Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы Актуальность темы работы обосновывается тем, что в настоящее время наше общество находится на стадии структурных преобразований и изменений общесистемного характера. Именно сейчас, проводя реформы во всех сферах общественной жизни, закладывается фундамент, основы будущего экономического, политического, социального устройства. Объективно создается реальная система гарантий законности в государстве, в том числе в сфере социального обслуживания населения.
В последние годы все больше внимания уделяется социальному обслуживанию, социальному обеспечению и социальной политике государства, которая является инструментом, «переходным мостиком» к социальному государству как таковому.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с социальном обслуживанием населения.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие социальное обслуживание, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение социального обслуживания населения.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть Российскую Федерацию как социальное государство;
• Изучить социальную поддержку населения в РФ;
• Проанализировать правовое регулирование социального обслуживания;
• Исследовать социальные службы в социальном обслуживании различных категорий населения;
• Определить тенденции развития социального обслуживания населения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правововые основы социального обслуживания населения
1.1. Российская Федерация как социальное государство
Социальное государство - понятие достаточно содержательное. Представляется обоснованной позицию, согласно которой из ст. 7 Конституции РФ может быть выведена социальная направленность всей финансовой деятельности государства и финансового планирования как ее неотъемлемой части.
Государство, считающееся социальным стремится к сглаживанию социального неравенства, преодолению его крайних форм, само же социальное неравенство - естественное состояние общества. В этом, как представляется, выражается направленность политики государства «для народа». Несмотря на то что, данное выражение отсутствует в ст. 2 Конституции РФ, но это не означает оторванности государства от интересов народа. Подтверждением и является часть 1 ст. 7 Конституции РФ, закрепляющая, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Для характеристики социальной активности государства наука использует категории «функция государства» и «социальная функция государства». Практическую значимость данных категорий переоценить сложно, так как их исследование дает возможность определить характер деятельности государства, выбрать приоритеты его развития. Именно в содержании социальной функции государства кроется смысл социальной сущности современного российского общества.
Осмыслению понятия и содержания социальной функции государства посвятили свои труды С.Ю. Анохина, С.В. Бабаев, М.И. Байтин, А.И. Гнатенко, Е.Ю. Добрынин, А.В. Курагин, Л.А. Морозова, Н.Б. Пахоленко, О.В. Родионова, Т.Н. Радько, Ю.А. Тихомиров, Н.В. Черноголовкин и др. Однако до настоящего времени единого подхода к пониманию категорий «функции государства» и «социальная функция государства» не выработано. Это связано, во-первых, с отсутствием легального определения данных дефиниций, во-вторых, с многогранностью и сложностью самого феномена государства и, в-третьих, с неясностью содержания понятия «социальность».
Несмотря на признанные сегодня достоинства материалистического мировоззрения, отождествление понятий «содержание государства» и «функции государства» вряд ли справедливо. Такой подход обедняет смысл феномена государства, упрощает, «механизирует» содержание его деятельности. В то же время следует признать, что в каждый исторический период складываются особые общественные отношения, проблемные аспекты которых государство должно решать посредством поставленных перед ним задач.
Современная гуманитарная и естественная наука не выработала единства в отношении категории «функция». В математике, как переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины, в биологии, как работа, производимая органом, организмом. Очевидно, процесс познания социальной действительности часто затрудняется неточностью либо многогранностью терминов, используемых в первоисточниках и специальной литературе.
С.Е. Коробов отмечает, что социальная функция государства тесно связана с экономической, поскольку без существенного экономического роста, базирующегося на эффективном использовании ресурсов, невозможно обеспечить в достаточной степени финансирование социальных нужд.
Социальную функцию государства нередко приравнивают к мерам деятельности. Такая функция охватывает меры по удовлетворению социальных потребностей людей, борьбу с безработицей, бедностью, обеспечение необходимыми условиями труда и т.д. В.Н. Казаков утверждает, что под ней необходимо понимать осуществление мер по удовлетворению потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни для населения, обеспечение необходимых условий труда и др. Такое отождествление, на наш взгляд, не является методологически верным. Меры реализации социальной функции государства выступают лишь средствами (инструментом), с помощью которых обеспечивается достижение конечного результата (цели), составляющего само содержание социальной функции государства.
Зачастую при анализе социальной функции государства употребляют понятие «социальная сфера», не имеющее легального определения. Обе категории тесно взаимосвязаны: социальная функция государства выражает деятельность государства в социальной сфере, а социальная сфера представляет собой «важнейшую подсистему общества, область общественной деятельности, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния». Таким образом, между данными понятиями устанавливается субъектно-объектная связь.
Еще одной «родственной» категорией представляется «социальная политика». Она является одним из элементов общей стратегии государства, представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни населения, включает в себя формы регулирования общественных отношений, в том числе и реализацию принципа социальной справедливости. Объектом социальной политики выступает социальная сфера. Социальная политика государства - явление динамичное, поскольку политика связана не только с интересами государства в целом, но и с интересами конкретных политических групп, которые стоят в данное время у власти. В связи с этим конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может иметь различное содержание.
Ключевая цель государства в социальной сфере сформулирована в ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Между тем законодатель не раскрывает данные понятия.
Анализ вышеизложенного подтверждает многоаспектность содержания социальной функции государства, объединенную смыслом обеспечить благополучие граждан, «максимальный минимум», гарантированный государством. В системном плане социальную функцию государства можно представить как комплекс элементов, каждый из которых представлен конкретным направлением социальной деятельности государства, подкрепленным нормативно-правовым обеспечением, осуществляемым системой органов государственной власти. Вполне логично представить структуру социальной деятельности государства через такие категории, как цель, средства и результат: цель - идеальный сформированный сознанием результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия; средства, используемые для осуществления социальной функции, - комплекс мер социального и правового характера (регламентация субъективных прав и обязанностей, установление ответственности, формирование механизма правового регулирования социальных гарантий и т.д.); результат - наличие удовлетворенных потребностей граждан в социальной сфере.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что понятие «социальная функция государства» многогранно. В научных кругах она трактуется по-разному: как направления (стороны) деятельности государства; как основные направления социальной политики; как мера деятельности государства и др. Следует разграничивать категорию «социальная функция государства» с близкими, но неравнозначными явлениями - социальной сферой и социальной политикой. Социальная функция государства тесно связана с другими функциями государства, в первую очередь с экономической; иные функции государства подчинены социальной функции, поскольку обеспечивают возможность ее реализации.
Учитывая вышеизложенное, возможно сформулировать следующее определение: социальная функция государства - основное направление деятельности государства с целью обеспечения благополучия граждан путем создания условий для достойной жизни и свободного развития человека, реализуемых посредством комплекса социально-правовых мер на основе принципов справедливости, уважения достоинства личности, законности.
Представляется, что конституционный концепт социального государства, следует дополнить рядом положений и механизмом реализации:
- социальное государство устремлено к достижению социальной справедливости;
- государственная социальная политика направлена на обеспечение достойного уровня жизни и самореализации каждого гражданина;
- государство обеспечивает баланс интересов всех граждан РФ, их объединений, юридических лиц и общества в соответствии с принципом социальной справедливости;
- государство, в соответствии с социальными стандартами, стремится поддерживать благосостояние и благополучие всего народа и каждого гражданина;
- государство стремится свести к минимуму неравенство в социальных уровнях и возможностях граждан, в том числе имеющих разный уровень дохода и разное имущественное положение;
- государство поддерживает социальное партнерство и социальную ответственность граждан и их объединений.
Таким образом функции социального государства выражаются в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
3. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
5. Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 N 1236 «Об утверждении Примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» // Собрание законодательства РФ, 01.12.2014, N 48, ст. 6872.
6. Паспорт Программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 // Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, N 17, ст. 2059.
7. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945.
8. Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 19.05.2008, N 20, ст. 2290.
9. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Приложение к Приказу Минтруда России от 17.04.2014 N 258н «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания» // Российская газета, N 124, 04.06.2014.
11. Письмо Минтруда России «Об обеспечении реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и качества услуг в социальной сфере, оптимизацию бюджетной сети, а также корректировку планов мероприятий («дорожных карт»), касающихся изменений в отраслях социальной сферы» от 07.03.2014 N 12-0/10/П-1077 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Письмо ФССП России от 29.07.2016 N 00071/16/69976-АП «О направлении Методических рекомендаций» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов, N 10, 2016.
13. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание законодательства РФ, 07.08.1995, N 32, ст. 3198. Утратил силу.
14. Алексеев Ю. Хочешь выжить - заплати // Социальная защита. 2016. N 7. С. 49.
15. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2015. С. 281.
16. Благодир А.Л. К вопросу о формировании системы социально-обеспечительного законодательства к началу 90-х годов XX века // Социальное и пенсионное право. 2016. N 2. С. 26 - 30.
17. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 9.
18. Волчок Н. Попросят проявить сознательность // Социальная защита. 2016. N 1. С. 55 - 56.
19. Головина Е.А. Видоизменение государственного контроля в законодательстве. Казань, 2016. С. 20.
20. Глотов С.А., Ращупкина М.Г. И снова о ст. 7 Конституции Российской Федерации (как мы строим социальное государство) // Безопасность бизнеса. 2019. N 4. С. 26.
21. Захарова Ю.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. С. 31.
22. Захаров А.Л., Анохина А.Н., Славкина А.Н., Крестинина К.В. Контроль за реализацией социально-экономических прав граждан на уровне субъекта Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 7. С. 24.
23. Казаков В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2015. С. 75.
24. Кирилловых А.А. Развитие пенсионной реформы и проблемы ее правового обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2011. N 1. С. 25.
25. Климин И.А. Теория определения уровня демократического государства. СПб., 2016. С. 40.
26. Корсаненкова Ю.Б. Проблемы правового регулирования современного института социального обслуживания граждан Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2017. N 2. С. 13.
27. Кудряшова Е.В. Целеполагание как составляющая механизма правового регулирования государственного планирования в сфере финансов // Юрист. 2013. N 16. С. 37 - 41.
28. Максимова М.Н. Экономический механизм ресурсообеспечения системы социального обслуживания: Монография. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. С. 269 - 270.
29. Максимова М.Н., Гинсбург М.В. Региональная система социального обслуживания населения (на примере Республики Татарстан): Монография / Под общ. ред. М.Н. Максимовой. Казань: Медицина, 2011. С. 50, 61.
30. Положительный опыт предоставления социальных услуг в странах Юго-Восточной Европы. М.: МОТ, 2008. 124 с.
31. Понятовская О. Условия проживания и уход // Социальная защита. 2016. N 7. С. 44.
32. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 87.
33. Сивакова И.В. Административные изменения в системе социального обеспечения: повторение исторического опыта // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 3. С. 396 - 403.
34. Ситдикова Л.Б. Сфера публичных услуг в гражданском обороте // Российская юстиция. 2015. N 4. С. 2 - 5.
35. Тяпухина Ю.В. Контроль, виды, классификация. М., 2017. С. 32.
36. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. С. 730.
37. Хамитова Г.М., Гимадиева Р.Р. Анализ разработанности нормативно-правовой базы Российской Федерации о платных услугах социального обслуживания // Социальное и пенсионное право. 2019. N 1. С. 21.
38. Шелудякова Т.В. Правовое регулирование и анализ принципов социальной политики государства // Социальное и пенсионное право. 2016. N 3. С. 15.