Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня, когда многие люди стремятся найти себе работу в различных сферах деятельности, даже если в ней ранее не работали, аттестация персонала предстает ключевым фактором, чтобы судить о том, подходит тот или иной претендент на должность или нет. Необходимость и полезность аттестации очевидна – благодаря ей беспристрастно можно определить творческую ценность каждого работника для того или иного конкретного предприятия.
Аттестация призвана не только решать, вполне конкретные задачи (совершенствование управления персоналом и расстановки кадров, формирование резерва на выдвижение, определение потребности в повышении квалификации и управлении карьерой сотрудников, совершенствование форм и методов работы самих руководителей), но и проводить подготовку и апробацию новых мотивационных моделей. Без этого аттестация превращается в формальную процедуру.
К сожалению, современная практика проведения внутрифирменных (внутрипроизводственных) аттестаций свидетельствует, что чаще всего они проводятся формально, исключительно с учетом требований соответствующих нормативных документов или локальных положений, разрабатываемых самими предприятиями (организациями). Такой подход не дает возможность в полной мере дать оценку деловым и профессиональным качествам работников и правильно определить меры мотивационного воздействия.
Сегодня можно говорить о совершенно новом этапе аттестации, при котором вместо массовых кампаний, носящих, как правило, формальный характер, многие, как крупные, так и мелкие компании берут за основу, оценку по компетенциям, чтобы понимать уровень профессионализма и профессиональной пригодности к работе конкретного сотрудника в современных условиях.
Цель данной курсовой работы - изучить технологию аттестации как одного из элементов оценки персонала в компании АО «Аэропорт Толмачево».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить сущность понятия и значимость аттестации как оценки управления персоналом;
2. рассмотреть методы проведения аттестации персонала;
3. определить программу исследования аттестации персонала в АО «Аэропорт Толмачево»;
4. провести анализ результатов технологии аттестации персонала в АО «Аэропорт Толмачево»;
5. предложить рекомендации, направленные на совершенствование технологии аттестации персонала в АО «Аэропорт Толмачево».
Объект исследования – оценка деятельности персонала.
Предмет исследования – аттестация как технология оценки деятельности персонала.
Методологической основой данной курсовой работы послужил анализ и синтез, сравнение, экономико-статистический, системный подход, изучение литературных и иных источников, посвященных проблемам оценки персонала, особенностям кадрового менеджмента, теории и практики управления персоналом и др.; анализ существующих методов оценки и практики их применения.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для построения и разработки системы аттестации персонала как в АО «Аэропорт Толмачево», так и в других аэропортах на территории РФ для усовершенствования работы в целом, что поспособствует улучшению деятельности аэропорта.
Работа структурирована и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и источников, приложения.
Глава 1. Теоретические основы аттестации персонала
1.1 Аттестации персонала: понятие, цели, задачи, этапы
Аттестация персонала представляет собой структурированное кадровое мероприятие, в рамках которого руководство проводит оценку уровня развития трудовых, личностных и должностных соответствий работников.
Разные авторы по-разному подходят к определению, что же такое «аттестация».
Например, одни авторы: Иванова-Швец Л.Н., Корсакова А.А., Тарасова С.Л. отмечают, что аттестация персонала – это определенные кадровые мероприятия, которые призваны оценить соответствие уровня труда предъявляемым требованиям.
Другие, Коннова А., Егоршин А.П. и Филимонова С.Г. под аттестацией персонала подразумевают один из элементов кадровой работы, цель заключается в периодическом освидетельствовании профессиональной пригодности, а также рассматривают в качестве комплексной оценки персонала, учитывающей будущий потенциал работника, а также вклад работника в конечный результат за определенный период времени.
Таким образом, можно сделать вывод, что ученые рассматривают аттестацию каждый по-своему.
Многие авторы считают, что это проводимая в установленном законодательством порядке оценка результатов деятельности работника.
Другие авторы считают, что аттестация персонала — это комплексная оценка сильных и слабых сторон сотрудников.
В связи с этим, мы дадим свое определение, что же такое аттестация. Аттестация персонала представляет собой комплексную и регламентированную законодательством оценочную процедуру, проводимую в определенный промежуток времени с определённой периодичностью для оценивания соответствия сотрудника занимаемой им должности, а также обладающую законной юридической силой для его повышения, либо перемещения или увольнения работника.
Также аттестация характеризуется как аспект развития персонала.
Заключение
Аттестация призвана не только решать, вполне конкретные задачи (совершенствование управления персоналом и расстановки кадров, формирование резерва на выдвижение, определение потребности в повышении квалификации и управлении карьерой сотрудников, совершенствование форм и методов работы самих руководителей), но и проводить подготовку и апробацию новых мотивационных моделей. Без этого аттестация превращается в формальную процедуру.
К сожалению, современная практика проведения внутрифирменных (внутрипроизводственных) аттестаций свидетельствует, что чаще всего они проводятся формально, исключительно с учетом требований соответствующих нормативных документов или локальных положений, разрабатываемых самими предприятиями (организациями). Такой подход не дает возможность в полной мере дать оценку деловым и профессиональным качествам работников и правильно определить меры мотивационного воздействия.
Сегодня можно говорить о совершенно новом этапе аттестации, при котором вместо массовых кампаний, носящих, как правило, формальный характер, многие, как крупные, так и мелкие компании берут за основу, оценку по компетенциям, чтобы понимать уровень профессионализма и профессиональной пригодности к работе конкретного сотрудника в современных условиях.
В первой главе рассмотрели понятие, цели, задачи, этапы проведения аттестации персонала. Также раскрыли критерии оценивания, которые выбираются для проведения аттестации.
Выделили, какое решение может выносить аттестационная комиссия по результатам проведения аттестации персонала.
Рассмотрели, что дает оценка эффективности аттестации персонала.
Кроме того, в первой главе рассмотрели основные методы проведения аттестации персонала, которые используются сегодня на практике.
Во второй главе провели анализ результатов технологии аттестации в АО «Аэропорт Толмачево».
В результате проведенного анализа выявили, что в рамках опроса: «Довольны ли Вы организацией проведения аттестационных испытаний?» 30% опрошенных довольны тем, как организован процесс проведения аттестационных испытаний, 20% неудовлетворены и по 25% набрали ответы «частично» и «затрудняюсь ответить».
На вопрос: «Удовлетворены ли Вы тем, что аттестационные испытания проводятся по методу «360» с применением 10-ти балльной шкалы оценки?», выявили, что большинство сотрудников положительно относятся к проведению аттестации данным методом. Однако 20% негативно относятся к таком методу оценки.
На вопрос: «Как Вы считаете, отдел по работе с персоналом, справляется ли со своими обязанностями при проведении процедуры аттестации?» были получены ответы: большинство сотрудников положительно оценивают работу сотрудников отдела по работе с персоналом в вопросах проведения аттестационных испытаний. Однако 10% считают, что сотрудники не справляются с возложенными на них обязанностями.
На вопрос: «Как Вы считаете, следует ли отделу по работе с персоналом, принять в штат нового сотрудника, который будет являться экспертом в области аттестации авиаперсонала, а также аттестации сотрудников, занимающихся обслуживанием аэропорта?», выявили, что большинство сотрудников, а именно 45%, высказались положительно за принятие в штат нового сотрудника, который будет являться экспертов в вопросах аттестации авиаперсонала и сотрудников, обслуживающих аэропорт. Однако довольно большой процент, а именно 35% опрошенных, затруднились ответить. 20% высказались, что не согласны с тем, что им требуется в штат новый сотрудник.
В рамках анализа данных о прохождении аттестации сотрудниками отдела по работе с персоналом в АО «Аэропорт Толмачево» за 2018-2020 гг., было установлено, что в 2020 г. все сотрудники были аттестованы. 1 сотрудник был занесен в кадровый резерв по итогам проведения аттестационных испытаний. В 2019 г. были аттестованы 19 чел. и 1 чел. аттестовали условно. После повторной аттестации он подтвердил соответствие занимаемой должности. 2 чел. В 2019 г. были занесены в кадровый резерв и 1 чел. получил повышение оклада по итогам аттестации. 1 чел. был направлен на повышение квалификации.
В 2018 г. мы видим, что только 17 чел прошли аттестацию. 2 чел были аттестованы условно, но при повторной аттестации они подтвердили соответствие занимаемой должности, 1 чел. был не аттестован и уволен. 3 чел. занесли в кадровый резерв. 2 чел получили повышение оклада по итогам аттестации.
Таким образом, можно сделать вывод, что ежегодно уровень профессионализма растет у сотрудников отдела по работе с персоналом в АО «Аэропорт Толмачево», поскольку наблюдается положительная динамика числа тех, кто проходит аттестацию с первого раза.
Затем провели балльную оценку и получили следующие результаты.
В среднем, по итогам проведения оценки методом «360», в рамках самооценки, все аттестуемые себя оценивают на 10 баллов по каждому из предложенных показателей. Средний балл по самооценке составил – 10 баллов. Средний балл по оценке коллег составил – 6,8 балла. Средний балл по оценке руководителем составил – 6,4 балла. Средний балл по оценке коллегами из других подразделений, составил – 8 баллов. Общий средний балл по всем оценкам составил – 7,8 балла. Это является хорошим результатом. Но в рамках оценки коллегами своего подразделения и руководителем, нужно стремиться улучшать свои показатели.
Проводя обобщённый анализ развития профессиональных и личных компетенций, выявили, что большинство компетенций, как профессиональных, так и личных, развиты у сотрудниц отдела по работе с персоналом в АО «Аэропорт Толмачево». Но, стоит отметить, что требуется развитие отдельных компетенций, а также пересмотр самой технологии проведения аттестации, т.к. многие сотрудницы отдела считают, что метод «360является не совсем объективным и не может полностью раскрыть их уровень профессионализма, а также имеющийся потенциал.
В связи с этим, в следующем параграфе предложим рекомендации, которые будут направлены на совершенствование технологий аттестации в АО «Аэропорт Толмачево».
В рамках совершенствования технологий аттестации персонала в АО «Аэропорт Толмачево» были предложены следующие рекомендации:
- Разработать отдельные критерии оценки как специалистов, так и руководителей, на основе карт компетенций.
- Ознакомить всех с перечнем критериев.
- Внедрить перечень критериев в процедуру аттестации.
- Предложить на рассмотрение руководству кандидатуры специалистов для включения в аттестационную комиссию.
- Изменить состав аттестационных комиссий.
- Провести обучение членов аттестационной комиссии.
- Утвердить состав аттестационных комиссий.
- Разработать электронную программу для автоматизирования сбора и статистической обработки данных аттестации.
- Провести обучающий семинар для секретарей аттестационных комиссий.
- Утвердить проведение процедуры аттестации в электронном варианте.
- Внедрение проведения аттестации с применением деловых игр, решения кейсов.
- Выполнение аттестационной квалификационной работы.
- Собеседование по компетенциям при участии психолога.
Все предложенные мероприятия будут реализованы собственными силами без привлечения дополнительных специалистов, поскольку представляются наиболее экономически выгодными для АО «Аэропорт Толмачево».
Внедрение предложенных мероприятий по аттестации персонала позволит руководству АО «Аэропорт Толмачево» решить ряд проблем:
- повышение профессиональной компетенции сотрудников и комплектование подразделений высококвалифицированными кадрами с высоким уровнем компетенций;
- повышение компетенции профессиональных навыков работников даст возможность избежать возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций, с которыми можно столкнуться в аэропорту;
- внимание к повышению уровня компетентности персонала повысит уровень лояльности к организации;
- непрерывное повышение квалификации даст возможность снижать случае не прохождения аттестационных испытаний.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников
1. Армстронг Майкл. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб.: Питер, 2018. – 1040 с.
2. Болдырева Н. В. Управление персоналом: современный подход (учебное пособие). Воронеж: ВГПУ, М.: Наука: информ. 2018. – 195 с.
3. Горленко О. А., Ерохин Д. В., Можаева Т. П. Управление персоналом. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. - 250 с.
4. Горленко О. А. Управление персоналом: учебник для вузов / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 249 с.
5. Исаева О. М., Припорова Е. А. Управление персоналом. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт. 2019. - 168 с.
6. Кибанов А. Я., Ивановская Л. В. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Учебно-практическое пособие. — М.: Проспект. 2020. - 64 с.
7. Кузина И.Г., Панфилова А.О. Социология управления персоналом. Учебное пособие. — М.: Проспект. 2020. - 160 с.
8. Кязимов К. Г. Управление персоналом. Профессиональное обучение и развитие. – М.: Юрайт. 2019. - 202 с.
9. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: Интел-Синтез, 2017. - 355 с.
10. Маслова В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / В. М. Маслова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 431 с.
11. Мизинцева М. Ф. Оценка персонала: учебник и практикум для вузов / М. Ф. Мизинцева, А. Р. Сардарян. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 378 с.
12. Моргунов Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для вузов / Е. Б. Моргунов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 424 с.
13. Одегов Ю. Г. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2021. — 467 с.
14. Пугачев В. П. Управление персоналом организации. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2019. - 402 с.
15. Пугачев В. П. Управление персоналом организации: учебник и практикум для вузов / В. П. Пугачев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 402 с.
16. Руденко А. М., Котлярова В. В., Латышева А. Т. Управление персоналом. Учебное пособие. – М.: Феникс. 2020. - 320 с.
17. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / А. А. Литвинюк [и др.] ; под редакцией А. А. Литвинюка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 498 с.
18. Управление человеческими ресурсами: учебник и практикум для вузов / О. А. Лапшова [и др.] ; под общей редакцией О. А. Лапшовой. — М: Издательство Юрайт, 2021. — 406 с.
19. Хруцкий В. Е. Оценка персонала. Сбалансированная система показателей: учебное пособие для вузов / В. Е. Хруцкий, Р. А. Толмачев, Р. В. Хруцкий. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 208 с.
20. Басиева Л.В., Севостьянова И.И. Аттестации персонала: понятие и сущность // Научные известия. - 2016. - №4. – С.22-25
21. Бачина Е. С. Методы оценки персонала // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 139-144.
22. Капанина Ю. В. Принципы проведения аттестации/ Ю. В. Капанина // Главная книга. - 2016. - № 6. - С. 61 - 63.
23. Куревина Л. Аттестация работников / Л. Куревина // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2016. - № 1. - С. 63 - 71.
24. Курнюшенкова А.Е. Особенности проведения аттестации персонала на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности (на примере ОАО «Горизонт») // В книге: Гагаринские чтения – 2019: сборник тезисов докладов XLV Международной молодежной научной конференции. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). М., 2019. - С. 1037–1038.
25. Панина Д. Ю. Проводим аттестацию, или, как уволить плохого работника? [Текст] / Д. Ю. Панина // Руководитель бюджетной организации. - 2016. - № 5. - С. 67 - 76.
26. Просвирина Н.В. Анализ аттестации персонала предприятия авиационной промышленности // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 12-1. – С. 116-121
27. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Интегрированный подход в подготовке и развитии персонала на предприятиях авиационной отрасли // Финансовая экономика. 2018. - № 7. - С. 202–205.
28. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Повышение конкурентоспособности авиационного предприятия за счет эффективного управления трудовыми ресурсами // Экономика и предпринимательство. -2018. - № 10 (99). - С. 622–628.
29. Чистякова Л. А. Система аттестации персонала: новый подход [Текст] / Л. А. Чистякова // Налоговый вестник. - 2016. - № 1. - С. 10 - 19.
30. Чуланова О. Л. Мониторинг применения компетентностного подхода в управлении персоналом организаций малого и среднего бизнеса региона/ О. Л. Чуланова // Уровень жизни населения регионов России. – 2017. – №2 (192). – С. 55-61
31. Аттестация – методы оценки персонала. URL: https://hrhelpline.ru/attestatsiya-metody-otsenki-personala/ (дата обращения 24.05.2021)