной адаптации детей-сирот и брошенных детей. Эта деятельность осуществляется на основании договора о сотрудничестве и не влечет за собой дополнительных финансовых затрат для жилого учреждения.
3) раздел, подразделение отражает план мероприятий по социализации и социализации учащихся, с указанием сроков и лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятия, а также описание условий и ресурсов (Логистика, персонал, информация и методической системы сопровождения.
Одним из компонентов раздела целей системы сопровождения является удобство определение "Запланированные результаты", поскольку критерий успеха деятельности по социализации и общения является соответствие результатов сопровождения, в результате планировалось, что определяет цель, потому что цель программы и ее результат взаимосвязаны. При формулировании цели рекомендуется немедленно определить возможные результаты. Кроме того, чем конкретнее результаты (более четко сформулированы), тем яснее цель программы и тем легче ее реализация. Нужно понимать, в чем конкретно они будут измеряться: где они будут видны, насколько изменится ситуация в обучении. В соответствии с требованиями ФГОС по начальному общему образованию учащихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС по образованию учащихся с умственными недостатками (умственными недостатками) ожидаемые результаты процесса социализации детей – личные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и самоопределению персонала, обучение, мотивация к обучению и познавательной деятельности в фокусе, систем общественных отношений и межличностных значительные взгляды на значение и смысл, которые отражают позиции и гражданина в деятельности, социальные навыки, правового сознания, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность понимать идентичности России в условиях культурного многообразия. Результаты процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают приобретение ребенком навыков, необходимых для успешной социализации после выхода из центра содержания под стражей. То есть, готовность учеников к самостоятельной жизни в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социализация — это непрерывный жизненный процесс корреляции и увязки индивидуальных особенностей человека с социальными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеющий серьезные эмоциональные и социальные последствия для индивида.
Специфика функционирования детского дома как педагогической системы заключается в том, что:
- в процессе обучения и воспитания дети должны изучать различные социальные переживания в качестве психологического ресурса для дальнейшего развития и профессиональной реализации;
- в области жизнеобеспечения учащиеся должны приобрести багаж знаний и навыков, которые помогут им наладить свою повседневную и семейную жизнь в будущем; во внеклассной области результатом должно стать открытие и реализация детьми своих продуктивных творческих талантов и способностей;
- дети будут обучаться самостоятельной жизни посредством социального проектирования и сопровождения процесса жизненного и профессионального самоопределения.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Абельбейсов, В.А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социология образования, 2017. – № 7. – С. 51-56
2. Аргунова Л. Социализация выпускников детского дома // Беспризорник. - 2018. - N 5. - С. 21-23.
3. Афракова С. Шефы помогают социализации // Вопр. соц. обеспечения. - 2017. - N 4. - С. 10.
4. Байер Е. Жизнеустройство детей-сирот // Соц. педагогика. – 2016. - N 3. - С. 118-121.
5. Бегидова С.Н., Морозова И.В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//Вестник Адыгейского государственного университета, 2015. – №3. – С.53-56.
6. Бобылева И. А. Семейное сопровождение постинтернатной адаптации сирот // Вестн. психосоц. и коррекционно-реабилитац. работы. - 2017. - N 1. - С. 69-75.
7. Вербицкая О. В. Наша задача - помочь ребенку адаптироваться в социальной среде // Дополн. образование и воспитание. - 2018. - N 3. - С. 63-64.
8. Волохатова В. М. Социальное развитие и адаптация детей-сирот // Там же. - 2018. - N 1. - С. 31-35.
9. Ежова Л.В. Деинституциализация воспитания детей-сирот: российский дискурс и практика / Л.В. Ежова, Е.М. Порецкина // Журнал исследований социальной политики. – 2017. – Т.2. – № 2. – С. 27-34.
10. Крестинина И. А. Проблемы и социально-психологические особенности воспитанников детских домов и школ-интернатов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. - N 2. - С. 3-11.
11. Кукушин, В.С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / B.C. Кукушин. – Ростов н/Д: МарТ, 2016. – 336 с.
12. Курилко Л. В. Постинтернатный патронат - современная форма социализации выпускников детских домов // Соц. работа. - 2018. - N 3. - С. 52-57.
13. Леонтьева М.С. Теоретические проблемы социализации и социализации детей-сирот / М.С. Леонтьева // Известия Тульского государственного университета. – 2013. – Вып.3-2. – С.149-157.
14. Лондаджим Т. Социокультурная адаптация: сущность и функции / Т. Лондаджим // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2015. – № 11 (54). –109-112.
15. Макеева И.А. Социализация детей-сирот: сущность, проблемы, специфика / И.А. Макеева // Общественные науки. – 2017. – № 5. – С. 184- 189.
16. Назарова И. Б. Возможности и условия адаптации сирот // СОЦИС: Социолог. исслед. – 2016. - N 4. - С. 70-77.
17. Нелидов А. Л. Психологическое обеспечение социализации воспитанников детского дома // Вестн. психосоц. и коррекционно-реабилитац. работы. – 2015. - N 2. - С. 31-39.
18. Нониева Е. Проект "Шаг за шагом" // Вопр. соц. обеспечения. – 2017. - N 18. - С. 16-17.
19. Орсаг Ю. В. Модель службы сопровождения профессионально-личностного становления воспитанников Детского дома // Вестн. психосоц. и коррекционно-реабилитац. работы. - 2017. - N 1. - С. 50-69.
20. Орсаг Ю. В. Социальное партнерство детского дома как средство поддержки социально-профессионального становления воспитанников // Шк. и пр-во. - 2018. - N 8. - С. 54-56.
21. Орсаг Ю. Воспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в период их социально-профессиональной адаптации // Соц. педагогика. – 2017. - N 1. - С. 62-69.
22. Полушкина Н.И. Центр поддержки выпускников как ключевое звено региональной системы сопровождения / Н.И. Полушкина // Социальная педагогика. – 2016. – №5. – С. 38-41.
23. Присяжная Н.В. Дети-сироты: постинтернатное жизнеустройство / Н.В. Присяжная // Социологические исследования. – 2017. – №11. – С. 54-63.
24. Радина Н. К. Вклад "непсихологических" факторов в адаптированность выпускников интернатных учреждений: дайджест // Психология обучения. – 2015. - N 12. - С. 47-48.
25. Радина Н. К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов и интернатов // Журн. прикладной психологии. – 2015. - N 4. - С. 50-55.
26. Радина Н. К. Прошлое, настоящее и будущее в "историях жизни" выпускников детских домов: дайджест // Психология обучения. – 2016. - N 2. - С. 49-51.
27. Сакваралидзе Е.В. Проблемы социализации выпускников интернатных учреждений / Е.В. Сакваралидзе // Вестник образования. – 2017. – № 1. – С. 4-10.
28. Сапожникова Т.И., Логинова Е.Н. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности //Социология, 2013. – № 4. – С. 77-82.
29. Семья Г.В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот / Г.В. Семья, Н.Ф. Плясов, Г.И. Плясова. – М.: Полиграфсервис, 2015. – 127 с.
30. Шабанова С. Состояться человеком // Народ. образование. - 2016. - N 7. - С. 237-240.
31. Шахманова А.Ш. Сиротство как социально-историческое явление / А.Ш. Шахманова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – № 6. – С. 63-68.
32. Шахманова, А. Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста / А.Ш. Шахманова. - М.: Академия, 2016. - 192 c.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней